За последние несколько месяцев ко мне неоднократно обращались начинающие компании, получившие инвестиции венчурных фондов и планирующие заняться технологиями цепочек поставок. В то же время многие корпорации интересуются моим мнением по поводу того, как выбрать SCM-решение (Supply Chain Management — управление цепочками поставок) из существенно расширившегося спектра таких приложений. Даже в условиях нынешней нерадостной ситуации в экономике в области технологий цепочек поставок регулярно появляются многообещающие «лучи света в темном царстве». В этой статье я попытаюсь объяснить, почему не иссякает поток инвестиций в SCM-технологии, а также дам несколько советов компаниям, как справиться с проблемой выбора из растущего разнообразия SCM-решений.

Следуйте за деньгами

Старый трюизм «следуйте за деньгами — и обнаружите истину» в полной мере применим к продолжающимся инвестициям в SCM-технологии. Один из главных факторов, способствующих таким инвестициям, — огромный объем ресурсов, использованных на войну с мировым терроризмом после событий 11 сентября. В своей статье Evolution of Supply Chain Technologies — Part 2 (Intelligent Enterprise, feb. 21, 2002; http://www.intelligententerprise.com/020221/504infosc1_1.shtml) я указал на уязвимость глобальных цепочек, по которым в Соединенные Штаты поступают тонны сырья, компонентов и готовых изделий. Американское правительство и руководство корпораций все яснее понимают, что террористы могут использовать эти каналы поставок для контрабанды в США опасных материалов. Деньги, поступающие от правительственных организаций и частных корпораций и призванные обезопасить цепочки поставок и вместе с тем снизить пограничные барьеры на пути сырья, стали существенным источником продолжающихся инвестиций в SCM.

Второй крупный источник инвестиций — классические торговые компании (так называемые brick-and-mortar), разработавшие оптимальное решение отдельно взятой функции или особенности из огромного набора функциональных возможностей SCM. Возьмем, к примеру, компанию, предоставляющую услуги по логистике уже на протяжении четверти века (название фирмы и область цепочки поставок я не называю из соображений конфиденциальности). За эти годы компания разработала бизнес-процессы, которые сделали ее наиболее прибыльным и эффективным поставщиком услуг в данной отрасли. В последние годы в компанию стали обращаться клиенты с просьбой поделиться знаниями, которые помогли бы им решить свои проблемы с логистикой. Логистическая компания реализовала накопленные знания в виде приложения и продала его нескольким клиентам, которые немедленно получили экономическую выгоду. Осознав потенциал прикладной программы, компания создала дочернюю фирму по разработке ПО, частично профинансировав ее из собственных средств. Остальные инвестиции, сравнимые по объемам, поступили от венчурных предприятий.

Точно так же компании в самых различных областях — от продавцов свежих овощей до фармацевтических фирм — вкладывают деньги в приложения, ориентированные на решение отдельной задачи SCM-технологии, и воплощают в них оптимальную, проверенную годами организацию бизнес-процессов. Указанные два источника обеспечивают постоянный поток инвестиций и рост отрасли SCM-технологий.

Ориентация на ниши

Одно из основных обстоятельств, тормозящих успешную реализацию интегрированных SCM-решений, — обширная «площадь опоры» таких систем. Это означает, что при внедрении интегрированного пакета ПО под его влияние подпадает сразу довольно большое число бизнес-процессов и цепочек поставок в различных подразделениях корпорации. Основная сложность заключается в управлении организационными изменениями для поддержки внедряемого приложения. Становится все более очевидным, что, хотя основные принципы цепочек поставок одинаковы, их практическая реализация в разных отраслях сильно различается. Достаточно вспомнить задачу управления оборотом запасов на складе, который сильно зависит от природы хранимых товаров: понятно, что отношение к скоропортящимся продуктам и стальному прокату коренным образом различается.

Подобные различия в совокупности со сложностью внедрения интегрированных программных пакетов, охватывающих многие бизнес-процессы, привели к возникновению «нишевых» SCM-приложений. Они создавались на основе отраслевого передового опыта (best practices) применительно к сферам поставок, производства и распределения. Такие локальные SCM-решения пользуются большим доверием — ведь они уже успешно применяются для повышения эффективности и сокращения затрат в компаниях соответствующей отрасли.

Основное преимущество нишевых SCM-решений —доказуемость выгоды для бизнеса в узкоспециализированной функциональной области. Поскольку подобные решения создавались путем оформления внутренних оптимальных процедур в виде готовых программных продуктов и их последующего тиражирования, производителям такого ПО не приходилось вкладывать слишком много денег в разработку, в отличие от поставщиков интегрированных SCM-решений. Соответственно, стоимость лицензии на локальные SCM-приложения существенно меньше, чем цена интегрированного набора ПО.

Кроме классических торговых компаний небольшие и относительно недорогие SCM-решения разрабатывают фирмы, возглавляемые «воспитанниками» крупных вендоров SCM-технологий. Точно так же, как бывшие сотрудники Microsoft создают технологические компании, специализирующиеся в определенной узкой области — аудио, видео или средствах разработки ПО, выходцы из крупных компаний, разрабатывающих приложения для управления цепочками поставок, создают сходные нишевые решения.

Как уже говорилось, сфера управления цепочками поставок весьма обширна и соответствующая практика сильно различается от отрасли к отрасли. Появление локальных SCM-решений усложнило для корпораций задачу выбора и приобретения технологии. Каким образом оценить и отобрать приложение из множества ему подобных, когда каждый поставщик утверждает, что именно его решение быстро и эффективно решит все ваши проблемы? Я рекомендую в качестве единственно верного критерия применять показатель окупаемости инвестиций (return on investment, ROI).

Так много возможностей, так мало времени

Если вы планируете приобрести локальное SCM-решение, выполните анализ окупаемости инвестиций в технологию — на основании предоставленных поставщиком данных и сведений, полученных от компаний, которые уже пользуются соответствующим ПО. Не существует какого-то устоявшегося процесса или методологии выбора, способных привести к правильному решению, — оно принимается руководством эмпирическим путем, после рассмотрения критериев ROI для отдельных технологий. Очень способствуют улучшению качества такого субъективного решения тщательное исследование (как внутреннее, так и внешнее) и проверка оценки окупаемости, выполненные ИТ-отделом и бизнес-подразделениями. Аналогичный способ применяется для оценки интегрированных SCM-решений. Однако в последнем случае анализ окупаемости сильно усложняется широтой охвата подобных решений и слишком большим числом затрагиваемых подразделений и бизнес-операций. Если поставщик технологического решения не в состоянии представить пример успешного внедрения в отрасли, аналогичной вашей, отказывайтесь не задумываясь. Вы ведь не хотите стать бета-тестером, на котором проверяется жизнеспособность локального SCM-решения в вашей отраслевой нише?

Тем не менее, даже если поставщик SCM-решения приводит примеры успешного внедрения в соответствующих отраслях или, что еще лучше, ссылается на материнскую компанию, успешный опыт которой реализован в предлагаемом приложении, решение о приобретении данной разработки должно базироваться на анализе возможностей интеграции. Предпочтение следует отдавать тем нишевым решениям, которые поддерживают свободную интеграцию с существующими в компании приложениями, например, на основе XML или EDI (electronic data interchange — электронный обмен данными). Решения, предполагающие интеграцию по механизму «приложение-приложение», менее интересны. В условиях быстрого появления новых, более дешевых и совершенных SCM-решений внедрение свободно интегрируемых приложений позволит вашей компании быстро разворачивать наилучшие технологии, руководствуясь лишь соображениями окупаемости.

Все дело в бизнес-модели

Основная причина непрекращающегося потока инвестиций в SCM (помимо событий 11 сентября) в том, что эти технологии решают насущные задачи бизнес-модели. Прибыль — это доход от продаж за вычетом себестоимости проданных товаров, сбытовых и общеадминистративных расходов. Никакая, даже самая продвинутая технология не в состоянии изменить это фундаментальное соотношение. После Интернет-эйфории поставщики технологических решений, компании и венчурные инвесторы снова возвращаются к этой неизбежной истине. По-прежнему пользуются популярностью локальные SCM-решения, которые позволяют снизить себестоимость продаваемых товаров или общеадминистративные расходы и сбытовые издержки, — особенно сегодня, когда очень трудно добиться роста доходов за счет увеличения объема продаж. Новое поколение поставщиков SCM-решений, которые воплощают в ПО свои наилучшие методы управления цепочками поставок, теснит «чистых» разработчиков пакетов приложений. Тем не менее, независимо от того, кто победит, клиенты этих поставщиков получат решения, которые обеспечат более быстрый и дешевый доступ ко всем возможностям SCM-технологий.

Рэм Редди (Ram Reddy) — автор книги Supply Chains to Virtual Integration (McGraw-Hill, 2001), президент Tactica Consulting Group (http://www.tacticagroup.com), консалтинговой компании, специализирующейся в области технологий и бизнес-стратегий. С ним можно связаться по e-mail: ramreddy@tacticagroup.com.