Компания CompTek (http://www.comptek.ru) провела в подмосковном Виноградово седьмую конференцию по IP-телефонии. В этом году число ее участников увеличилось до 430 — они полностью оккупировали отель «Холидей Инн», где традиционно в течение последних нескольких лет проходил этот форум. Выросла и мини-выставка, в рамках которой на этот раз показывали свои решения двадцать компаний. Выступления проходили по трем потокам, два из которых были посвящены решениям и проблемам операторов, а третий — корпоративной IP-телефонии.

Как и в прошлом году, основная программа конференции началась с доклада Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса CompTek, который на этот раз назывался "Этапы развития IP-телефонии: чего стоит ожидать?". По его мнению, 2002 год по сравнению с шестью предыдущими годами развития имеет три основные особенности.

Во-первых, IP-телефонию уже никто не считает временным и «мелким» явлением, она стала серьезной силой, которая к тому же перетягивает мировую телекоммуникационную индустрию на новую платформу. На долю трех крупнейших операторов VoIP приходится сегодня более 20% международного телефонного трафика, а два из них, iBasis и ITXC, входят в десятку крупнейших международных операторов. Трафик международных переговоров с помощью IP-телефонии в 2001 году составлял около 6 млрд мин, или 5,5% от общего голосового трафика; по некоторым прогнозам, к 2006 году он может возрасти до 90 млрд мин и будет составлять около 45% голосового трафика. Продажи оборудования для IР-телефонии в США составляют 12% от всех продаж телефонного оборудования.

В нашей стране официальное признание IP-телефонии на государственном уровне состоялось в 1999 году, и сейчас лицензии на предоставление таких услуг имеют тысячи компаний.

Во-вторых, на новый уровень вышла корпоративная IP-телефония. По данным InfoTech, более 40% американских компаний с числом сотрудников свыше 500 человек уже перешли на IP-телефонию или собираются это сделать в ближайшем будущем. IP-телефоны из экзотических игрушек превратились в почти массовый коммерческий продукт. Как сообщил в одном из следующих докладов Леонид Шугуров из компании Inline Technologies (http://www.in-line.ru), их выпускают более 60 компаний. Наконец-то производители IP-УАТС и IP-телефонов перестали в идейном плане соревноваться с производителями традиционной телефонии. Если раньше традиционным аргументом было "Наши IP-телефоны не хуже, чем традиционные, они умеют все то же самое", то сегодня звучат слова: " IP-телефоны хотя и дороже, но намного лучше обычных, потому что они в принципе умеют больше и их проще научить новым функциям". Количество инсталляций IP-УАТС очень быстро растет, сейчас их доля в новых проектах приближается к 15—20%, и большинство аналитиков в своих прогнозах согласно утверждают: через несколько лет этот рынок сравняется с сегментом традиционных УАТС и даже превзойдет его (см. рисунок).

И в-третьих, протокол SIP переходит из лабораторий в реальные проекты. Появляются первые операторы, предоставляющие услуги связи на базе SIP (причем не только в США, но и в России), а также корпоративные решения на его основе.

Тем не менее в сознании большинства, как и год назад, представление об этой технологии остается неадекватным. Даже связисты, которые, казалось бы, в курсе дела и зачастую непосредственно занимаются IP-телефонией, все равно по большому счету не видят разницы между передачей голоса по IP и TDM, считая IP всего лишь транспортом. Ложку дегтя вносит и то, что эта технология лишила традиционных операторов многомиллиардных доходов. Впрочем, в снижение тарифов на дальнюю и междугороднюю связь, кроме IP, внесли свою лепту и демонополизация национальных рынков связи, а также развитие технологии DWDM.

На самом деле происходит не просто замена технологической платформы, а переход в совершенно новый мир — мир IP-сервисов. Первым таким массовым сервисом стал WWW, и вот теперь на роль второго претендует IP-телефония, точнее, IP-коммуникации, которые обеспечат огромные новые возможности операторам и пользователям и будут полностью интегрированы с другими информационными службами. Просто передача голоса по IP-сетям и услуги, аналогичные традиционной телефонии, сегодня оказались наиболее заметными и распространенными. Кроме того, WWW практически не ущемил напрямую ничьих интересов в бизнесе, в то время как IP-телефония стремительно вторглась в наиболее доходную сферу операторов традиционной телефонии.

Сейчас стало понятно, какие этапы развития обычно проходит бизнес операторов IP-телефонии. Почти все начинают с услуг по предоплаченным карточкам, затем переходят к терминации трафика. Эти два этапа хорошо технологически отработаны и стали массовым явлением на российском рынке. В карточный бизнес порой приходят люди совершенно неподготовленные в смысле технологий, — например, продававшие ранее мороженое. Они начинают с очень небольших инвестиций и зачастую добиваются успеха.

После карточек и терминации некоторые фирмы, набравшись опыта, начинают заниматься транзитным трафиком, строят биржи и клиринг-хаузы. Эти виды бизнеса у нас в стране начинают развиваться, а затем настанет черед дополнительных услуг интеллектуальных сетей и Centrex.

Самое главное — технологические проблемы отходят на второй план. Специальных вопросов еще много, но они достаточно эффективно решаются, и сегодня типичны ситуации, когда по качеству IP-телефония опережает обычную.

Председатель исполкома Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ, http://www.rans.ru) Аркадий Кремер отметил, что IP-телефония — важный катализатор либерализации рынка связи. Российский рынок IP-телефонии, по его мнению, выгодно отличается от многих рынков Центральной и Восточной Европы (в частности, ближайших соседей — Украины и Белоруссии). Министерство связи выдало операторам огромное количество лицензий на предоставление услуг IP-телефонии, и их доля в спектре услуг связи заметно увеличивается. IP-телефония, по мнению г-на Кремера, давно вышла из детского возраста, когда ее надо было всячески поддерживать, и теперь с нее надо и спрашивать "по-взрослому".

Сегодня в России много сетей с большим количеством шлюзов, в основном протокола H.323. Трафик постоянно растет: по оценкам компании Jason & Partners, в 2001 году суммарный оборот российских операторов IP-телефонии составлял около 50 млн долл., а в этом году он приблизится к 70 млн долл. В начале 2001 года, по данным CompTek, в стране было установлено 10 тыс. портов IP-телефонии; только в Москве сейчас насчитывается более 200 поставщиков IP-телефонных услуг, предлагающих около 150 различных видов карточек.

Сегодня главная задача, от решения которой будет зависеть дальнейшее развитие процессов регулирования IP-телефонии в России, — это, по мнению Аркадия Кремера, согласование правил экономического, организационного и технологического взаимодействия операторов IP-телефонии и ТфОП.

По словам Арсения Тарасова, менеджера по развитию бизнеса Cisco Systems (http://www.cisco.ru), за год произошло множество событий, свидетельствующих о том, что IP становится де-факто стандартом коммуникаций. Компания Cisco лидирует в сфере "чистой" IP-телефонии и прилагает максимум усилий для перевода традиционных телекоммуникаций на IP-платформу. В 2001 году компания продала миллионный IP-телефон и полностью перешла в корпоративной сети на IP-телефонию. Аналогичный шаг уже сделали или собираются сделать многие ее партнеры, в том числе и российские. Накануне конференции Cisco провела итоги конкурса на лучшую бизнес-идею для интегрированной телефонии (http://www.bestidea.ru), а сейчас продолжается конкурс на лучшее приложение для IP-телефонов. Более того, фирма приняла деятельное участие в установке импровизированного памятника аналоговому телефону в центре обработки вызовов компании "Горячие линии".

Однако представители компаний-вендоров традиционной телефонии пока не разделяют сверхоптимизма адептов чистой IP-телефонии. Они давно используют IP в своих решениях и считают, что наиболее вероятный путь — постепенная эволюция в сторону IP и конвергенция, а не революционный отказ от всего нажитого и вполне работоспособного телефонного хозяйства.

Георгий Санадзе, менеджер по проектам и предложениям Avaya (http://www.avaya.ru), считает, что доля чистых IP-решений пока еще мала и в ближайшие годы наиболее популярным будет сочетание IP и традиционной телефонии с коммутацией каналов (TDM). Г-н Санадзе привел данные по американскому рынку, наиболее жесткому и продвинутому в технологическом плане. Традиционной телефонии с коммутацией каналов (TDM), по данным 2001 года, в США принадлежит три четверти рынка общим объемом около 10 млн портов в год (74%), чистой IP-телефонии — 10% и конвергентным решениям, IP поверх TDM — 16%.

По прогнозам Георгия Санадзе, 2003—2004 годы пройдут под знаком роста продаж IP-портов на базе традиционных АТС, и только затем начнется снижение доли IP/TDM и победоносное шествие чистого IP. Более того, у классической TDM-телефонии всегда сохранится своя ниша. Это аналоговая телефония, центры обработки вызовов по работе с населением, экстренные службы и многие другие специфические применения, где никогда не будет широкополосных каналов связи.

По мнению г-на Санадзе, по отношению к протоколу IP раздается слишком много неоправданно восторженных возгласов. IP, считает он, — лишь прекрасная транспортная среда, которая позволяет реализовать функции, заложенные на верхнем уровне. Великолепные возможности этого протокола используются для построения разнесенных сред, подключения удаленных абонентов и других самых разных задач, но переходить только на IP пока преждевременно и невозможно, в том числе и по финансовым причинам.

Кроме того, Георгий Санадзе считает, что давно настала пора отказаться от приставки IP. Сегодня любое продвинутое телекоммуникационное изделие в той или иной мере использует протокол IP. Кроме VoIP-технологий, он применяется для связи шлюзов и процессоров УАТС, Web-управления и многих других целей. Подчеркивать, что только по IP коммутируется голос, не совсем правильно, потому что сегодня действительность такова, что голос надо уметь коммутировать по разным средам, не только по IP. И только когда наступит "светлое будущее" и везде будут широкополосные IP-каналы, можно будет считать, что TDM полностью отработал свое. Пока же и IP, и АТМ, и ТDМ должны уживаться вместе, а функциональность решения определяется программным обеспечением, заложенным на самом верхнем уровне. "Все умеют все делать по IP", — иронично заметил Георгий Санадзе в конце выступления.

Аналогичное мнение (что приставка IP скоро должна исчезнуть и из названия конференции) выразили и многие другие докладчики, а компания Gartner Group уже сейчас не делает различия между этими понятиями в своих исследованиях сферы корпоративной телефонии.

Более подробно о конференции мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала «BYTE/Россия».