В последнем проведенном журналом Intelligent Enterprise круглом столе , посвященном современным проблемам внедрения ERP вполне ожидаемо для сегодняшней ситуации на рынке корпоративных внедрений всплыл вопрос Agile-методик. Бизнес-руководством Издательского Дома “Бауэр Медиа была предложена мысль о том, что Agile является методикой явно ассоциируемой с автоматизацией стартапов. Интересно, что этот тезис, в данном случае, скорее поданный как очевидный , на основе анализа последних публикаций нашего журнала, таковым вовсе не выглядит .

Так сложилось, что сам термин Agile изначально был освоен сообществом разработчиков. И поскольку данное сообщество (надо сказать, далеко не всегда оправдано) на российском рынке часто выносится за скобки «настоящей» корпоративной автоматизации термину Agile не остается ничего другого, чем «прислонится» к миру старапов или пытаться встать рядом с модным словом инновации.

На самом деле практика показывает, что уже получившие репутацию отчасти маргинальных методологии agile вполне реально используются вполне пользуются респектабельным бизнесом. В середине прошлого года Intelligent Enterprise опубликовал интервью с Андреем Плужниковым, руководителем направления Project Management Deutsche Bank в России, который, признавая тот факт, что идеи Agile в действительности заметно ассоциированы с развитием процессов разработки, говорит о том, что на самом деле «аджильные» подходы восходят к управленческим инновациям компании Toyota и имеют много общего со смежными принципами lean. Последние напротив, всегда связывались с управлением процессами бизнеса и никогда не стояли рядом с темой разработки корпоративного ПО. Более того, agile-методы по его словам активно проникают «внутрь№ методологий управления проектами, развиваемых , как известно, под эгидой достаточно консервативной организации PMI-иститут. Собственно об этом же рассказывал в своей статье Евгений Пикулев, руководитель Екатеринбургского филиала Московского отделения PMI, появившейся у нас в декабре прошлого года.

Также В конце прошлого года Intelligent Enterprise опубликовал интервью с начальником отдела компетенций систем клиентской аналитики «Хоум Кредит Банка» Константином Трегубовым, в котором agilу-методологии уже рассматривались в сугубо практическом контексте развертывания так называемого agile BI. Краткое резюме сказанного -- agile можно и нужно применять даже в такой консервативной отрасли как банковская, если речь идет не о тонком усовершенствовании автоматизации классических уже достаточной отработанных процессов, а, скажем, об опробовании инновационных банковских услуг. Хоть сколь-либо качественный прогноз перспективе данных банковских сервисов (в том числе и явно отрицательный) можно сделать только тогда, когда на реальной аудитории в течение определенного промежутка времени тестируются соответствующие предложения, а вместе с этим и связанные с ними инструменты автоматизации.

По результатам всей вышеприведенной совокупности высказываний на тему agile, можно постараться сделать некоторое более общее резюме. В целом представляется. что самостоятельную разработку заказчики часто не воспринимают как полноценное направление корпоративной автоматизации. Даже если речь идет о весьма серьезной методологической «подложке» этой деятельности. Но здесь хочется сказать даже не о недооценке данного направления. Здесь трудно обобщать, и вопрос целесообразности разработки будет решаться в каждом конкретном случае.

Сейчас хочется подчеркнуть то, что методологические инструменты, в сознании корпоративного пользователя однажды привязанные к термину software development (SD), начинают прочно ассоциироваться с такими понятиями как стартап или инновации. Вместе с тем, как мы видим, некоторые методики, успешно проверенные и приобретшие необходимый уровень зрелости на процессах SD, начинают активно распространяться и в казалось бы крайне консервативной области как управление крупным бизнесом, а также в не менее консервативных направления его автоматизации -- BI и в ERP. И к agile это относится прежде всего. Недооценивать же данные методы их на этом поле уже куда более рискованно для бизнеса.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.