Тема мобильного доступа сотрудников компаний и организаций к корпоративным информационным ресурсам и системам стала сегодня одной из самых актуальных. Причин этому две. Первая — состоявшаяся полная смена поколений и платформ смартфонов и произошедшая за последние несколько лет массовая миграция с Windows Mobile и Symbian на iPhone и Android-смартфоны. Вторая причина в том, что «планшетная революция», инициированная iPad, сопровождается активным проникновением в корпоративную среду iPad в качестве нового класса клиентских рабочих мест (workplace) и планшеты все больше распространяются на Android.

Morgan Stanley еще в начале 2011  г. выпустил детальное исследование(1), посвященное распространению планшетов и связанному с ними увеличению мобильного доступа к информации со стороны пользователей. Фактическое принятие iPad бизнес-пользователями в качестве нормального рабочего места стало для большинства организаций и их ИТ-подразделений большим сюрпризом.

В свою очередь, Gartner отмечает(2), что с появлением iPad сценарий работы пользователей с вычислительными устройствами претерпел чувствительные изменения. За последние несколько лет увеличилось общее время работы бизнес-пользователей с компьютерами — в среднем с 3,5 часов в день до более чем 4 часов. При этом общая длительность сессий работы пользователей с планшетами достигла более чем 20% от общего времени работы с разными устройствами, включая персональные компьютеры и ноутбуки.

13 октября 2011 г. Центр корпоративной мобильности «АйТи» провел в Москве первую конференцию, целиком посвященную использованию мобильных технологий и устройств (смартфонов и планшетов) в корпоративной среде — День корпоративной мобильности/Enterprise Mobility Day (http://mobility-day.it.ru). Конференция собрала бо­лее 150 CxO, CIO, ИТ-директоров, руководителей департаментов и подразделений, их заместителей и ведущих архитекторов и специалистов, рассматривающих тему корпоративной мобильности как актуальную для их предприятий и организаций. Более 100 участников конференции также приняли участие в аналитическом опросе, проведенном Центром корпоративной мобильности в рамках данной конференции.

Опрос показал, что естественная потребность в мобильном доступе к деловой информации и корпоративным системам трансформировалась в реальные запросы бизнес-пользователей. Этому способствовали разные факторы — качественное повышение удобства использования мобильных устройств, изменение типичных форм-факторов и размеров экрана смартфонов, а также существенно расширенное пользовательское пространство для работы с информацией на планшетах. В то же время стирание границ между потребительскими и корпоративными ИТ в части конечных устройств, появление в корпоративном «периметре» новых мобильных операционных систем усилило потребность как в корпоративных мобильных приложениях, так и в инструментах управления мобильными устройствами, причем без ущерба потребительскому пользовательскому опыту и корпоративным политикам безопасности.

Зачем организации уже используют либо планируют в ближайшее время обеспечить мобильный доступ для сотрудников? Мода или поддержка бренда организации даже не попадают в пятерку наиболее распространенных причин. Основная мотивация в организации полноценной мобильной работы — поддержка «подключенности» сотрудников и улучшение функционирования бизнес-процессов, вплоть до генерации новых бизнес-процессов.

При этом в обеспечении мобильного доступа нуждаются не только руководители организаций и подразделений, которые первыми привнесли планшеты в деловую среду. Те, кому часто приходится работать за пределами рабочего места или вне офиса, у кого (как это все чаще встречается) ненормированный рабочий день, все чаще нуждаются в прикладной поддержке работы на мобильных устройствах.

Нельзя рассматривать тему мобильности в отрыве от основного (core) бизнеса и целевой деятельности функциональных служб. Вопросы «мобилизации» бизнеса должны обсуждаться на уровне концепции бизнеса в отношении использования смартфонов и планшетов в компаниях и организациях. Анализируя степень мобильности сотрудников, их потребностей в своевременном доступе к информации, необходимой для выполнения служебных функций и обязанностей, естественным образом можно перейти к анализу их деятельности. Зачастую средства мобильности начинают использовать не только для поддержки и ускорения уже существующих бизнес-процессов, но и для возможной модификации, вплоть до корректировки развития самой модели бизнес-деятельности.

Концепция (если не сказать больше — стратегия) «мобилизации» бизнеса становится не только важным элементом стратегии развития ИТ и ИБ, но и все чаще включается в стратегию поддержки самого бизнеса. В совокупности более 60% участников исследования указывают, что необходимо разрабатывать и реализовывать концепцию и дорожную карту использования смартфонов и планшетов в организациях и компаниях. Что важно — эти ключевые документы должны не только трансформироваться в конкретные административно-технические регламенты и процедуры, но и требовать серьезного подкрепления соответствующими техническими средствами, системным и прикладным программным обеспечением.

Достаточно велик спектр систем, потребность в мобильном доступе к которым отмечают более 25% участников исследования. Выделяется несколько групп таких систем:

  • базовые коммуникационные сервисы и ресурсы — электронная почта, календари, адресные книги, безопасный файловый доступ и обмен файлами, работа с внутрикорпоративным порталом;
  • корпоративные системы и доступ к информации, необходимой для принятия решений, или сами системы принятия решений — документооборот, стратегические и оперативные «дашбоарды» показателей деятельности и отчетность, системы управления проектами, CRM, корпоративные системы;
  • расширенные средства коммуникаций: системы мгновенного обмена сообщениями, Web- и видеоконференции, IP-телефония на мобильных устройствах.

Две трети опрошенных отмечают необходимость в том или ином виде локального сохранения или кеширования информации на мобильных устройствах. Более 70% организаций не допускает хранения корпоративных данных в облаке внешнего поставщика сервисов.

Нельзя не отметить, что для поддержания «подключенности» сотрудников, оперативный отклик которых бывает необходим, организации уже уделяют серьезное внимание не только смартфонам, но и планшетам. Причем это касается не только топ-менеджмента и руководителей другого уровня, но и других категорий сотрудников — как информационных работников, так и инженерно-технического персонала. Среди платформ смартфонов и планшетов безусловные лидеры — iOS и Android. И если еще недавно iPad был фактически единственным выбором корпоративных пользователей, данные опроса показывают: доля Android-планшетов растет и серьезно рассматривается к применению более чем половиной организаций.

Более четверти респондентов обозначили отсутствие политики использования сотрудниками собственных мобильных устройств — BYOD (Bring Your own Device), явно не регламентируя использование личных устройств либо разрешая их использование по заявке непосредственных руководителей сотрудников. Это отражает определенное запаздывание организаций в институциализации обеспечения мобильного доступа сотрудников со стороны как ИТ-департаментов, так и служб информационной безопасности.

«Казнить нельзя помиловать» — именно так можно назвать дилемму разрешения BYOD. Основные проблемы BYOD связаны с:

  • затратами на техническую поддержку мобильных пользователей;
  • предотвращением рисков информационной безопасности;
  • наличием нескольких мобильных платформ, технологически отличающихся от традиционного офисного ИТ-ландшафта и требующих новой экспертизы для обеспечения доступа к информационным ресурсам и системам (с точки зрения и разработки, и развертывания мобильных клиентских приложений).

В свою очередь, преимущества возможной поддержки BYOD отражаются в сокращении затрат на обеспечение сотрудников корпоративными устройствами, в поддержке наиболее часто выбираемых ими опций, удобных и привычных для мобильной работы пользователей платформ.

Вопрос BYOD является составной частью общей концепции, стратегии и политик корпоративной мобильности в организации. Решение данного вопроса должно учитывать многие факторы, в том числе общую политику организации в отношении выдачи сотрудникам корпоративных устройств, а также наличие в организации платформы управления корпоративной мобильностью, позволяющей снизить соответствующие риски. Обоснованный компромисс, отмечаемый рядом респондентов: ограничение списка BYOD — «стандартизация» спектра поддерживаемых мобильных операционных систем (и, возможно, устройств), доступ с которых к корпоративным информационным ресурсам и системам осуществляется только в случае подключения соответствующих устройств к централизованной системе управления корпоративной мобильностью.

Внедрение средств управления мобильными устройствами, трансформирующихся сегодня в многофункциональные платформы управления корпоративной мобильностью (EMM — Enterprise Mobility Management), может оказать решающее влияние на обеспечение легитимности и прозрачного контроля мобильного доступа к корпоративным информационным ресурсам и системам в рамках политик и регламентов, принятых в организации. Использование EMM — первый шаг к системному использованию сотрудниками смартфонов и планшетов, обеспечивающих их постоянную «подключенность» к коммуникациям и бизнес-процессам, а следовательно, и возможность повышения их эффективности и продуктивности сотрудников.

Резюмируя основные результаты исследования, можно с уверенностью сказать, что тема мобилизации сотрудников организаций и компаний не является исключением и уже привлекла серьезное внимание ИТ-департаментов и самого бизнеса, зачастую инициирующего такие запросы в отношении ИТ и служб информационной безопасности. А это требует системного подхода, в конечном счете предполагающего полноценное расширение традиционного ИТ-ландшафта на уровне поддерживаемых мобильных рабочих мест — смарт­фонов и планшетов — в части инфраструктуры их подключения во внутрикорпоративной сети и за пределами офиса и, конечно, интеграционной составляющей приложений, предполагающей адаптацию мобильных клиентов к корпоративным приложениям и ресурсам.

 (1) Morgan Stanley Blue Paper «Tablet demand and disruption. Mobile Users Come of Age», http://www.morganstanley.com/views/perspectives/tablets_demand.pdf

 (2) Gartner «Enterprise Applications for Tablets», Published: 13 June 2011 ID: G00214074, http://www.gartner.com/DisplayDocument?doc_cd=214074