В марте этого года пять организаций — РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций), ФРИИ (Фонд развития Интернет-инициатив), МКС (Медиакоммуникационный союз), РОЦИТ (Российский общественный центр Интернет-технологий) и Liveinternet — объявили о создании нового Института развития Интернета (ИРИ), который должен стать единым центром знаний по Интернет-технологиям, медиа и программному обеспечению. Идея создания ИРИ появилась осенью прошлого года и была поддержана Администрацией Президента РФ. Институт уже выступил со своей первой законодательной инициативой — так называемым законопроектом о едином реестре российских программ. Это внесенный в Государственную Думу РФ 9 апреля проект поправок к закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», призванный обеспечить отечественным разработчикам преференции при госзакупках.

На открытии РИФ-2015 глава ИРИ Герман Клименко представил институт и рассказал о его задачах. Если сейчас российское законодательство в отношении Интернета носит в основном запретительный характер, то ИРИ планирует предложить государству законопроекты, направленные не только и не столько на регулирование посредством ограничений, сколько на стимулирование развития отрасли и, как следствие, российской экономики в целом. Ближайшие темы — импортозамещение (которому посвящен подготовленный законопроект), розничный экспорт, принудительная подписка абонентов мобильной связи на платные услуги (она обсуждалась на РИФ), в перспективе — разработка Президентской программы развития Интернета до 2030 года, реформа законодательства об авторском праве (закон должен помогать развитию рынка платного контента), обеспечение стимулирующего налогового режима для российских Интернет-компаний.

В ходе того же РИФ-2015 прошло первое заседание закрытого Клуба директоров ИРИ и был дан старт формированию более открытой структуры при институте — его Экспертного совета, — о чем хочется рассказать чуть подробнее. Процедура формирования совета продлится месяц и соединит «вирусное» приглашение по принципу социальных сетей с внутренним голосованием. На данный момент ИРИ разослал 500 писем с приглашениями кандидатам — активным экспертам, профессиональный статус которых определялся по участию в профильных мероприятиях Рунета в роли докладчиков или ведущих. До 12 мая кандидаты, готовые участвовать в работе совета, должны будут это подтвердить и указать свою специализацию и сферу профессиональных интересов в терминах «экосистем Рунета». Из 24 экосистем (их перечень с краткими описаниями имеется на сайте Runet-ID) необходимо выбрать одну основную и, при желании, еще одну или две дополнительных. Кандидат, принявший приглашение, сможет, в свою очередь, сам предложить от одного до трех новых кандидатов.

12 мая цикл приглашения завершится, и до 15 мая будут сформированы списки для голосования с привязкой к экосистемам. Затем стартует Интернет-голосование, которое продолжится неделю — с 15 по 22 мая. Кандидаты будут голосовать друг за друга: каждый сможет проголосовать за пятерых других, причем не более чем в трех экосистемах — тех, которые он указал как «свои», когда принимал приглашение (и в которых, следовательно, максимально компетентен). В Экспертный совет войдут «Top N» каждой экосистемы (чему равно N, пока не сообщается) — таким образом, ни одна из экосистем не будет ни обделена вниманием, ни, наоборот, перегружена.

Процедура выглядит достаточно демократичной и вместе с тем эффективной, однако есть одно «но»: профессионалы будут рекомендовать тех, кого знают, то есть других профессионалов. Это означает, что у конечных пользователей, — а их мнение, очевидно, значимо, — мало шансов получить приглашение. Чтобы они тоже были представлены, в списках кандидатов предусмотрена дополнительная квота РОЦИТа для так называемых «народных экспертов» — активных участников проекта «Голос Рунета». Их может быть до пяти человек в списках кандидатов по каждой экосистеме.

Кто попадет в Экспертный совет, что он сможет предложить, понравятся ли предложения, смогут ли они пройти? Предсказать это сложно, но долго ждать не понадобится — уже через месяц мы должны увидеть новую структуру в действии.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.