Практическое использование концепции business-to-business (B2B) в нынешней фазе развития Интернета способствует все более четкому выделению в этой сфере вертикальных рынков и, кроме того, идет на пользу самой Всемирной сети, помогая разрешению ее извечной проблемы: недостаточной структуризации ресурсов. Это очевидный факт современного развития западного делового Интернета. Несмотря на неутихающие споры по поводу того, имеют ли место в принципе между российскими предприятиями отношения типа B2B, вышеупомянутая тенденция определенно начинает прорисовываться и у нас в стране. Состоявшаяся с 19 по 23 июня 2000 года конференция «Интернет-Бизнес-Металл», организованная Московским государственным институтом стали и сплавов совместно с компанией «Интеллектуальные ресурсы» (http://www.intres.ru), явно служит тому подтверждением. На ней присутствовали представители примерно восьмидесяти крупных предприятий металлургической отрасли, а с учетом докладчиков и спонсоров количество компаний, так или иначе задействованных в работе конференции, приблизилось к 150.

Отчасти причиной такого интереса, а говоря более широко — стимулом к поддержанию деятельности вертикального сообщества отечественных металлургов стал созданный компанией «Интеллектуальные ресурсы» Интернет-портал RUSMET.RU (http://www.rusmet.ru), посвященный металлургической отрасли в целом и прежде всего — предоставлению информации о спросе и предложении на соответствующем рынке в масштабах СНГ. «В 1997 году мы начинали, по сути, с организации доски объявлений с ежемесячным количеством посещений, едва ли превышающим сотню, — говорит генеральный директор компании Виктор Ковшевный. — В настоящее время мы имеем весьма богатую и хорошо структурированную информацию о рынке металлопродукции и постепенно движемся в направлении создания электронной биржи металлов. Количество посещений достигает сейчас 40 тысяч в месяц». Здесь самое время сказать, что по прогнозам Andersen Consulting, о чем упоминалось в ходе конференции, к 2005 году от 40 до 60% металлопродукции будет продаваться посредством Web.

Среди докладчиков доминировали представители хорошо известных отечественных и зарубежных компьютерных фирм, в том числе Hewlett-Packard, IBM, Dell, Inprise, Andover Controls, «АйТи», IBS, ComputerAge, и ряда других, многие из которых взяли на себя одновременно и спонсорство форума.

Несмотря на то, что декларирование вертикальной направленности (да и постоянные заявления о поддержке концепции e-business) в корпоративных программно-аппаратных системах многие трактуют как чисто маркетинговые шаги, по представленным на форуме докладам было видно, что компании в состоянии всерьез говорить об информационных проблемах, стоящих перед промышленностью, и даже адекватно смещать акценты в сторону отдельных отраслевых направлений. Даже из кратких тезисов докладов можно было понять, что и отечественные, и зарубежные компании разного профиля, такие как PricewaterhouseCoopers или «АйТи», имеют выделенных отраслевых специалистов и активно работают в этом направлении. Доклады представителей одного из подразделений Hewlett-Packard — HP Consulting — свидетельствовали о том, что компания постоянно проводит мониторинг отрасли в целом, отслеживает мировые тенденции ее Интернет-составляющей и может предложить адекватное решение в России.

Характерно, что о крупных ERP-системах или близких к таковым, несмотря на то что во многих из них имеются развитые Интернет-расширения, речь на форуме практически не велась. По крайней мере среди десятков докладов только IBS и «АйТи» сделали сообщения о стратегии создания корпоративной системы управления — на базе соответственно SAP R/3 и «БОСС-Корпорации». Зато об организации электронного бизнеса и реализации технологических концепций в промышленной среде говорилось предостаточно. Тезисы о применении Java, XML, концепции распределенных объектных приложений, технологии корпоративных порталов, а также о специализированных аппаратных Интернет-решениях для крупного производства звучали более чем отчетливо.

Надо отметить, что представители самих металлургических предприятий во многом оставались пассивными слушателями — от них на форуме был представлен только один доклад. Наверное, это говорит о явной недостаточности инфраструктуры электронного бизнеса, равно как и о дефиците самих комплексных систем управления на предприятиях в настоящее время. А ведь если серьезно отнестись к вышеупомянутому прогнозу Andersen Consulting, то ясно, что именно электронные площадки самих предприятий должны сыграть решающую роль. «Мы предоставляем организациям возможность встретиться друг с другом, — говорит Виктор Ковшевный. — Для совершения электронной сделки и осуществления соответствующих транзакций предприятия должны уходить на свои электронные площадки». Тем не менее, как отмечает тот же г-н Ковшевный, в самое последнее время и здесь наметились серьезные сдвиги.

Будут ли эти сдвиги реальными? Беглый анализ недавних событий позволяет надеяться, что да. SAP R/3, позиции которой в отечественной металлургии традиционно сильны, по свидетельству аналитиков, на сегодняшний момент — одна из наиболее продвинутых в отношении Интернет-технологий ERP-систем и, таким образом, рано или поздно потянет за собой в Сеть своих российских клиентов. Кроме того, на представленную в апреле этого года (в том же МИСиСе) отечественную систему корпоративного управления M-2, сравниваемую ее создателями с R/3, также прежде всего обратили внимание представители металлургической отрасли. Напомним еще, что в середине мая между компаниями «Национальная оптическая конференция», фирмой 3Com и ее российским дистрибьютором RRC было подписано соглашение, нацеленное как раз на развитие сетевой инфраструктуры в металлургической отрасли. Согласно сообщениям, это означает, что через данный союз 3Com фактически собирается инвестировать определенные средства в российскую металлургическую промышленность.

Если же говорить о начинаниях, подобных отраслевому порталу RUSMET.RU, о котором Виктор Ковшевный, со ссылкой на агентство Rambler, говорит как о лидере по посещаемости среди всех отраслевых промышленных порталов в отечественном Интернете, то здесь также наблюдается динамизм. Так, на выставке «Нефтегаз 2000», проведение которой в точности совпало со сроками работы конференции «Интернет-Бизнес-Металл», был представлен портал Neftegaz.ru (http://www.neftegaz.ru), служащий приблизительно тем же целям.