Для ИТ-фирм, работающих на аэрокосмическую и оборонную промышленность, 90-е годы были весьма непростыми...

Прокладывая путь в будущее
  • Большинство аэрокосмических компаний отстают в своих ИТ-разработках на 6–7 лет.
  • Главные направления разработок: инфраструктура, использование Web, связи с заказчиками.
  • Корпоративные партнеры с акцентом на межкорпоративную (business-to-business, B2B) электронную торговлю имеют несомненное преимущество.
  • После окончания "холодной войны" и сокращения огромных военных расходов времен рейганомики аэрокосмическая отрасль прошла длительный путь консолидации, когда было не до внутренних нужд технологии.

    Теперь, когда в этой отрасли происходит спад, входящим в нее компаниям нужны решения для электронного ведения дел, включая электронную торговлю. Компания-интегратор EDS, в число клиентов которой входят такие гиганты военно-промышленного комплекса, как Lockheed Martin и Boeing, отчетливо слышит этот зов - говорит президент ее отдела разработок для аэрокосмической и оборонной промышленности Хейди Трост. "Все клиенты из аэрокосмической или оборонной промышленности говорят нам: "Мы хотим стать компанией электронной торговли, только мы не знаем, что это значит. Помогите нам понять, какую выгоду мы можем из этого извлечь"", - поделилась Трост.

    Конечно, электронная торговля в аэрокосмической промышленности не означает покупку спутников или шаттлов через Интернет. По крайней мере, пока. "Никто не станет покупать через Интернет истребитель F-22, но Интернет будет использоваться для обеспечения взаимосвязей между компаниями в деле управления и для сотрудничества в области проектных данных, компонентов и материалов", - говорит Терри Шан, который отвечает за координацию услуг компании IBM Global Services в аэрокосмической отрасли по всей стране (IBM Global Services - это вспомогательное подразделение корпорации IBM, которое ведет через Интернет закупки и поставки для компании United Technologies, производящей авиационные двигатели Pratt & Whitney и вертолеты Sikorsky).

    По мнению исследовательской компании Forrester Research, в ближайшие четыре года следует ожидать бурного роста межкорпоративной (B2B) электронной торговли в аэрокосмической и оборонной промышленности. Объем продаж оборудования между компаниями возрастет с 6,6 млрд. долл. в 1999 году до 38,2 млрд. долл. в 2003 году.

    Но путь к звездам лежит через тернии. ИТ-отделы предприятий аэрокосмической промышленности отстают от аналогичных подразделений в других отраслях примерно на шесть-семь лет, главным образом из-за периода слияний, в который они только что вступили, сказал Карлтон Килмер, содиректор компании Andersen Consulting по аэрокосмическому и оборонному секторам.

    Он отметил, что отрасль должна нацелиться на проекты в трех больших областях:

    • ИТ и корпоративная инфраструктура;
    • системы для работы через Web, электронная торговля и электронное управление отношениями с клиентами;
    • снижение затрат и новые подходы к старым системам.

    "Этим компаниям предстоит пройти большой путь, - говорит он. - Отрасль должна всерьез заняться этими проблемами".

    Компания Lockheed Martin, ведущий поставщик оборонной промышленности США, которая сама является продуктом слияния, приобрела в начале десятилетия несколько фирм, в результате чего появился гигант с оборотом в 26 млрд. долл., состоящий из более чем 20 компаний. Это поставило ряд весьма непростых задач перед ИТ-подразделением Lockheed Martin - компанией Enterprise Information Systems (EIS).

    Президент EIS Джозеф Кливленд решал эти проблемы последовательно. Он возглавил крупные проекты по созданию инфраструктуры, в том числе перевод региональной сети на протокол ATM и перевод электронной почты с 25 отдельных сред на единую платформу Microsoft Exchange для 160 тыс. пользователей. "Если рассматривать ИТ как язык бизнеса, то наша задача состояла в том, чтобы попытаться заставить бизнес говорить на одном языке", - пояснил Кливленд. Сейчас он занят внедрением системы планирования корпоративных ресурсов (ERP) с использованием продуктов фирм SAP America и PeopleSoft в сотрудничестве с корпоративными партнерами Deloitte & Touche и Ernst & Young.

    В аэрокосмической отрасли, которая исторически создавала заказное программное обеспечение, использование коммерческих пакетов прикладных программ свидетельствует о существенном сдвиге в образе мыслей руководителей отделов ИТ. Аэрокосмические компании "осознали, что они не могут позволить себе заниматься крупными и длительными разработками ПО, которое подразумевает долгие годы сопровождения заказного кода", - пояснил Кливленд. Все эти усилия в области инфраструктуры, архитектуры коммуникаций и коммерческих приложений - лишь прелюдия к конечной цели Кливленда, электронной торговле.

    "Главная цель - электронная торговля, - говорит он. - Все другие проблемы ИТ, за исключением защиты информации, вторичны по отношению к необходимости использования Web, чтобы упорядочить процессы внутри компании и улучшить обслуживание ее заказчиков".

    Все эти компании рассматривают технологии Web и Интернета как средства повышения своей эффективности и конкурентоспособности, отметил Шан. "Отрасль требует этого", - заявил он.

    Как правило, аэрокосмические компании выполняют такие проекты не в одиночку. "Эти крупные компании нередко ищут на стороне то, что они считали когда-то одной из своих главных областей компетенции", - заметил Шан.

    Несмотря на консолидацию, выживание этих компаний все еще под вопросом. Сейчас они нуждаются в помощи, чтобы понять, как повысить свою прибыльность в новых конкурентных условиях, полностью изменившихся в результате роста доли коммерческих проектов, выполняемым по фиксированным расценкам, а не с покрытием издержек, как госзаказы.

    По словам Кливленда, за те четыре года, что компания Lockheed Martin занималась разработкой инфраструктуры и приложений, доля коммерческих заказов в ее бизнесе возросла. Теперь на госзаказы приходится только 60% ее аэрокосмических контрактов, остальные 40% - коммерческие контракты.

    Обращение к миру коммерческих проектов требует "радикального изменения менталитета", указывает К.С. Радхакришнан, вице-президент и директор по информационному обеспечению компании Hughes Electronic и ее филиала Hughes Space and Communications. "Нам нужно решительно изменить образ мыслей, перестать рассчитывать на покрытие затрат и перейти к работе по контрактам с фиксированной суммой. Роль ИТ как нервного центра в этом деле очень важна", - пояснил он.

    EDS видит, как обширные потребности отрасли отражаются на ее заказчиках, которые обращаются к компании не просто за ИТ-разработками; им нужны коммерческие решения с ИТ в качестве составляющей части. "Они приходят к нам, чтобы мы работали вместе с ними над их моделью бизнеса и их деловыми проблемами, и они ждут, чтобы мы, действуя на заднем плане, выяснили, как применить к этому ИТ", - поделилась Трост.