Как поется в старой советской песне, кто хочет, тот добьется. Конечно, не все в мире предопределено: бывает, что успех вдруг сам падает в руки человеку без особых амбиций, а кого-то, наоборот, преследуют неудачи, и мы тогда говорим о его непомерных, пустых, нелепых и т.п. амбициях. Тем не менее, амбиции в «хорошем» смысле слова (который есть у английского ambitions) — важный фактор успеха. Это очевидно из общих соображений, а в прошлом году было подтверждено результатами исследования, проведенного компанией Circle Research при финансовой поддержке SAP. Заранее приношу извинения тем читателям, которых коробит от слов «амбиция» и «амбициозный» в значении английских ambition и ambitious — мне тоже не очень нравится такое их использование, но в данном случае другого выхода нет, поскольку это основные термины, вынесенные в название отчета.

Отчет озаглавлен «Амбиция» и снабжен подзаголовком: «Почему амбициозность имеет значение, и как средние и малые предприятия добиваются своих целей». (Ambition. Why being ambitious matters and how SMEs are achieving their goals). Материалом для исследования послужили в общей сложности 804 интервью с руководителями малых и средних (от 25 до 1000 сотрудников) предприятий, работающих в сферах производства товаров массового потребления, оптовой торговли и розничной торговли. Участвовали компании из 11 стран мира — Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Китая, Мексики, России, США, Франции и Японии. Опрос проходил летом 2014 года, результаты были опубликованы в декабре.

Исследователи разделили предприятия на три группы: вообще лишенные амбиций (включая те, представители которых отвечали, что довольны текущим положением дел, просто зарабатывают себе на жизнь и т.п.), просто «амбициозные» и «очень амбициозные». Лишь 10% опрошенных отнесли свои компании к первой группе, вторая и третья составили 44 и 46% соответственно. Уточняющие вопросы позволили выяснить, что для компаний, попавших в группу очень амбициозных, характерна стратегическая корпоративная культура, в которой все заряжены энтузиазмом и стремятся к инновациям. Такие компании горячо приветствуют новые технологии — вплоть до готовности первыми испытать их у себя, — а их руководителей (отвечавших на вопросы исследования) отличает высокий уровень личных амбиций (рис. 1).

Как показало исследование, есть прямая связь между уровнем амбиций бизнеса и его успехом, измеряемым универсальным показателем — деньгами. Почти у половины (48%) компаний из группы очень амбициозных доходы за последние два года выросли более чем на 30%, в то время как в группе просто амбициозных компаний такой рост наблюдался менее чем у трети (27%). Ростом более 75% могут похвастаться 9% очень амбициозных предприятий и всего 2% просто амбициозных (см. рис 2).

Конкретные амбиции — то, к чему стремятся компании, — это рост, успех у клиентов, повышение эффективности и (на последнем месте) польза для общества. На рис. 3 представлено их распределение по отраслям (разрешалось отметить любое количество ответов), на рис. 4 — зависимость от размера предприятия (разрешалось выбрать только один вариант). Для большинства компаний главная амбиция — рост, причем ярче всего это выражено в малом бизнесе.

Амбиция — уже не мечта, но еще не план: лишь 20% респондентов ответили, что «почти готовы» расти, остальным необходимо сначала улучшить процессы и технологии. Однако степень готовности тоже различается в зависимости от уровня амбиций: если взять статистику отдельно по амбициозным и по очень амбициозным предприятиям, то процент «почти готовых» к росту в первой группе будет 13%, а во второй — вдвое выше (26%). В случае эффективности разрыв еще больше — к тому, чтобы ее поднять, «почти готовы» 12% просто амбициозных компаний и 29% очень амбициозных.

Очень амбициозные компании умеют более определенно, чем все остальные, отвечать на вопрос о необходимых им технологиях. Это, как замечает автор отчета, упрощает им задачу выбора — принципиальный выбор фактически уже сделан. 89% из них считают стратегически значимыми для себя программные системы коммуникации, и для 76% важны облачные системы.

В заключение — несколько слов об отмеченных в отчете особенностях конкретных стран, включая Россию. Наша страна оказалась полюсом скромности — или, может быть, фатализма: 19% российских компаний не имеют амбиций, а очень амбициозны лишь 26%. Самые сильные амбиции — у индийских предпринимателей, 74% из них ответили, что их компании очень амбициозны. У 8% российских компаний — участниц исследования — доходы выросли на 100% или более, у других 8% во столько же раз упали. Это признак изменчивости рынка, которая никак не зависит от амбиций малого бизнеса, зато сама на них серьезно влияет. Какой смысл задумываться об отдаленной перспективе, если все решает случай? В условиях нестабильности быстрота реакции полезнее стратегического мышления, а азарт и готовность рискнуть значат больше, чем упорство (хотя лучше, разумеется, обладать всеми этими качествами).

В качестве главной амбиции своих предприятий 57% россиян указали рост, для 61% из них наиболее приоритетный фактор роста — географическое расширение (то и другое, конечно, вполне естественно). Успех у клиентов — не очень распространенная амбиция, ее назвали всего 11% российских респондентов. В других странах его считают более важным, во Франции и Индии он даже обогнал такую амбицию как рост. Повышение эффективности — приоритетная цель для 25% российских предпринимателей, польза для общества — для 8%. К облачным технологиям в России относятся сравнительно прохладно — их стратегическую значимость признали лишь 48% респондентов из нашей страны. В этом отношении мы, опять-таки, противоположны Индии, где в сторону облаков смотрят 90%.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.