Поддержка жизненного цикла становится потребностью не только высокотехнологичных отраслей промышленности. Более того, в связке с другими новыми концепциями автоматизации производства (например, MES), необходимость в ИТ-поддержке жизненного цикла влияет на акценты в управлении бизнесом в целом.

Со времени, когда споры по поводу содержательной стороны пресловутых аббревиатур MRP и ERP стали потихоньку угасать, ситуация с "расшифровкой" подобных понятий совсем не улучшилась. Только в промышленном производстве в дополнение к упомянутым двум появились новые, до недавнего времени малопонятные сокращения (APS, MES, PDM, SCM и т. д.). В то же время к попыткам пояснения подобных терминов поставщики стали относиться значительно более осторожно, чем ранее, очевидно, предпочитая целиком направлять собственные ресурсы на работы в области практической автоматизации. Однако вопрос, связанный если не с трактовкой терминов, то уж точно с классификацией современных задач автоматизации в промышленности (которую данные аббревиатуры также отражают), все-таки стоит.

Четкая классификация направлений развития ИТ-рынка в какой-либо области, наверное, представляет собой задачу независимых исследовательских компаний. Мы же постараемся привести ряд мыслей, свидетельствующих о том, что многие из указанных направлений оказываются связанными между собой, а вместе - с принятыми на сегодняшний день методами управления производством.

Управление жизненным циклом

Поводом для начала разговора мог бы, к примеру, послужить ежегодный PLM Форум, проведенный в сентябре компанией IBM. Известно, что понятие управления жизненным циклом продукции (Product Lifecycle Management - PLM) в большей степени "произрастает" из потребностей сложных производств, существенной составляющей которых является деятельность, связанная с проектированием производимой продукции. Соответствующие примеры, касающиеся автоматизации таких отраслей, как автомобиле- или авиастроение, производство крупного энергетического оборудования и пр., и осуществляемые средствами тесно интегрированной связки продуктов CATIA- SMARTEAM-ENOVIA, рассматривались и на упомянутом форуме. В данном случае важным элементом связки является автоматизация проектирования, осуществляемая за счет применения мощной системы CATIA. Однако довольно часто при попытке определить роль PLM-направления в автоматизации современного производства такого сильного акцента на ИТ-поддержку деятельности коллектива конструкторов вовсе не делается. А это, в свою очередь, дает возможность понять, что PLM ассоциируется не столько с автоматизацией проектирования, сколько с бизнес-стратегией, направленной на возможность максимально расширить тот интервал жизненного цикла изделия, на котором возможно охватить его единой информационной поддержкой.

Жизненный цикл начинается с планирования производства продукции, также охватываемого технологией и программными продуктами класса PLM, и далее мы, соответственно, продвигаемся к стадии, когда начинается реальное ее производство. На данном этапе организация, обладающая развитой технологией уровня MES (ориентированной, как известно, на формирование реальной картины хода техпроцессов на основе детальных данных систем АСУТП), получает в свои руки инструменты, позволяющие решить классическую управленческую задачу - сравнить план с фактом. И, что существенно, осуществить это в пространстве плановых и фактических цифр, отражающих реальные производственные процессы, а не на поле финансовой информации, как это обычно принято.

Сквозная ИТ-поддержка бизнес-процессов

В реальной жизни это вполне может быть отображено на следующую ситуацию. С помощью MES-системы обнаруживается, что в определенном техпроцессе количество дефектов оказывается большим, чем определено в спецификации, заложенной в систему PLM. Отличие этой ситуации от аналогичной финансовой заключается в том, что ее следствием является не потребность в составлении отчета руководству, а необходимость генерации целой группы сообщений, в реальном времени информирующих необходимых сотрудников о произошедшем исключении. Приоритеты в области ИТ-поддержки бизнеса в целом при этом все более смещаются от систем генерации отчетности, традиционно являющихся одним из традиционных столпов крупных ИС, в сторону возможностей интеграции логики отдельных информационных систем.

Или, слегка переформулировав тезис, в большей степени становится востребованной не произвольная выборка данных для отчетов из любой совокупности корпоративных систем, а гибкое построение сквозной ИТ-поддержки произвольных бизнес-процессов на основе той же совокупности ИС. Таким образом, связка PLM и MES приводит к значительно большему упоминанию еще одной аббревиатуры, ныне известной как BPM (Business Process Management), или управление бизнес-процессами. Именно этот слой современных корпоративных систем придает логическое завершение связке PLM-MES, позволяя по любой возможной исключительной ситуации "сконструировать" на базе имеющихся ИС поддержку некоторой бизнес-логики. Она, в свою очередь, определит, какую информацию, в какой форме и кому следует направить, откуда ее взять, как обработать и каких сотрудников задействовать в процессе. Благодаря технологическим инновациям (и прежде всего пресловутым Web-сервисам) BPM на самом деле все более явно выделяется в отдельный слой. Нежесткая (loose coupled) интеграция на основе Web-сервисов способна соединять различные системы в произвольных точках совершенно независимо от существования подобных интерфейсов в других точках, чем и достигается необходимый функционал BPM.

Если намеченную функциональную цепочку PLM-MES-BPM рассматривать с позиций чисто управленческих тенденций, то можно отметить следующие моменты. Значимость чисто производственной информации, генерируемой системами PLM и MES, становится существенным рычагом управления на уровне всей компании (а не только на цеховом), чему по определению способствуют PLM и BPM. Связка же PLM-MES, как было отмечено, создает предпосылки для наличия непрерывного анализа полной и достоверной производственной информации по схеме "план-факт". В результате всего этого культура управления все сильнее должна тяготеть к процессному (в противовес фунционально ориентированному) управлению, где во главу угла всегда ставится "сквозной" бизнес-процесс в масштабах всего предприятия. Более того, тесная связка "план-факт" диктует применение еще одной современной концепции менеджмента - метода управления по исключениям (planning by exeptions). Последний, как известно, направлен скорее на непрерывный мониторинг бизнеса с помощью KPI, нежели на дискретные циклы составления периодической отчетности и последующую разработку тех или иных корректирующих мер.

Рассматривая достаточно сложные и технологичные производства, где в основном пока и применяются PLM и MES, можно подчеркнуть существование одного из типов производственных процессов под названием проектирование по заказу (engineer-to-order - ETO). Речь здесь идет о том, что процессу позаказного производства предшествует этап проектирования продукции. Планирование процессов разработки и производства изделия на основе единых методологий традиционно представляло проблему, поскольку сведение многочисленных взаимоувязанных между собой операций этих двух этапов точно к требуемой дате исполнения заказа действительно представляет собой нетривиальную задачу. И в качестве выхода, в том числе и из таких ситуаций, предлагается использование модулей поддержки производственного планирования класса APS. Более конкретно, речь идет о расширениях стандартных для производственного управления тезисов, использующихся там уже многие годы. Так, например, предлагается расширить понятие спецификации изделия (BOM - Bill of Materials) до уровня спецификации операций (BOO - Bill of Operations), использовать модели планирования ресурсов вперед по времени (а не от будущей даты поставки к текущей дате, как в MRP) и некоторые другие.

Сегодняшние реалии

Конечно, обрисованные производственные ситуации отчасти носят характер модели в том смысле, что представляют собой некоторый собирательный образ "показательного" высокотехнологичного производства со всеми возможными стадиями, которыми можно управлять. В реальности далеко не всегда присутствуют длительные стадии проектирования, сложные и многоступенчатые схемы самого производства, сочетающиеся к тому же с ориентацией на клиентский заказ.

И все же такая ситуация является своего рода идеальным, но все же прототипом будущей организации производства на многих предприятиях, к которой их подталкивает ситуация сегодняшнего дня. Далеко не везде в полной мере реализуются все стадии модели проектирования под заказ, но сборка под заказ при наличии значительного количества конфигураций готовых изделий предполагает использование не менее продвинутых алгоритмов планирования, для ИТ-поддержки которых также рекомендуются применять те же APS-системы. Не всегда жизненный цикл столь длителен и сложен, как в судостроении или при производстве автомобилей, где, в частности, широко применяются PLM-системы.

Однако расширение границ охвата ИТ-технологиями жизненного цикла (что, кстати, было подчеркнуто участниками круглого стола в этом номере) характерно для большинства предприятий. И на практике получается, что в "упрощенных" ситуациях роль PLM в части поддержки производства начинают выполнять так называемые конфугураторы продукции в составе ERP-систем, в части поддержки совместного проектирования (которое необязательно предполагает использованием CAD-систем) продуктов автоматизации поставок класса SCM, в части послепродажного сервиса - CRM-систем и т. д. Получается, что даже в условиях технологически не насыщенных производств уровень ИТ-поддержки жизненного цикла продукции тем или иным набором инструментов все равно формируется. Если принять во внимание, что концепции MES и BPM носят более универсальный характер, то цепочка PLM-MES-BPM (вместе с соответствующими изменениями в культуре управления производством) в данном случае формируется практически по той же схеме, о которой мы говорили в начале статьи.