Сейчас довольно часто приходится слышать и читать о том, что в ИТ вместе с облачными вычислениями пришла парадигма предоставления функций по запросу — «как услуг», или «как сервисов». Смена парадигмы в сфере телекоммуникаций активно обсуждалась значительно раньше — примерно десять лет назад — в связи с ростом мультисервисных сетей и распространением сервисов на основе протокола IP (прежде всего, конечно, IP-телефонии).

Впрочем, сама сервисная модель взаимодействия с потребителем присуща отрасли связи изначально, и новизна парадигмы заключалась не в сервисах как таковых, а в том, что они перестали жестко зависеть от канала. В современной парадигме электросвязи любой канал в принципе пригоден для предоставления любого сервиса, при этом поставщик сервиса может не иметь ничего общего с оператором канала, и им совершенно не обязательно договариваться друг с другом. (Например, я приезжаю в другой город, подключаюсь к гостиничной сети Wi-Fi, выхожу в Интернет, используя канал местного провайдера, и разговариваю по Skype.) Отделение телекоммуникационных сервисов от каналов шло рука об руку с их сращиванием с ИТ. Освоение облачных технологий, разумеется, находится в русле этой тенденции и способствует если не созданию новых телекоммуникационных сервисов, то прогрессу существующих.

Виртуальная АТС — услуга, получившая название Centrex, которая позволяла организации получать функции офисной АТС (удержание вызова, перевод звонка, голосовую почту и т.п.) как операторский сервис, — была впервые предложена еще в 1960-х. Но стоила она тогда (да и позже) дорого, и в большинстве случаев аппаратная АТС оказывалась более удачным решением. Сейчас мы наблюдаем бурный рост специализированных провайдеров, не владеющих собственными каналами и предлагающих корпоративным пользователям подключение к виртуальной АТС (точнее, виртуальному серверу унифицированных коммуникаций), — у всех на слуху «Манго Телеком», но аналогичный набор услуг предоставляют «Телфин», Tekmi, Sipuni и ряд других компаний. Отсутствие привязки к каналу — огромный плюс: сотрудник может пользоваться полным набором коммуникационных функций не только в офисе, но и дома, и на улице (на смартфоне установлено мобильное приложение, функционально эквивалентное клиенту для ПК). Но страдает надежность связи: если абонент пользуется слабым каналом, вызов может сорваться, слышимость — оказаться никуда не годной и т.д. «Манго» старается решить проблему, строя собственные узлы связи (хотя это полумера), а провайдеры, не располагающие средствами для таких проектов, вынуждены целиком полагаться на милость операторов, владеющих каналами. Понятно, что чем дальше от центра, тем этой милости меньше.

Операторы и сами развивают облачные сервисы — и точно так же сталкиваются с проблемой нехватки каналов, которую решают по-разному. Так, Orange в России ориентирует свое предложение на крупные организации, в то время как во Франции огромное количество клиентов оператора — это предприятия среднего и малого бизнеса. Разница понятна: французское подразделение Orange — главный национальный оператор сотовой связи и Интернет-провайдер, а в распоряжении российского подразделения имеются главным образом магистральные каналы, так что «последнюю милю» для каждого проекта необходимо строить. И как бы соблазнительно ни выглядели предложения Orange для малого бизнеса, они не для нас — по крайней мере, пока.

«ЭР-Телеком» — региональный оператор, предлагающий корпоративное подключение и облачные сервисы под брендом «Дом.ru Бизнес», — старается «вести» клиентов, развивая подключение и наращивая сервисы по мере роста предприятий. Например, одиночному магазинчику достаточно просто подключения к Интернету, а если дела предприятия идут успешно и оно открывает новые торговые точки, которые образуют сеть, оператор может предложить такой сети уже и виртуальную АТС с многоканальным номером, и конференцсвязь, и облачное видеонаблюдение — важно только не упустить момент.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.