Каждый год журнал Intelligent Enterprise предлагает специалистам в области программных продуктов выразить свое мнение о тенденциях последних 12 месяцев. В этом году Нелсон Кинг особо выделил феномен Web-служб, Ганеш Вариар сфокусировался на особенностях базы данных Oracle9i, способных повести за собой рынок BI, Раджан Чандрас заметил, что многие бэк-офисные процессы все чаще протекают вне офиса, а Колин Уайт указал на признаки зрелости рынка порталов.

Вперед и только вперед

Нелсон Кинг

Несомненно, прошедший год оказался трудным, у ИТ-отрасли были собственные проблемы — и коммерческие, и технические — и не только после 11 сентября. Вот почему так важно найти что-то, способное вызвать надежду и оптимизм. Конечно, хотелось бы вспомнить нечто действительно значительное и захватывающее, как, например, персональный компьютер (которому в этому году исполняется 20 лет) или Интернет (дни сумасшедшего энтузиазма по его поводу уже позади), но ничего сравнимого по масштабу не приходит на ум. Пожалуй, единственное, что может оказаться милым и родным глазу читателей журнала Intelligent Enterprise, — интеграция приложений и данных посредством Web-служб.

В зависимости от способа классификации таких технологий, как CORBA, DCOM и бесчисленных вариантов электронного обмена данными (electronic data interchange, EDI), Web-службы можно назвать третьей или четвертой попыткой создания жизнеспособного механизма совместного использования приложений и данных. Мы давно уже пытаемся найти такой механизм, который избавил бы нас от привычных сложностей и высоких затрат. Web-службы кажутся многообещающими.

Да, мы стали циничнее относиться к таким вещам — нам уже приходилось пробовать и возиться с подобными новшествами. Технические трудности, связанные с поддержкой сложных сетевых приложений, проблемы несовместимости форматов и запутанных взаимоотношений (внутренних и внешних по отношению к компаниям) часто приводили к тому, что интеграция приложений, EDI и распределенные приложения воспринимались как проклятие, а не как удобная реализация технической концепции. Однако в Web-службах есть особенности, которые раньше практически отсутствовали: здесь на всех уровнях используется Интернет с его базовыми технологиями, включая языки XML и WSDL (Web Services Description Language), протоколы UDDI (Universal Description, Discovery and Integration) и SOAP (Simple Object Access Protocol). Эти стандарты имеют неплохие шансы добиться повсеместного признания.

В прошлогоднем обзоре я писал об инициативе .NET корпорации Microsoft как о предвестнике Web-служб. Теперь это больше, чем инициатива — наконец стали появляться реальные программные продукты. В сегодняшнем «неоперившемся» состоянии большинство из них выглядят более чем просто работоспособными. Например, пакет Microsoft Visual Studio .NET, еще до официального выпуска успевший пройти длительные испытания в «пилотных» проектах, был серьезнейшим образом протестирован программистами. Предварительный приговор таков: будет работать, и весьма неплохо.

Аналогичные новости приходят из лагеря Java. Такие ранние продукты, как Delphi 6 корпорации Borland Software и eXtend Application Server 3.0 компании SilverStream Software, говорят о том, что операционные платформы и интегрированные среды разработки для Web-служб способны превратить бессистемную мешанину стандартов в продуктивный инструмент для среднего разработчика.

Итак, мы собираемся обзавестись Web-службами. Возможно, это не самое великое новшество с момента изобретения Интернета, тем не менее оно предоставляет предприятиям долгожданное решение многих задач. С точки зрения поставщиков Web-службы весьма привлекательны, ведь они обеспечивают новую схему получения постоянных доходов. Посмотрим, что же из этого получится в итоге. А пока заложенные в Web-службах концепции и технологии так и просятся, чтобы попробовать их в действии. Нам давно не хватало такого ощущения.

Нелсон Кинг, автор девяти книг по программированию приложений баз данных, большую часть своего времени посвящает практической разработке корпоративного программного обеспечения. С ним можно связаться по e-mail: nelsonking@earthlink.net.

Интеллектуальная база данных

Ганеш Вариар

СУБД Oracle9i Database, выпущенная в июне 2001 года, вполне может стать законодателем мод в области инструментов бизнес-аналитики (BI). Система создавалась не просто как база данных для поддержки технологии информационных хранилищ, но и как полностью интегрированная BI-платформа.

Стандартный подход в сфере бизнес-аналитики предполагает использование набора специализированных инструментов, каждый из которых лидирует в своем классе (best-of-breed). Сегодня обычная BI-система состоит из ETL-инструмента (extract, transform, load — извлечение, преобразование и загрузка), реляционной базы данных, механизма оперативного анализа (OLAP) и средства извлечения данных (DM — data mining). Каждая из подсистем использует собственные метаданные, механизмы обеспечения безопасности, технологии восстановления и средства управления данными. Такой подход требует поддержки по крайней мере четырех независимых механизмов и по определению неэффективен из-за того, что другие бизнес-инструменты не в состоянии полностью задействовать мощь и масштабируемость базы данных.

Oracle9i Database — это первая в отрасли система, которая объединяет в рамках единого ядра (engine) средства ETL, управление базой данных, OLAP и извлечение данных. По замыслу Oracle единое ядро должно стать базисом полностью интегрированной BI-платформы.

На самом деле это не означает, что другие инструментальные средства в области ETL, OLAP и DM становятся ненужными, — у них есть свои уникальные особенности. Наоборот, поставщики таких средств получат возможность воспользоваться всей мощью базы данных, чтобы заставить свои продукты работать еще производительнее. Например, в большинстве аналитических запросов обрабатываются огромные массивы данных, а возвращается небольшой набор сводных результатов. Однако из-за свойственных языку SQL ограничений аналитические приложения копируют подробные данные и полагаются на довольно скудные функции оптимизации запросов, предусмотренные аналитическим средством. В Oracle9i Database расширены возможности SQL и представлены два новых основанных на Java API-интерфейса поддержки DM и OLAP.

Это расширение позволит разработчикам специальных приложений, как и поставщикам бизнес-инструментария, реализовать аналитические вычисления в самой базе данных и возвращать во внешний интерфейс лишь итоговый результат. Для работы ETL-приложений полезными окажутся такие новые функции СУБД, как доступ с помощью SQL к внешним файлам, обновление существующих строк и вставка новых с помощью одной инструкции SQL (upsert), вставка во многие таблицы и табличные функции (пользовательские функции, написанные на языке PL/SQL, Java, C или C++, которые способны обрабатывать и возвращать по нескольку строк за раз).

Oracle9i содержит другие механизмы повышения производительности, такие как деление на разделы по спискам (list partitioning) и индексы объединения битовых матриц (bitmap join index). Усовершенствования данной версии способны повысить производительность и упростить сложную процедуру интеграции BI-систем. Oracle9i Database впервые позволяет выполнять интенсивные вычислительные операции, связанные с ETL, OLAP и извлечением данных, поближе к самим данным — в самой БД. Я надеюсь, что инициативы Oracle определят дальнейшие тенденции развития сектора BI.

Ганеш Вариар — менеджер проектов в консалтинговой компании Saama Technologies, расположенной в Кремниевой долине. В течение восьми лет занимается проектированием BI-решений и управлением ими. С ним можно связаться по e-mail: ganesh_variar@yahoo.com.

Аутсорсинг бизнес-процессов, но по-новому

Раджан Чандрас

Бюджеты урезаются, затраты сокращаются до минимума, массовые увольнения не позволяют многим специалистам реализовать свои таланты. Казалось бы, единственное, чему остается радоваться в такой жизни, — это спорт. Однако есть и другие способы пережить столь тяжелые времена. Замечательным средством ограничения затрат представляются специализированные Web-решения, предусматривающие передачу многих бэк-офисных функций компании сторонним исполнителям. Договоры на аутсорсинг или субподряд можно заключать как с местными, так и с оффшорными компаниями. К счастью, на рынке появляется все больше программных продуктов, способных решить эту задачу эффективно.

Компания BMC Software предлагает набор программ, позволяющих администраторам дистанционно управлять базой данных Oracle через Web. Я еще не пользовался этими продуктами, но сама идея мне очень нравится. Представьте себе, что в любой момент вы можете обратиться к опытному администратору БД Oracle, который из любой точки мира моментально «починит» ваш сервер базы данных и выставит счет лишь за время, затраченное на обслуживание.

Процессы, ориентированные на клиентов, например, прием заказов или предоставление справочных услуг, также можно организовать подобным образом. Компания Blue Ocean Software предлагает ПО «справочного стола», который доступен через Web как сотрудникам соответствующего отдела, так и клиентам. Подобные программы предлагают богатые возможности: квалифицированные сотрудники, скажем, отдела поддержки, могут отныне работать на дому — воистину в этой ситуации выигрывают все стороны.

Подобных решений немало. Программные продукты компании OpenAir.com позволяют управлять через Web проектами, временными ресурсами и затратами. Программное обеспечение и службы, предлагаемые компанией ITAccounts, обеспечивают выполнение финансовых и бухгалтерских операций через Интернет. Служба известного производителя антивирусного ПО McAfee.com поддерживает автоматическое самообновление по расписанию через Интернет, что позволяет разгрузить сотрудников отдела технической поддержки.

Аутсорсинг бизнес-процессов (Business process outsourcing, BPO) — это веление сегодняшнего дня, но сейчас многое в этой сфере изменилось. Мы уже говорим не о крупных, многолетних, многомиллионных проектах, а о решениях, ориентированных на конкретные ниши, идеально подходящих малым и средним компаниям или отдельным подразделениям крупных организаций. Именно здесь возникающие в бэк-офисе проблемы наиболее эффективно удовлетворяются с помощью аутсорсинга через Интернет, который представляет собой дешевую среду передачи данных. Конечно, это не решение «для всех времен и народов» — аутсорсинг, субподряд и оффшорные отношения могут таить немалые риски. Тем не менее спрос на такие специализированные Web-решения и службы будет только расти в условиях, когда компании постоянно пытаются минимизировать затраты без ущерба для своего бизнеса.

Раджан Чандрас —консультант в крупной международной фирме, специализирующейся в области консалтинга и системной интеграции. Обладает 14-летним опытом консалтинга и разработки ПО. С ним можно связаться по e-mail: rchandras@hotmail.com.

Порталы достигают зрелости

Колин Уайт

В прошлом году произошли важные перемены на рынке корпоративных порталов, причем не только в возможностях программ, но и в масштабах и в числе проектов внедрения порталов в организациях. Как показал проведенный компанией Forrester Research опрос, администраторы порталов в крупных международных компаниях ожидают, что средняя стоимость проекта по созданию порталов, сейчас составляющая 657 тыс. долл., вскоре вырастет до 2 млн долл.

Кроме того, развертываемые порталы ориентированы на очень большое число пользователей. Например, аудитория внутреннего корпоративного портала для сотрудников компании Ford превышает 200 тыс. человек, распределенных по всему миру. В этому году проект стал победителем конференции DCI по корпоративным порталам и порталам электронного бизнеса (DCI Portal Conference Excellence Awards), спонсором который выступил журнал Intelligent Enterprise.

Большинство имеющихся порталов выполняют роль персонализированного интерфейса сотрудника для доступа к корпоративной интрасети, содержащей данные отдела кадров, корпоративные и внешние новости, информацию по образованию и обучению и т. п. Вместе с тем наблюдается устойчивый рост числа порталов для внешних пользователей, причем не только для партнеров по бизнесу и корпоративных клиентов, но и для потребителей. Замечательный пример — портал штата Калифорния, предоставляющий доступ к сотням Web-серверов, распределенным по всей территории штата.

На быстроразвивающемся рынке инструментария для порталов впервые появились такие крупные поставщики инфраструктур, как IBM, Sun Microsystems, Microsoft, Oracle, BEA Systems и Tibco Software. Следует ожидать, что рынок порталов будет консолидироваться — небольшие узкоспециализированные компании будут поглощены более крупными игроками или вообще прекратят существование. «Пока рынок не устоится, предприятиям, склонным к осторожности, следует инвестировать тактически, не загадывая далеко наперед, или ориентироваться на крупные корпорации», — предупреждает Джин Файфер, аналитик из компании Gartner Group. Некоторые компании, узко специализирующиеся на этом рынке и обладающие существенными клиентскими базами (например, Plumtree Software), вероятно, все-таки выживут. Останется место под солнцем и для компаний, работающих в определенных нишах рынка, поставляющих вертикальные отраслевые порталы или специализирующихся в конкретных областях технологии порталов.

Возможности порталов за прошлый год существенно обогатились такими функциями, как поиск, управление контентом и интеграция устаревших приложений. В числе усовершенствований 2002 года, скорее всего, окажутся новые средства поддержки совместной работы, управления правилами и мобильные вычисления. Ключевую роль в будущем развитии порталов, вероятно, будут играть Web-службы. Перспективной представляется инициатива Web Services User Interface (пользовательский интерфейс Web-служб), продвигаемая такими компаниями, как Epicentric, Documentum и IBM.

Независимо от того, как дальше пойдет развитие отрасли, следует понимать, что порталы — это развивающаяся технология и при выполнении проектов внедрения порталов требуется очень осторожно подходить к планированию инфраструктуры и бизнеса. Для достижения успеха необходимо также уделять огромное внимание анализу контента, классификации и обучению пользователей.

Колин Уайт — президент DataBase Associates, председатель конференции DCI по корпоративным порталам и порталам электронного бизнеса. С ним можно связаться по e-mail: cwhite@databaseassociates.com.