ЛАНИТ в качестве одного из поставщиков информационных решений разработал и внедрил интеграционное решение, заложившее основу SOA для ИТ-инфраструктуры БИНБАНКа. Развертывание SOA-архитектуры обеспечено благодаря интеграционной платформе, созданной на базе лидирующих в данном сегменте продуктов Oracle Fusion Middleware.

О заказчике

БИНБАНК - активно развивающийся коммерческий банк с широкой сетью продаж в регионах Российской Федерации. БИНБАНК стремится занимать лидирующие позиции на финансовом рынке страны, превосходя по качеству и количеству предоставляемых услуг многие банки Москвы и России. БИНБАНК предоставляет современные и качественные финансовые услуги корпоративным и частным клиентам, способствующие всестороннему развитию бизнеса, повышению благосостояния клиентов и росту доходов акционеров.

Ситуация

Улучшение качества продуктов и услуг, предлагаемых клиентам, повышение эффективности бизнес-процессов и конкурентоспособности, оптимизация инфраструктуры и расходов — таковы требования, которые предстояло решить в ходе реализации проекта.

До начала проекта в банке преобладала точечная интеграция между разнообразными банковскими системами, в том числе и Автоматизированными Банковскими Системами (АБС); существовали централизованные системы: кредитная, скоринговая, интернет-банк, процессинг, но отсутствовали интеграционные решения. Шлюз для обмена данными собственной разработки не справлялся с нагрузкой; отсутствовала возможность быстрого создания новых услуг, требующих интеграции с банковскими системами.

Для реализации проекта, начиная с внедрения и заканчивая интеграционными работами, были избраны технологии, основанные на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) – именно их использование позволило улучшить производительность и гибкость созданной ИТ-инфраструктуры.

Реализация проекта

Интеграционное решение, предложенное ЛАНИТ, реализовывалось в два этапа.

На первом этапе была осуществлена интеграция приложений и обеспечено их совместное функционирование с целью рационализации выполняемых в Банке бизнес-процессов.

В рамках проекта были успешно решены следующие задачи:

  • объединение корпоративных систем в единое информационное пространство;
  • проектирование модели данных, а также маршрутизация и трансформация событий между интегрируемыми системами;
  • гибкое масштабирование системы для возможного расширения филиальной сети;
  • разработка функциональности повторного использования создаваемых сервисов.

По результатам первого этапа в БИНБАНКе выстроено информационное пространство, в рамках которого через интеграционную платформу ежедневно проходит порядка 400 000 событий, производится обмен между 170 источниками информации (при 9 различных типах информационных систем).

Вторым этапом развития интеграционной среды стал переход на новую автоматизированную банковскую систему АБС BANCs. Важным требованием при построении архитектуры и разработке интеграционного решения стала необходимость осуществления плавного перехода филиалов с децентрализованной схемы работы на новую централизованную АБС Bancs.

Новые задачи, поставленные перед специалистами ЛАНИТ, включали в себя:

  • информационную поддержку и обеспечение замены банковской системы;
  • реализацию перехода от распределенной к централизованной схеме ИТ-инфраструктуры – повышение ее контролируемости;
  • возможность повторного использования и тиражирования уже имеющихся и создаваемых бизнес сервисов;
  • возможность автоматизации бизнес-процессов (BPM);
  • постоянное совершенствование процессов – BAM, SOA Governance

Описание решения «Внедрение АБС Bancs»

Перед компанией «ЛАНИТ» была поставлена ключевая задача – используя накопленный в Банке опыт решения интеграционных задач, построить SOA-архитектуру, обеспечить интеграцию внедряемых и существующих систем в единое информационное пространство Банка и автоматизировать ключевые информационные потоки между банковскими системами для осуществления безотказной работы необходимых банковских процессов. Важным требованием при построении архитектуры и разработке интеграционного решения стала необходимость осуществления плавного перехода филиалов с децентрализованной схемы работы на новую централизованную АБС.

Для построения интеграционной инфраструктуры в рамках данного решения использовано специализированное программное обеспечение корпорации Oracle: Oracle WebLogic Server 10g, Oracle Service Bus 10g, Oracle WebLogic Portal 10g, Oracle WebLogic Integration 10g.

Общая концепция построения интеграционного решения

Центральным компонентом интеграционного решения является сервисная шина, выполненная при использовании продукта Oracle Service Bus 10g.

Сервисная шина обеспечивает:

  • слабую связанность сервисов и их клиентов - посредничество между сервисом и его клиентом (техническая реализация сервиса: транспорт, схема безопасности и формат сообщений);
  • мониторинг и управление сервисами - своевременное предотвращение потенциальных проблем в интеграционной среде, контроль доступа к сервисам.

На уровне сервисов доступа к данным происходят вызовы внутренних функций и операций банковских систем. Сервисы этого уровня являются элементарными строительными блоками для создания бизнес-сервисов, но также могут использоваться в качестве компонентов других уровней. Здесь решается задача по предоставлению удобных к использованию в среде SOA интерфейсов к уже имеющимся банковским системам,

В случае, когда у имеющихся банковских и других систем нет интерфейса в виде web-сервисов, компанией ЛАНИТ разрабатываются адаптеры, которые развертываются на сервере приложений Oracle WebLogic Server 10g.

Используя интерфейсы к имеющимся системам, бизнес-сервисы реализуют элементы функциональности более высокого уровня. Данные сервисы используются непосредственно в пользовательских приложениях, а также повторно в различных бизнес-процессах. Именно возможность повторного использования этих сервисов обеспечивается на уровне оркестровки (Oracle WebLogic Integration 10g). Созданные бизнес-сервисы также могут входить в другие бизнес-сервисы, формируя сервисы еще более высокого уровня.

С технической точки зрения данные компоненты представляют собой web-сервисы, которые включают в себя оркестровку других сервисов (сервисов доступа к данным или атомарных операций в банковских системах) и некоторую дополнительную логику для формирования осмысленных с точки зрения бизнеса операций.

На уровне бизнес-процессов осуществляется идентификация, формализация и исполнение значимых для деятельности Банка бизнес-процессов. Их реализация в такой форме позволяет увеличить гибкость IT-инфраструктуры банка, одновременно добавляя возможность анализа эффективности деятельности банка в терминах «бизнеса».

Презентационный уровень (реализация на Oracle WebLogic Portal 10g) решения включает в себя административные сервисы, предоставляющие средства для управления и мониторинга работы интеграционного решения.

Концепция создаваемой информационной среды подразумевает возможность консолидации имеющихся и разрабатываемых внутренних web-ресурсов в единый внутренний портал Банка, как следствие банк получает прямой экономический эффект от внедрения интеграционного решения:

  • увеличение продуктивности работы сотрудников за счет унификации рабочих мест и упрощения доступа к информации;
  • снижение затрат на администрирование и обслуживание IT-инфраструктуры;
  • снижение затрат на разработку новых приложений.

Результаты

В соответствии с выработанной идеологией, последующая постепенная замена всех существующих разнородных АБС на единую, централизованную систему Bancs потреб овала лишь небольших изменений в реализации сервисов, практически не затрагивая значимые для Банка бизнес-процессы.

Идентификация, централизация и формализация бизнес-процессов и информационных потоков Банка, реализация их на основе повторно используемых и слабосвязанных сервисов в соответствии с концепцией SOA позволяет уменьшить зависимость систем и критически важных бизнес-процессов Банка от используемых в данный момент АБС.

Комплексное интеграционное решение в SOA-архитектуре на базе продуктов корпорации Oracle Fusion Middleware отличается высокой отказоустойчивостью, производительностью и безопасностью, обладает архитектурой, позволяющей гибко переводить филиалы на новую банковскую систему. О качестве работы ЛАНИТ говорит и тот факт, что на поддержку системы интеграции в банке не было выделенного ресурса. Принципиальна и стоимость самой тех поддержки, которую обеспечивает ЛАНИТ, это действительно небольшая сумма для систем такого класса.

Все это позволяет снизить расходы на автоматизацию новых бизнес-процессов и свести к минимуму стоимость подключения новых систем к единой SOA-инфраструктуре.

Денис Реймер, директор Департамента интегрированных бизнес решений ЛАНИТ: «Специалисты ЛАНИТ, выступив в качестве архитектора, разработчика и интегратора, построили высоконадежное комплексное интеграционное решение в SOA-архитектуре на базе продуктов корпорации Oracle линейки Oracle Fusion Middleware. Данное решение отличается высокой отказоустойчивостью, производительностью и безопасностью, обладает архитектурой, позволяющей гибко переводить существующие филиалы на новую банковскую систему. Это позволяет снизить расходы на автоматизацию новых бизнес-процессов и свести к минимуму стоимость подключения новых систем к единой SOA-инфраструктуре. Решение ЛАНИТ дает возможность Банку не только успешно внедрить новые банковские системы, но и заложить основу для дальнейшего развития и эффективной автоматизации бизнес-процессов».