Сергей Костяков
Константин Зимин

Первый свой маленький юбилей наше издание отметило два года назад, после трех лет существования. Первые итоги деятельности были осмыслены и уже высказывались на страницах Intelligent Enterprise. Однако с тех пор прошло много времени, поэтому ряд мыслей позволим себе повторить. С позиций дня сегодняшнего подчеркнем, что все выводы того времени делались при допущении одной фундаментальной мысли. Считалось, что основное направление издания - накапливать своего рода хранилище информации о ведущихся на отечественном рынке информационных проектах. Эта идея воспринималась по умолчанию и не требовала пояснений.

Три года - промежуточный финиш

Итак, вот что можно было отметить на рубеже трех лет присутствия IE на отечественном ИТ-рынке. Существуя в пространстве уже помещенных в "хранилище" проектов, издание получало материал для обобщений. Иными словами, появились проектные публикации, в которых мы иногда позволяли себе делать собственные выводы. Получались они, в свою очередь, на основе целого ряда практических ситуаций, с которыми нам удалось познакомиться ранее. Примечательно, что выводы эти носили ярко выраженный качественный характер. И уже в то время данное обстоятельство позволяло нашему изданию постепенно заполнять собой особую нишу в ряду всех коммерческих информационных источников, занимающихся проблемами информатизации бизнеса. Новостную и продуктовую тематику большинства существовавших компьютерных изданий мы могли дополнять освещением вопросов функционирования технологий на практике, а качественные обобщения, сделанные на основе совокупности практических внедрений, вполне имело смысл рассматривать как комплементарную информацию к количественным данным мониторинга тех или иных сегментов рынка, которыми, как правило, располагают исследовательские компании.

Дальнейшие попытки обобщений все более явно давали возможность выделить некие тезисы, касающиеся проектного рынка в целом. Их уже трудно было подтвердить или опровергнуть на основе одного или даже нескольких внедрений, с которыми нам до этого удалось познакомиться. Обозначаться они могли лишь на основе анализа самых разнородных источников информации за определенный период - собственных публикаций, отрывков частных бесед с поставщиками и клиентами, материалов официальных мероприятий и, наконец, литературных данных. Здесь снова просится аналогия: архив наших журналистских наработок похож на хранилище данных, способное, как известно, работать с исторической информацией различного формата. Поэтому закономерно появлялось желание сравнить выделяемые нами тезисы общего характера с метаданными. В содержательном аспекте эти "метаданные" больше тяготели к проблематике бизнеса и могли касаться таких вопросов, как соотношение стандартизованной и креативной составляющей в методологии ведения проекта, наличие или отсутствие стержневого продукта автоматизации, важность использования технологий управления реального времени или же существование особенностей менеджмента, характерных для тех или иных отраслей.

В итоге мы двигались (и продолжаем двигаться) от изучения опыта автоматизации к осознанию бизнес-задач. Профессиональная же деятельность многих наших читателей такова, что они вынуждены идти как раз в противоположном направлении - от глубокого проникновения в суть бизнес-проблем к поиску наиболее оптимального пути их решения за счет имеющихся на рынке информационных технологий. Такая ситуация, думается, тоже создавала предпосылки для того, чтобы информация и знания, накапливаемые редакционным коллективом журнала, явились бы неким комплементарным активом, в данном случае служащим дополнением уже не только к информационным ИТ-источникам, а к самому рынку корпоративной автоматизации.

С такими итогами мы отметили трехлетие издания. На ближайшую перспективу, по сути, ставилась задача перенести багаж наработок редакции из пространства потенциальных преимуществ непосредственно на страницы Intelligent Enterprise.

Два года спустя

Как мы уже отметили, корпоративные клиенты и редакция IE порой двигались к осознанию проблем информационной поддержки бизнеса разными путями - от бизнес-задач к информационным технологиям и наоборот. В этой ситуации очень важно было попытаться нащупать единое мнение хотя бы по частным вопросам ИТ-поддержки бизнеса. Мы считали, что делать это целесообразно за счет количественного развития и качественного совершенствования материалов, в которых возможен интерактивный контакт с участниками рынка. В итоге как раз за два последних года рубрика "Человек номера" превратилась в регулярную и, судя по некоторым источникам, одну из самых читаемых. Редакция не рассматривает материалы данной рубрики как "чистое" интервью, цель которого - выудить из собеседника максимум конкретной информации. Скорее это диалог, направляемый обеими его сторонами, в процессе которого как раз и можно понять различие мнений и по возможности прийти к единому знаменателю. Если же мы действительно приходим в одну точку разными путями, то это служит косвенным подтверждением правильности тех или иных тезисов. К той же "интерактивной" серии публикаций можно отнести и "круглые столы" (кстати, эта рубрика становится все популярнее), проведение которых тоже стало регулярным в последние год-полтора.

Однако вести непрерывный диалог с участниками рынка, как оказалось, можно не только в традиционных формах интервью и "круглых столов". Весьма показательна одна из наших новых рубрик под названием "Разбор полетов", в которой мы, используя форму интерактивного диалога между редакцией и участниками рынка, даем возможность высказываться практикам ИТ- и бизнес-консалтинга.

Обмен идеями с представителями ИТ-бизнеса не обязательно должен оставаться в рамках одной публикации. Поэтому в последнее время мы, с одной стороны, развиваем практику написания аналитических статей и высказывания собственных мнений непосредственно сотрудниками журнала, а с другой - предоставляем всем заинтересованным участникам ИТ-рынка возможность детально сформулировать свою позицию. В ходе выполнения этих задач за последние полтора года в Intelligent Enterprise активно заработала, например, рубрика "Мастер-класс".

Возможность систематически получать материал для качественных обобщений рынка корпоративных проектов была и остается специфической особенностью издания. И подобные обобщения, как было уже отмечено, служат неплохим дополнением к итогам и прогнозам, касающимся автоматизации различных сегментов бизнеса и выражаемым преимущественно в виде количественных показателей. В России предлагаются такие исследования.. Среди них есть заслуживающие большого уважения и доверия. На двухлетний срок между двумя юбилеями мы ставили перед собой задачу как-то начать синтезировать опыт количественной и качественной оценки рынка, при этом, конечно же, сохраняя наши собственные преимущества. С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что практика регулярного выпуска тематических номеров и спецвыпусков, которая мало-помалу укоренилась в Intelligent Enterprise опять-таки за последние два года, способствует превращению качественного анализа проектного рынка из вольных размышлений в обязательную ежедневную работу. Нам кажется, что не в последнюю очередь благодаря такой форме существования нашего журнала количество аналитических материалов от лица сотрудников издания удалось заметно увеличить.

Что же касается синтеза количественных и качественных показателей развития корпоративного ИТ-рынка, то можно отметить, что практикуемые Intelligent Enterprise опросы участников рынка во многом служат данным целям. Читатели, надеемся, делают из их результатов полезные для себя выводы, а нам они важны как раз для того, чтобы сопоставить наши наблюдения с численными данными обработки ответов наших респондентов. Той же задаче синтеза различных форм аналитической работы с данными и фактами, генерируемыми отечественным рынком автоматизации бизнеса, служит и наметившееся сотрудничество Intelligent Enterprise c авторами, представляющими отечественные и зарубежные исследовательские компании. Особенно это касается спецвыпусков, и, думается, наши читатели уже успели это заметить. Подобная практика будет применяться и в будущем. Может быть, пока "точечно", но регулярно.

Все эти изменения, безусловно, могли происходить только за счет ослабления акцентов на публикации той или иной категории, и такой факт действительно имел место. К настоящему моменту у нас фактически перестал существовать раздел "платформы и технологии" с описанием функционала коммерческих продуктов. Еще в 2002 году в каждом номере публиковалась по крайней мере одна, а то и несколько статей соответствующего профиля. Новостные материалы сильно сконцентрировались на проектной тематике и в целом сократились по объему. Количество проектных статей, надо сказать, также сократилось. И довольно заметно. При этом, мы надеемся, удалось поднять качество соответствующих публикаций. Это направление долгое время являлось своего рода визитной карточкой нашего издания. Сейчас хотелось бы отметить его общую идею. Мы отнюдь не рассчитываем на то, чтобы читатель, просматривая журнал месяц за месяцем, в конце концов нашел бы в нем полный аналог собственной ситуации. Наша задача скорее в том, чтобы сформировать некую базу наиболее интересных и типичных в практическом отношении ситуаций для того, чтобы пользователь сам мог вычленить из нее нужные ему элементы. А для реализации этой программы гнаться за количеством вряд ли стоит.

Резюмируя сказанное, хотим предложить читателю статистическую картину отдельных категорий публикаций, имевших место в Intelligent Enterprise за последние три года (см. таблицу). Она без слов объяснит многие высказанные тезисы.

Таблица. Статистическая картина публикаций Intelligent Enterprise за последние три года, по категориям

Вид публикации
Год

2002
(24 номера)

2003
(24 номера + 5 спецвыпусков)
2004
(22 номера + 4 спецвыпуска на данный момент)
Интерактивная (интервью, "круглый стол", "разбор полетов")
29
44
46
Аналитика, мнение (авторы: сотрудники редакции)
20
63
65
Аналитика, мнение (авторы: участники российского рынка)
25
45
38
Проекты
83
65
14
Переводные статьи из американского издания Intelligent Enterprise
44
21
21

Будущее зависит от всех и каждого

О том, чего можно ожидать от журнала в будущем, несколько слов уже было сказано. Направления развития, обозначившиеся за последние два года, можно экстраполировать и на ближайшую перспективу - как в отношении общих идей, так и в плане развития конкретных направлений. Конечно, очень многое будет зависеть от кругозора и профессионализма редакции, от ее умения соблюдать необходимые пропорции в контенте, и, наконец, наличия деловой этики. Но не менее важна откровенность самих участников рынка, их готовность идти на контакты, в том числе и на неформальные. С соблюдением всех этих условий мы сможем развиваться успешно.