Концепция "предприятие реального времени" (Real Time Enterprise) формируется на стыке нескольких известных методических и технологических направлений. Соответственно рынок может оказаться по-разному готов к ее восприятию, если речь идет о каждом из этих направлений по отдельности.

Понятие "предприятия реального времени" (Real Time Enterprise - RTE, или Zero Latency Enterprise - ZLE) вошло в широкий обиход не вчера. Трактовка этого термина в широком смысле включает в себя все множество звеньев корпоративного управления, а не только способность мгновенно генерировать данные с помощью систем АСУ ТП (POS-терминалов, сканеров штрих-кода и т.д.). Известно также, что соответствующая концепция должна внедряться в практику работы компаний постепенно. Дело в том, что Real Time Enterprise не является ни новой методологией управления, ни технологией автоматизации. RTE - это своего рода собирательный образ, который по мере востребованности рынком постепенно материализуется в реальных внедрениях на базе симбиоза целого ряда приемов управления и автоматизации.

Строгого и общепринятого определения понятия "предприятие реального времени" (ПРВ), похоже, не существует, даже несмотря на явную его популярность в последнее время. Но все равно необходимо хотя бы приблизительно ограничить ту область технологий и методов управления, которая однозначно попадает в контекст этого понятия. Приведем, к примеру, характеристики RTE, на которых делается акцент в материалах сайта www.realtimeenterprise.com, как раз посвященного обсуждаемым нами в этой статье вопросам.

В них сказано следующее. Автоматизация бизнес-процессов на предприятии реального времени осуществляется посредством разных систем, с использованием разнообразных информационных источников, покрывая при этом границы между отдельными предприятиями. Сотрудникам организации, а также ее поставщикам, партнерам и клиентам доставляется необходимая информация в любой момент времени. При этом гарантируется, что информация непротиворечива в любой момент времени, а процедуры пакетной (не интерактивной), а также ручной обработки информации сведены к минимуму. Из совокупности этих тезисов, которые, впрочем, вряд ли можно назвать определением, и будем исходить, одновременно имея в виду, что движение к материализации идеи Real Time Entrerprise происходит с разных сторон: трансформации управленческих идей и методологий, продуктов и технологий автоматизации, а также структуры потребностей корпоративных клиентов.

Все дороги ведут к BAM

Начнем в известном смысле издалека, а именно с методологий корпоративного управления. Возвращаясь к параметрам, характеризующим предприятие реального времени, выделим пока две мысли. Обратим внимание, что речь идет об автоматизации бизнес-процессов и непременно об управленческой и информационной прозрачности границ между отдельными предприятиями. Сколь бы ни было привычно понятие "автоматизация бизнес-процесса", оно со временем переосмысливается. Все больший акцент отечественных системных интеграторов на необходимости выделения ключевых процессов в последнее время прослеживается достаточно явно. В частности, результаты недавнего круглого стола, проведенного редакцией нашего журнала и посвященного внедрению ИС (опубликован в Спецвыпуске IE №3 за этот год), недвусмысленно свидетельствуют об этом. Прямым следствием этого является концентрация внимания на горизонтальных связях подразделений внутри организации, равно как и связанных едиными производственными задачами отдельных предприятий между собой.

Все эти тенденции закрепляются все более широким распространением на российском рынке влиянием вполне определенных методологий. К примеру, и современная редакция стандартов менеджмента качества, или становящаяся все более конкретной в контексте развития местного рынка концепция Six Sigma, да и некоторые другие методологии напрямую ассоциируются с горизонтальными бизнес-процессами. А точнее - с постоянным поиском тех из них, улучшение которых в данный момент способно дать организации максимальный эффект, концентрацией усилий по их улучшению и, наконец, переключением на следующий "проблемный" бизнес-процесс.

Охват методологиями управления бизнес процессов в рамках функционирования независимых предприятий (прежде всего в виде формирования цепочек поставок) - тенденция хоть и известная, но на практике пока куда менее заметная на российском рынке. Хотя и здесь ситуация не статична. В частности, популярным приемом, тесно ассоциирующимся с управлением цепочками поставок, становится так называемое "управление по исключениям", являющееся одновременно одним из основных методов управления предприятием в реальном времени. Некоторое время назад мы говорили о нем в одном из номеров, посвященном технологиям автоматизации логистики (IE №3 2004).

Вместе с тем целая группа методологий, тесно ориентированных на динамичный мониторинг горизонтальных бизнес-процессов и так или иначе связанных с использованием ключевых показателей результативности (KPI), в настоящее время развивается на российском рынке как раз достаточно интенсивно. Следующий же шаг в эволюции применения KPI состоит в том, что система взаимоувязанных количественных показателей эффективности объединяется с мощной аналитикой и средствами коллективной работы в масштабах всего предприятия. В результате мы приходим к концепции управления производительностью бизнеса (Business Performance Management - BPM). Пока данная аббревиатура в контексте российского рынка звучит не так часто, однако при дальнейшем расширении использования KPI и развитии сопутствующих этому процессу ветвей корпоративной автоматизации она может стать более часто используемой.

Об управлении в реальном времени вряд ли возможно говорить, обходя вниманием методологический вопрос развития самой ИТ-инфраструктуры. И в этом отношении хотелось бы упомянуть концепцию Adaptive Enterprise, продвигаемую компанией Hewlett-Packard и направленную на обеспечение развития гибко изменяющейся под потребности бизнеса информационной инфраструктуры. Семантически идеи адаптивной инфраструктуры и управления в реальном времени достаточно тесно связаны между собой.

Чтобы не создавалось впечатление о том, что мы отвлеклись от темы Real Time Enterprise в сторону, казалось бы, посторонних идей, закончим разговор о методологических акцентах современного рынка еще одной. Речь идет о концепции мониторинга деловой активности (Business Activity Monitoring - BAM), активно продвигаемой в настоящее время компанией Gartner Group. Впрочем, содержащиеся в ней идеи вряд ли можно пока причислить к тем, на которые делают ставку российские компании. Важность мониторинга деловой активности в контексте нашего разговора интересна по ряду причин. С одной стороны, концепция BAM по сути как раз и представляет собой попытку обеспечить единой методологической основой ту деятельность, которая на сегодняшний день в разной степени близости ассоциируется с понятием Real Time Enterprise. С другой - BAM, если ориентироваться на материалы самой Gartner, появляется как своеобразный симбиоз методических и технологических направлений, отслеживанием которых на корпоративном рынке компания занимается уже давно. Более конкретно мониторинг деловой активности приближает мир управления процессами к реальному времени за счет технологий BI, сетевого и системного администрирования, управления производительностью бизнеса (BPM), а также технологии интеграции приложений (AIM), применяемых в тесном сочетании друг с другом.

Как мы видим, речь помимо методологических аспектов идет также и о технологиях автоматизации. Соответственно, к ним и перейдем.

Джентльменский набор технологий

Итак, к технологическим составляющим концепции мониторинга деловой активности можно смело отнести Business Intelligence, интеграцию приложений, а также средства сетевого мониторинга.

Прикладное использование продуктов корпоративной аналитики на российском рынке явно идет в гору. Достаточно, к примеру, отметить, что за прошедшие год-полтора решениями одного из лидеров данного сектора рынка - компании Cognos - начали заниматься сразу несколько крупных российских системных интеграторов. В России появились новые системы подобного класса. Конкретная активизация интереса к BI, в свою очередь, идет по разным направлениям. Со стороны клиентов за этим интересом стоят, как правило, относительно прозаические мотивы, а именно желание иметь гибкую отчетность или систему бюджетирования (а если быть еще точнее, анализ вариантов развития бюджета). Отчетность с помощью аналитических инструментов действительно строится не только гибко, но и в режиме реального времени, чем уже активно пользуются специалисты отечественных предприятий. С другой стороны, по нашим наблюдениям, отчеты эти часто генерируются спонтанно, под сиюминутный оперативный вопрос конкретного сотрудника, и на том их существование на предприятии заканчивается. В этом смысле анализ вариантов бюджетов подходит ближе к концепции ПРВ, поскольку эта функция помимо возможности быстрого и гибкого доступа к данным в обязательном порядке предполагает выполнение (пусть даже и не в реальном времени) некого бизнес-процесса.

Акценты же поставщиков систем BI на местном рынке в большей мере сейчас сосредоточены как раз на таких вопросах, как управление производительностью бизнеса, что по определению еще больше способно приблизить отечественный рынок к основным принципам функционирования Real Time Enterprise. Приближают аналитические системы к этому и еще по одной причине. Дело в том, что аналитическое ПО, вне зависимости от того, используется ли оно для автоматизации бюждетирования, аналитического CRM (a-CRM) или BPM, способно катализировать развитие горизонтальных информационных связей внутри предприятия. В свое время мы посвятили этому важному вопросу отдельную статью. При грамотном подходе речь здесь вполне может идти об автоматизации сквозных процессов в реальном времени, а не о только о доступе к данным в режиме on-line.

И, наконец, еще раз сошлемся на концепцию BAM. Согласно большинству публикаций, она должна обеспечивать решение в реальном времени трех задач:

  • нотификации сотрудников о наличии проблемы (события);
  • идентификации источника проблемы в бизнес-контексте;
  • обеспечении сотрудников подборкой информации, необходимой для ее быстрого разрешения.

И системы класса BI действительно откликаются на эти требования. В частности, уже упомянутая компания Cognos достаточно акцентированно продвигает концепцию бизнес-аналитики, управляемой по событиям (event-driven BI), которая, собственно, и связывает три вышеназванных задачи уже в рамках функционала отдельного продукта.

На российском же рынке, несмотря на достаточно мощную поддержку решений Cognos отечественными игроками, о продвижении подобных идей практически не слышно. Иными словами, хочется отметить, что пока отечественный рынок аналитических систем (да и, наверное, всего корпоративного ПО), вплотную подойдя к приемам реализации Real Time Enterprise по отдельным показателям, в то же время не представляет пользователю решений, явно и целиком ориентированных на эту концепцию.

Методический акцент на концепции Adaptive Enterprise, в свою очередь, является мощным стимулом для более широкого применения ПО сетевого и системного администрирования, которое, как уже было отмечено, также вносит свой вклад в реализацию методов мониторинга деловой активности. А стало быть, и развитие идей RTE. Речь идет о продуктах администрирования различных информационных компонентов (платформ, баз данных, приложений и т.д.), позволяющих проводить в том числе и непрерывный мониторинг эффективности использования ИТ для решения тех или иных бизнес-задач. Примерами компаний, предоставляющих подобные решения, могут служить BMC Software или Embarcadero Technologies. Обе они уже с начала текущего года усилили свои позиции в России, хотя, наверное, здесь как раз основная работа еще впереди.

На еще одном технологическом моменте реализации методов мониторинга деловой активности - интеграции систем - останавливаться подробно не будем. Слишком сложна, обширна и специфична данная тема. Вспомним лишь то, о чем говорили в начале, в контексте развития методологий. Они диктуют правила игры, согласно которым фокус основной деятельности по совершенствованию бизнеса может очень динамично переходить с одного процесса на другой. Соответственно должна динамично изменяться и конфигурация стыковки одних информационных систем с другими. Технологии нежесткой (loosely coupled) интеграции, к которым прежде всего принадлежат Web-сервисы и интеграция посредством сообщений, как раз и называются чаще всего в контексте реализации идей Real Time Enterprise. И все таки кажется, что на местном рынке именно эти способы связи логики различных приложений пока не являются практически распространенными в достаточной степени.

Корпоративные пользователи наготове

И наконец, хочется сказать о том, как потребители корпоративных ИТ готовы встречать новую концепцию управления предприятием. Нам представляется, что в этом отношении российский рынок обладает некоторым своеобразием. Если оглядываться на примеры автоматизации западных предприятий, то классическими ориентирами в области реализации идей Real Time Enterprise тут становятся крупные компании, известные, как правило, во всем мире. Часто приводимым примером служит ежедневная подготовка финансовой отчетности компанией Cisco. Также в числе образцовой деятельности фигурирует четко налаженный компанией Dell информационный обмен по цепочке поставок, позволяющий работать с минимальными запасами. Способность Colgate-Palmolive оперативно корректировать производственны планы, ориентируясь на данные тысяч POS-терминалов торговой сети Wal-Mart, является уже примером популярной ныне интеграции торгового и производственного бизнеса. Часто приводится также наиболее упрощенная классификация типичных задач, требуемых для своего решения привлечения концепции RTE (см. табл.).

Вместе с тем, создается впечатление, что движение к управлению в реальном времени в России начинается со среднего бизнеса. А именно перехода соответствующих предприятий (в основном в области машиностроения и производства потребительских товаров) на работу по принципу "проектирование под заказ" "изготовление под заказ", "сборка под заказ" и т.д. Соответственно, пока акценты автоматизации здесь ставятся скорее не на охватывающую горизонтальные бизнес-процессы аналитику или работу по анализу множества KPI, а на использование передовых концепций, связанных, как правило, с обновленным содержанием термина ERP. Имеются в виду алгоритм расширенного планирования APS, системы управления данными об изделиях (PDM), системы диспетчеризации производства (MES) и другие приемы оптимизации внутренних бизнес-процесов в промышленности. В торговле и логистике в качестве своего рода подготовительных решений в области управления в реальном времени можно вполне рассматривать работы по созданию автоматизированных складов и распределительных центров. Сложных "цепочек" автоматизации, соединяющих различные предприятия, и ориентированных на функционирование по принципам, заложенным в RTE, пока на местном рынке не видно. Вместе с тем, если сложатся благоприятные условия для их развития (например, за счет распространения технологии радичастотных меток - RFID) процесс их формирования может значительно ускориться. И тогда российский рынок в отношении востребованности методов управления в реальном времени будет по всей видимости больше похож на западный.

Функции, выполнение которых необходимо в реальном времени Особенность решаемых задач Типичные примеры отраслей
Детальное планирование производства Гибкость, скорость и детальность планирования. Быстрый отклик на запросы потребителей Сборка компьютеров, мебельное производство
Динамичное ценообразование Наличие товаров с коротким жизненным циклом и быстроменяющимся спросом Продажа авиабилетов, туристический бизнес
Определение источника закупок Высокая стоимость исходного сырья. Быстрые, порой значительные и непредсказуемые колебания цен на него Отрасли, связанные с переработкой товаров биржевой торговли (нефти, зерна, какао и пр.)
Определение комплекта различных товаров, продвигаемых единой "корзиной" Огромный ассортимент потребительских товаров. Учет запросов (капризов) потребителей Крупные розничные сети, Интернет-магазины и склады