Современная среда бизнеса вынуждает компании удвоить усилия по повышению эффективности процессов, положительно влияющих на финансовый результат. К счастью, теперь можно намного быстрее реагировать на бизнес-события и за счет этого устранить узкие места в процессе принятия решений.

Благодаря многолетнему технологическому совершенствованию в области интеграции приложений и серверов, бизнес-правил и технологических процессов, средств BI (business intelligence) и ПО управления процессами появилась техническая и экономическая возможность непрерывного мониторинга бизнес-процессов. В частности, за счет конвергенции программного обеспечения для BI и управления бизнес-процессами (business process management, BPM) появилось аналитическое управление бизнес-процессами (business process intelligence, BPI): применение BI-ориентированного, основанного на производительности подхода для управления бизнес-процессами. Простой автоматизации бизнес-процессов, как это делалось на протяжении многих лет, сегодня уже недостаточно. Организации, смотрящие в будущее, понимают, что получение аналитической информации о таких процессах позволит управлять бизнесом и ИТ-инвестициями, добиваясь сокращения затрат и повышения окупаемости инвестиций.

Рассмотрим пример компании — розничного поставщика вычислительной техники, стремящейся повысить эффективность цепочки процессов от получения заказа до его исполнения и добиться повышения дохода и уровня сервиса. Недавний анализ показал, что исполнение заказов упало на 10%, удовлетворенность клиентов — на 15%, а доля распроданных и поэтому отсутствующих на складе изделий увеличилась на 15%, что, вероятнее всего, послужило причиной 5%-ного падения доходов. В компании не предусмотрено никакой систематической процедуры сопоставления и мониторинга деятельности подразделений: приема заказов, финансового отдела, отдела учета, склада и службы дистрибуции. Чтобы эффективнее справляться с узкими местами путем уведомлений, которые могут напоминать о необходимости тех или иных действий и информировать клиентов о задержках заказа, компания должна найти способ повысить производительность за счет внедрения процедур измерения и мониторинга.

Интеграция управления производительностью в бизнес-процессы

Сейчас много говорят об управлении производительностью предприятия. Способность применять принципы управления производительностью к ежедневным операциям — для оптимизации общей эффективности деятельности, постоянного повышения качества и определения стоимости материальных и нематериальных активов — теперь стала главной целью большинства крупных организаций. Вопрос ставится так: как превратить имеющуюся информационную архитектуру, ориентированную на транзакции, в сеть управления производительностью предприятия?

Наиболее важная особенность этой сети — возможность постоянно управлять производительностью на всех трех уровнях принятия решений, а не просто измерять производительность в ретроспективе. Одно лишь исследование прошлого мало что дает для оптимизации будущих действий и соответственной корректировки ресурсов. Сеть управления связывает три важнейших уровня — стратегический, тактический и оперативный — с требованиями к информации и пользователям, что позволяет синхронизировать усилия для достижения общих целей. На стратегическом уровне топ-менеджмент определяет стратегии и цели. На тактическом уровне руководители бизнес-подразделений определяют направления развития вверенных им организационных единиц с тем, чтобы на оперативном уровне отдельные сотрудники выполняли нужные операции.

К сожалению, большинство приобретенных технологий в рассматриваемой сети разнородны, в результате чего обычно образуется лоскутное одеяло из изолированных систем, метрики которых никак не связаны друг с другом и потому неприменимы для измерения и мониторинга производительности. Однако движение отрасли в сторону управления производительностью постепенно приносит положительные результаты в виде растущего понимания того, что фрагментированная ориентированная на транзакции инфраструктура, характерная для большинства компаний, достигла своего предела и только вредит управлению производительностью в бизнес-процессах. Более того, сегодня практически все понимают, что «бизнес-процесс», определяемый как набор взаимосвязанных задач, относящихся к операциям, которые охватывают несколько подразделений, должен попасть в центр внимания предприятий, потому что именно он позволяет повышать ценность бизнеса — как на экстенсивном, так и на интенсивном пути развития.

Считается, что бизнес-процесс — это непрерывный цикл, связи которого можно систематизировать и автоматизировать. Проблема кроется в принятии решения о том, где, когда и как следует автоматизировать процессы, чтобы получить максимальную выгоду от инвестиций в информационные технологии.

Внедрение интеллектуальности в процессы

Для решения поставленных задач потребуется приложить определенные усилия. Во-первых, нужно определить приоритетность различных усовершенствований процессов путем измерения, мониторинга и сопоставления с функциональными и организационными целями. Этот этап очень важен; автоматизация отдельного набора операций может не привести к желаемому положительному результату, если взаимозависимости процессов таковы, что успехи в одной области сводятся на нет процессами в другой.

Следующий шаг — применение ориентированной на бизнес-процесс методики управления производительностью, которая обеспечит оценку и корректировку производительности в «правильных» областях. Например, используя последовательность «понимание — оптимизация — корректировка» из методики цикла принятия решений, можно определить функциональные требования, необходимые для обеспечения BPI и управления производительностью, следующим образом.

  1. Чтобы понять бизнес-процессы, создайте модель процесса. Обычно она состоит из набора бизнес-операций, каждая из которых связана с набором отдельных задач. Эта модель также поддерживается определением бизнес-правил и логики, которые связывают операции с бизнес-процессом. Затем в модель процесса вводятся обычные данные и данные реального времени. Таким образом, вы можете «измерять» процесс, применяя аналитику к модели процесса и генерируя значимые метрики производительности. Если вернуться к примеру, приведенному в начале статьи, на этом шаге компания розничной торговли должна создать бизнес-модель процесса, которая определяет процесс «заказ—исполнение» и может применяться для измерения производительности операций в едином контексте.
  2. Для оптимизации бизнес-процессов применяйте автоматизированные и ручные методы повышения производительности за счет использования информации и аналитики. Существует несколько технологий и способов применения сложных алгоритмов и моделей для создания прогнозов и планов. Далее следует позаботиться о методе совместного использования находок и знаний, полученных на основании измерений процессов. На основании этого метода впоследствии может сформироваться набор метрик производительности, которые преобразуются в целевые рекомендации по оптимизации производительности и операций. Этот шаг обычно позволяет согласовать и разработать план, в котором исследуются альтернативные способы повышения производительности.
  3. Для корректировки бизнес-процессов нужно иметь возможность управлять отдельными операциями в соответствии с целевыми показателями производительности, которые определяются внутренними и внешними нормативами. Есть также требование автоматизации процесса уведомления определенных сотрудников при достижении определенных пороговых значений или при возникновении событий, которые требуют ответных действий. Подобный механизм оповещения можно также использовать для поддержки цепочки принятия решений, в которой «интеллектуальные» программные агенты могут выполнять визирование и одобрение в соответствии с правилами процесса и на основании показаний панелей или карт показателей деятельности предприятия, обеспечивающих персонифицированные и контекстные представления производительности процесса. На этом этапе за счет мониторинга можно обеспечить уведомления клиентов о нехватке тех товаров, которые они заказывают, с тем чтобы клиенты могли выбрать альтернативный вариант, а компания, таким образом, достигла заданного уровня производительности.

Этот подход реализуется в виде архитектуры, определяемой моделью процессов и поддерживающей функциональные требования и интерфейсы для бизнес-функций всех классов пользователей. Следующая задача, конечно же, состоит в интеграции этой модели процессов в сеть управления производительностью. Как вы увидите далее, на определенном рынке корпоративного ПО медленно, но верно появляются соответствующие программные решения.

Эволюция рынка

Как я упомянул выше, весь рынок корпоративного ПО — от корпоративных приложений до BI, серверов приложений и технологий интеграции приложений предприятия (enterprise application integration, EAI) — дрейфует в сторону более эффективной поддержки бизнес-процессов. Остаются существенные пробелы, но большинство поставщиков работают над удовлетворением этих требований и переходят к управлению производительностью на уровне процессов.

Вопреки широко распространенному мнению, корпоративные приложения не управляют бизнес-процессами, они просто поддерживают выполнение функциональных задач. Лишь недавно такие поставщики, как Oracle, PeopleSoft и SAP AG, привнесли поддержку процессов и интеграции в пакеты своих решений. Это усложняет положение организаций, которые непоследовательно приобретали ПО и оказались теперь с разнородными, гетерогенными наборами приложений. В подобной ситуации есть два выхода: заменить действующие системы или, что более вероятно, использовать промежуточное ПО (EAI) для интеграции процессов.

Поставщики серверов приложений и EAI-решений наконец осознали значение BPM — концепции, которую компания Vitria Technology представила на рынке в момент своего основания и теперь реализовала в виде инструмента управления Business Cockpit. Эта тенденция вынудит поставщиков промежуточного ПО, таких, как SeeBeyond, Tibco Software и WebMethods, эволюционировать или покинуть рынок, тщетно пытаясь скорректировать свои технологии в разгар конвергенции на рынке. Хотя эти компании расхваливают свои технологии за их ценность для бизнеса, но реальность в том, что предприятия уже приобрели достаточно технологий интеграции, и теперь задача заключается в использовании существующего ПО в соответствии с приоритетами бизнеса, а указанные поставщики не слишком сильны в решении подобных проблем.

Поставщики BI-приложений и аналитического ПО, утверждающие, что возможно оптимизировать бизнес-процессы, к сожалению, находятся еще дальше от цели: их преимущества в генерации отчетов и анализе придется все же корректировать в соответствии с контекстом процессов. Хотя такие поставщики, как Cognos, Hyperion Solutions, Informatica и Oracle, добавили поддержку технологических цепочек (workflow) с возможностями отслеживания событий и генерации уведомлений, они остаются вне основной рыночной тенденции, ориентируясь на простое добавление метрик процесса в архитектуру приложений для традиционной отчетности и анализа.

В 2001 году группа Gartner предложила термин BAM (business activity monitoring, мониторинг бизнес-операций), который может применяться к любой области или процессам бизнеса, нуждающимся в мониторинге и уведомлениях. С тех пор растущая маркетинговая шумиха привела к появлению новых поставщиков и продуктов, ориентированных на BAM, не говоря уже об инициировании приобретения корпорацией IBM компании Holosofx, а системным интегратором Tibco — компании Praja с целью дополнения собственных инфраструктур и обеспечения поддержки пользователей. Однако в действительности BAM решает лишь одну маленькую подзадачу общей задачи управления производительностью и обеспечивает ретроспективный анализ эффективности на основании данных мониторинга бизнес-процессов. Многие поставщики спешат осваивать новые «территории», не полностью осознав требования клиентов.

Рынок BAM-решений может играть вспомогательную или автономную роль в управлении бизнес-процессами (BPM), которое вышло в своем развитии далеко за рамки автоматизации операций и обеспечивает расширенные возможности измерения и мониторинга процессов. Эта тенденция заметна в работе таких поставщиков, как Lombardi Software и Savvion. Даже Vitria расширила свои возможности за счет партнерства с Crystal Decisions и IDS Scheer для создания «лучшего в своем роде» решения генерации отчетности и анализа процессов. Слияние BPM и BAM открывает дорогу в эту область целому множеству поставщиков (Actimize, Agentis Software, Categoric, Elity Systems, Popkin Software, Procession Software и SeeRun).

Промедление смерти подобно

Существуют определенные трудности на пути к управлению бизнес-процессами и изысканию способов сокращения оперативных расходов при одновременном повышении доходов и уровня сервиса. Применяя методы управления производительностью к бизнес-процессам и решая перечисленные задачи, вы можете существенно сократить время производственных циклов, позволяя сотрудникам реагировать на определенные бизнес-события и быстрее принимать лучшие и более продуманные решения.

Процесс приобретения корпоративного ПО вызвал к жизни проблемы интеграции и организации процессов, и их наконец-то стали решать. Таким образом, теперь придется внимательно следить за приобретением ИТ-продуктов — они должны приносить реальную пользу, поддерживая управление производительностью в бизнес-процессах. Предыдущие инвестиции в ПО не всегда оправдывали себя, и впредь следует контролировать обновления, чтобы обеспечить использование уже имеющегося ПО и переходить к стратегическим ИТ-проектам, таким, как BPI, которые способны повысить ценность бизнеса.

Новая стратегия должна базироваться на модели бизнес-процессов как средства интеграции «правильных» технологий, удовлетворяющих требованиям к управлению процессами и производительностью. Не ждите у моря погоды — ищите решения, которые предоставляют нужные возможности уже сегодня, и не соглашайтесь на навязываемые проекты, если они не дадут результата раньше чем через полгода. Внедрение BPI — первый шаг к реализации возможностей управления производительностью и создания сети, которая поможет связать стратегические, тактические и оперативные решения, предоставляя пользователям нужную информацию и метрики.

Марк Смит (Mark Smith) — CEO и старший вице-президент по исследованиям в Ventana Research, консалтинговой и исследовательской компании, специализирующейся на предоставлении услуг по анализу и обучению передовым методам и технологиям управления производительностью. С ним можно связаться по e-mail: mark.smith@ventanaresearch.com.