Тот факт, что самостоятельная, внутренняя разработка ПО в российских компаниях широко распространена, хорошо известен. Что ведется она в большинстве случаев не очень-то формализованно и системно — тоже не новость. Небольшой опрос, проведенный на сайте журнала, должен был помочь оценить положение в этой сфере численно. При весьма условной репрезентативности (в опросе приняли участие 60 человек) сопоставление полученных результатов этого опроса с данными более общего исследования «Практика использования ИТ на российских предприятиях» приводит к несколько неожиданным, даже парадоксальным выводам.

И в 2005-м, и в 2007 году отношение к использованию самостоятельно разработанного ПО было у ИТ-директоров очень осторожным — такой вывод следует из результатов исследования «Практика использования ИТ…» (см диаграммы 21 и 21а в № 11/2007). Более того, с 2005 года явно упало число желающих создавать ПО своими силами, причем по всем областям автоматизации. То есть доля ПО, разработанного внутри компаний, должна неуклонно снижаться, в некоторых областях практически сходя на нет, как в информационной безопасности, например. Но не будем забывать, как был сформулирован вопрос, ответом на который стали обсуждаемые диаграммы: «Какому ПО вы отдаете предпочтение при автоматизации перечисленных функций?». Видимо, он был понят скорее как вопрос об идеальных предпочтениях, а не о реальном положении дел или, возможно, как вопрос о решениях, принимаемых в настоящий момент о внедрении новых продуктов. Рассматривать эти результаты как действующее распределение типов используемого сейчас ПО нельзя. И данные интернет-опроса заметно корректируют эту картину.

О том, что в компании вообще не ведется разработка ПО, сообщили лишь 16% опрошенных. У половины респондентов (51%) «кто-то что-то понемножечку пишет», то есть число разработчиков не превышает пяти человек. Другой полюс — более сотни программистов «под ружьем» — лишь у 6% опрошенных. При этом уровень формализации разработки в большинстве фирм остается, мягко говоря, невысоким (диаграмма 1). О среднем или высоком уровне организации рапортуют менее 20%. В данном опросе не ставилась цель выяснить, почему так происходит. Но в одном из интервью, подготовленном, но не утвержденном для нынешнего номера, прозвучала горькая фраза ИТ-директора крупного машиностроительного завода: «Среди моих руководителей есть люди, которые предпочитают держать разработку на нулевом уровне по CMMI».

Это тем более странно, что применение самописного ПО в большинстве компаний — судя по всему, вопреки желаниям и предпочтениям ИТ-руководителей — остается очень широким и затрагивает критичные для бизнеса области. Диаграмма 2 показывает, что 21% опрошенных сообщает об использовании самописного ПО для автоматизации основных, критичных для бизнеса процессов. Эти показатели значительно выше названных в исследовании «Практика использования ИТ». Разницу весьма вольно можно трактовать так: почти никто не хотел бы применять самописное ПО, но почти всем приходится это делать.

Причем с тем, что уже написано, подавляющему большинству придется жить еще долго, что наглядно демонстрирует диаграмма 3. При этом более 40% опрошенных намерены и в дальнейшем самостоятельно развивать и поддерживать свой софт. Согласно опросу мысль передать поддержку ПО внешней компании приходит в голову абсолютному меньшинству, однако информация о проектах такого типа постепенно появляется. Так, по сообщениям на конференции «ИТ-аутсорсниг», проведенной весной компанией AHConferences, в банке Unicredit было передано на под­держку внешним подрядчикам более пятнадцати самостоятельно разработанных приложений, и процесс передачи будет продолжен. Пример не единственный, в банковской сфере такая ситуация складывается все чаще, однако в целом подобные случаи являют собой скорее исключение, нежели правило.