Мы часто обращаемся к Интернету в поисках актуальной информации, запоминаем, по каким адресам в сети можно найти самые оперативные новости или удобный механизм поиска. Знаем, что связь с сетевым миром идет через выбранного Интернет-провайдера. А где и как физически размещается любимый ресурс, в принципе не имеет значения для пользователя.

Хостинг как самостоятельная услуга долго оставался в тени. Именно поэтому у потребителей не сформировалось представление о критериях качества данной услуги, от которой зависит и общий уровень сервиса сайта в том, что касается скорости доступа, и даже функциональные возможности ресурса.

Хостинг или размещение?

Все владельцы сайтов сталкиваются с необходимостью выбирать способ размещения своего ресурса в сети. Персональные странички или некоммерческие проекты в основной своей массе размещаются на бесплатных ресурсах (Narod.ru, Geocities.com), которые хороши для небольших сайтов с малым количеством посещений и невысоким трафиком, которым не требуется набор расширенных сервисов (MySQL, SSL, PHP и пр.). Тем не менее многие персональные сайты со временем переходят на профессиональную основу, когда их владельцы решают иметь собственный адрес в сети вместо бесплатно предоставленного домена третьего уровня. На таких ресурсах и корпоративных сайтах компаний, особенно интегрированных с модулями различных корпоративных систем (таких, как EDI, ERP, CRM), обычно размещаются значительные по объему базы данных, которым необходим гибкий механизм управления. Это означает, что нужен быстрый доступ к базе данных, а это возможно только при размещении Web-узла на высокоскоростном канале. Электронные магазины, B2B-площадки, справочные онлайновые системы и каталоги также требуют высокоскоростного доступа для сотен клиентов одновременно. Понятно, что сервис такого уровня сложности и качества уже не может существовать только за счет рекламы и становится платным. Это различие и рождает понятие профессионального хостинга как вида бизнеса.

Использование американизма "хостинг" (от англ. hosting или housing) вместо русского синонима "размещение" оправдано тем, что это явление зародилось в США. Именно там несколько лет назад этим термином стали обозначать совершенно самостоятельную отрасль Интернета. Одно из наиболее полных определений хостинга было дано консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers: "Web-хостинг включает обеспечение аппаратными средствами, поддержание их работы и управление ими; системные приложения, неприкосновенность контента, безопасность, высокоскоростное подключение Web-сайта к Интернету. В обмен на предоставление таких услуг хостинг-провайдер получает плату с владельца Web-сайта в виде платы при подключении и абонентской платы"*.


*PricewaterhouseCoopers. Kung Wai Ming. Hear what taxman say on foreign web hosting. Business Times, 11.01.2001.

Другими словами, для того чтобы сайт стал виден пользователям Интернета, необходимо выполнение двух условий. Первое: к нему должен быть обеспечен доступ по каналу связи - это задача Интернет-провайдера. Второе: он должен быть записан на жестком диске сервера - это задача хостинг-провайдера. Часто бывает, что Интернет-провайдер предоставляет хостинг на своих серверных площадках, иногда Web-студия предоставляет хостинг на своем сервере. Однако только при размещении сайта в специализированном Центре хранения данных можно добиться гарантий безопасности и надежности. Такие центры (например, UUNET, подразделение MCI WorldCom Company) - это специально построенные для целей хостинга здания, которые оборудованы несколькими автономными системами пожаротушения, кондиционером воздуха для поддержания постоянной температуры и уровня влажности, резервными источниками бесперебойного питания, дизель-генератором на случай отключения питания из внешнего мира. В них обеспечивается запись данных каждые 24 часа и хранение копий в противопожарном сейфе, круглосуточный мониторинг помещений 7 дней в неделю и вооруженная охрана входа в здание. Кроме того, такие центры подключены к нескольким избыточным по количеству и ширине каналам связи. Понятно, что уровень надежности и качества хостинга в подобных центрах данных абсолютно превосходит любые непрофессиональные услуги по размещению. Понятно, что такой хостинг стоит недешево, однако экономия в данном случае - это высокая вероятность потери ресурса и доверия клиентов.

Виды хостинга

Можно выделить три вида профессионального размещения ресурсов в сети. Первый - это аренда места в стойке центра данных для физического размещения собственного сервера (часто используется термин collocation). Это новая услуга, предлагаемая центрами данных, построенными в Москве за последние два года крупными Интернет-провайдерами. По сути, размещение сервера не является хостингом и упоминается здесь скорее как альтернатива хостингу. Такой способ размещения ресурсов в сети подходит для тех, кто имеет свой собственный сервер.

Второй вид - это аренда виртуального сервера для хостинга сайтов. При этом современные технологии позволяют создавать абсолютно автономные в работе виртуальные серверы, которые, физически размещаясь на одном оборудовании, функционируют независимо друг от друга благодаря технологии "разделения сервера", когда для каждого виртуального сервера создается своя операционная система. Благодаря этому для каждого виртуального сервера можно создавать собственные службы: HTTP, DNS, POP, MySQL, SSL, PHP, IMAP, TELNET и т.п. Поэтому виртуальные серверы полностью автономны в работе, как если бы они были физически установлены на разных машинах. Так, если работа сайта тормозится из-за большого количества обращений посетителей или работа виртуального сервера парализована вследствие непрофессиональных действий администратора, то на работе остальных виртуальных серверов на том же выделенном сервере это никак не отражается. Поэтому в отношении надежности виртуальные серверы ничем не уступают выделенным. Подтверждением этого служит и тот факт, что на отдельный виртуальный сервер можно устанавливать любое ПО и на нем могут выполняться любые скрипты - для простого хостинга это немыслимо.

Такие услуги предоставляют специализированные хостинг-провайдеры, арендующие площади в центрах данных и размещающие там свои серверы, на которые, в свою очередь, устанавливаются виртуальные серверы для хостинга сайтов. Такие компании предоставляют как собственно хостинг, так и виртуальные серверы для перепродажи хостинга на них своим реселлерам. Приобретение виртуального сервера - это аренда места на выделенном сервере с некоей квотой автономных ресурсов системы. Такая аренда значительно экономичнее, чем приобретение выделенного сервера, и удобна для мелкого и среднего бизнеса, так как не нужно инвестировать в дорогостоящее серверное оборудование. Доступ к виртуальному серверу осуществляется через протокол FTP (file transfer protocol), для редактирования - через Telnet с помощью UNIX-команд для опытных программистов или часто через приложение, доступное через браузер (для пользователей без специальных навыков программирования). Сейчас в России подобные услуги предоставляют несколько реселлеров американских компаний (например, CoolServer4U, http://coolserver4u.com) и одна европейская - ISPserver (http://ispserver.com).

Третий вид - хостинг сайтов (или виртуальных хостов) представляет собой аренду места на сервере хостинг-провайдера, который имеет свой сервер на площадке центра данных и предоставляет на нем место для хостинга сайтов. К этой категории в основном относятся небольшие компании, размещающие свой сервер у крупных российских Интернет-провайдеров, а также реселлеры хостинга на виртуальных серверах.

Существует и еще один вид хостинга, более присущий российскому рынку Интернета, - его предоставляют некоторые Web-студии самостоятельно на своем сервере, в своем помещении со своим каналом подключения к Интернету. Уровень качества и стоимости в данном случае одинаково низок.

Второй и третий виды хостинга имеют свои преимущества. Пользование услугами хостинг-провайдера, в отличие от установки собственного сервера, позволяет организации быстро реализовать свое присутствие в Интернете без значительных капитальных затрат на аппаратное и программное обеспечение и трудозатрат технического персонала. Это также спасает организацию от проблемы постоянного технологического обновления с учетом новых требований.

Тенденции рынка

Несмотря на то, что изначально хостингом занимались преимущественно Интернет-провайдеры и Web-студии как сопутствующей услугой, на сегодняшний день в США существует по крайней мере три крупных хостинг-провайдера (Verio, http://www.verio.com; iServer, http://iserver.com; VServers, http://vservers.com), чьи реселлеры уже появляются в России. Рынок услуг хостинга при этом выглядит устоявшимся по критериям высокого качества услуги, наличия конкуренции, сформировавшейся структуры предоставления услуги и сложившихся форм ведения этого бизнеса. Более того, в последнее время отмечается даже избыток предложений на рынке виртуального хостинга в США. Об этом упоминается и в обзоре Gartner Group: "Снижающийся спрос на рынке услуг хостинга объясняется наличием избыточных емкостей центров данных и недавним экономическим спадом в США, это дает предприятиям шанс получить лучшие цены. Несколько хостинг-провайдеров приостановили строительство новых центров данных или приняли меры для экономии средств на строительстве"**. Так или иначе, предполагаемый доход от Web-хостинга в США составляет 19,8 млрд. долл. в 2004 году, тогда как еще в 1999 году он составлял лишь 1,4 млрд. долл. Вместе с тем спрос отчасти трансформируется в сторону предпочтения полного пакета сервисов: клиенты хотели бы получать комплексное решение для своих Интернет-потребностей, т. е. провайдера, разработчика сайта, интегратора, консультанта и хостинг-провайдера в одном лице. Это происходит на фоне ожидания снижения цен на услуги хостинга (предполагается, что цены на хостинг, вероятнее всего, к 2003 году упадут на 20-25%).


**Gartner. Ted Chamberli. Gartner FirstTake, FT-13-7134. 14.05.2001.

В России ситуация противоположная: с одной стороны, рынок хостинга по-прежнему представлен в основном крупными Интернет-провайдерами, с другой стороны - ощущается нехватка специализированных центров данных с качественно новой инфраструктурой. По мнению руководителей компании "MТУ-Информ" (http://www.mtu.ru), "рынок хостинга серверов в России не развит, так как пока на нем нет среднего слоя клиентов, которые на Западе приносят основные деньги". Это, конечно, общее место в разговоре о российской экономике в целом, но все же отчасти и это объясняет ситуацию, хотя в качестве потребителей услуг платного хостинга и на Западе выступают в основном корпоративные клиенты.

Тем не менее в последнее время ситуация на рынке хостинга в России динамично меняется, и об этом свидетельствуют три факта. Первый - учреждение "Ассоциации операторов телематических служб" (АОТС), в состав которой вошли специализированные хостинг-провайдеры. Создание профессиональных объединений - характерный признак цивилизованности рынка. Второй - создание центров данных крупными телекоммуникационными компаниями (Golden Telecom). Третий - возрастание рекламных предложений от хостинг-компаний в Рунете. Существуют разные мнения, но все сходятся на том, что рынок хостинга в России имеет огромные перспективы: по некоторым оценкам, он растет на 25-35% в год. И хотя абсолютные показатели объема рынка невелики, в этой динамике роста, видимо, и заключается перспективность рынка. Вот мнение руководителя департамента исследований "Альфа-банка" Сергея Гласера: "Мы считаем наиболее интересными областями Рунета проекты электронной коммерции с хорошей логистикой, уровнем обслуживания; порталы, нацеленные стать одним из двух лучших; Web-хостинг и Web-дизайн"***.


***Сергей Гласер, департамент исследований "Альфа-банка". Russian Internet: The Winner Takes it All. 13.03.2001.

Согласно статистическим данным "Рамблера" (http://www.rambler.ru), на 20 июня 2001 года в Рунете зарегистрировано 189 005 уникальных доменных имен. Эту цифру с небольшой погрешностью можно принять за количество Web-узлов ( или виртуальных узлов на языке хостинга). На рисунке приведены результаты онлайнового опроса РИА "Росбизнесконсалтинг" (http://www.rbc.ru) по теме затрат на хостинг (количество респондентов - 1036).

Из этих данных несложно подсчитать, что общий объем рынка хостинга в России составляет 99 млн. долл. в год. Эта цифра не вполне точна, так как аудитория сайта РБК не является репрезентативной по всему Рунету, поэтому цифра может быть несколько ниже, если брать среднестатистического посетителя, а не руководителей компаний, и несколько выше, если учесть, что из тех 42% пользователей, указавших, что они платят 100 долл. и больше, платят не ровно 100 долл., а больше. Тем не менее на этот показатель можно ориентироваться, чтобы получить общее представление об объеме рынка хостинга в России. Получается, что к 2005 году емкость рынка при имеющихся темпах роста достигнет 330 млн. долл. Естественно, что такая ситуация многих заставляет пробовать свои силы на этом поприще, и оживление на рынке хостинга, появление новых игроков и анонсы новых проектов становятся все более заметны.

Литература по проблеме

Forrester Research. Jeanne M. Schaaf, Mark Zohar, Gregory J. Scaffidi, Theo Dolan, Susan Lee. "Hosting's Moving On Up" Report. May 2000.

Александр Гаган. Хостинг на подъеме. Internet №3(29), март 2001, стр. 32-33. Изд-во "НТВ-Портал.сом".

Леонид Сорокин. Application Service Providing, или Как арендовать Виртуальный Офис. "Мир электронной коммерции", №4/2000.

Сергей Каск - представитель компании ISPserver Russia. С ним можно связаться по e-mail: kask@ispserver.com