Как федеральный закон № 242-ФЗ (о локализации персональных данных россиян на территории РФ) повлиял на отечественный рынок услуг по хранению и обработке данных? Чтобы оценить его роль, аналитический отдел РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) и Rambler&Co организовали совместное исследование, отчет о котором недавно опубликован на сайте РАЭК. Отчет включает аналитическую часть и подборку высказываний экспертов — представителей российских коммерческих центров обработки данных (ЦОД).

Все эксперты отмечают рост потребительского спроса на свои услуги, что большинство из них связывает с принятием, а затем вступлением в силу 242-ФЗ. Очевидно, это не единственный фактор, и представитель компании masterhost вполне допускает, что более сильный эффект дало изменение экономических условий (хотя сложно разделить разные соображения, приводящие к одному и тому же решению). Речь, конечно, о снижении курса рубля по отношению к доллару и евро — операторам удалось зафиксировать рублевые цены и использовать это как конкурентное преимущество: услуги российских ЦОДов сейчас дешевле аналогичных сервисов, предлагаемых зарубежными провайдерами. Однако, как справедливо указал представитель компании DataLine, маржа операторов падает вместе с рублем. Заместитель директора департамента вычислительных систем фирмы «Крок» Андрей Тищенко сегодня не видит причин для повышения цен, и DataLine также поддерживает их на уровне конца 2014 года. Но если падение рубля продолжится, операторам все же придется пересмотреть расценки. Эксперты, естественно, не знают, как долго им удастся продержаться — это зависит от внешних условий. Компания DataHouse.ru рассчитывает задействовать внутренние резервы эффективности и подготовить новые привлекательные предложения, а эксперт из «ТрастИнфо» просто констатирует, что повышение стоимости услуг «…вполне вероятно в перспективе из-за роста тарифов, стоимости импортного оборудования и продолжающегося дефицита качественных площадей».

Возвращаясь к влиянию 242-ФЗ, эксперт из DataLine считает, что непосредственно вступлением закона в силу обусловлено около 20% общего числа запросов от клиентов, а кроме того, есть и косвенное влияние: так как 242-ФЗ представляет собой поправки к 152-ФЗ, он подогрел интерес к основным требованиям Закона о персональных данных. Поэтому оказался востребованным такой новый сервис DataLine как Cloud152. Это облачная инфраструктура, позволяющая размещать персональные данные любого уровня защищенности; дополнительно провайдер обеспечивает поддержку для прохождения аттестации у регуляторов. Эксперт из компании IXcellerate назвал принятие закона очевидным катализатором спроса на рынке ЦОДов. Сегодня в ее дата-центре машинный зал Фазы 1 заполнен, зал Фазы 2 зарезервирован на две трети, прорабатываются планы оборудования и запуска в эксплуатацию новых машинных залов. На площадке ЦОДа IXcellerate Moscow One работает компания Orange Business Services, которая сейчас активно развивает свои облачные сервисы в нашей стране. У компании DataSpace — владельца одного из двух российских ЦОДов, прошедших полный цикл сертификации Tier III Gold (второй принадлежит «Кроку»), — также имеются обширные планы по расширению. Ее представитель высказал мнение о том, что влияние ФЗ-242 не ограничивается одним лишь рынком ЦОДов, а затрагивает всё бизнес-сообщество.

У крупных российских ЦОДов прибавилось иностранных заказчиков, при этом клиенты DataSpace заключают новые договоры именно для переноса в Россию своих баз данных в соответствии с требованиями 242-ФЗ. Предложением DataLine интересуются предприятия разного размера из отраслей FMCG и розничной торговли, в том числе интернет-магазины; заказчиками SafeData по преимуществу являются большие и средние ИТ-компании. По впечатлениям эксперта из Selectel, среди крупных западных корпораций лишь единицы уже перенесли имеющиеся у них данные российских граждан на территорию РФ, остальные ждут, пока появится реальная правоприменительная практика, и одновременно исследуют рынок. Зато благодаря падению курса рубля в Selectel охотно обращаются средние и малые клиенты, бизнес которых тем или иным образом связан с ИТ; не все они работают с персональными данными россиян — просто им сейчас стало выгодно пользоваться услугами российских провайдеров.

Как сказано в аналитической части отчета, в «Ростелекоме» ожидают, что в результате падения рубля и повышения кредитных ставок «…будет отмечаться замедление темпов развития, что приведет к повышению стоимости оказываемых услуг». Но при том, что повышение цен представляется экспертам вполне вероятным, они довольно оптимистично оценивают перспективы своего развития.

Сегодняшний подъем обусловлен в основном переносом на территорию нашей страны данных с других (зарубежных) внешних ресурсов, в дальнейшем же операторы ЦОДов рассчитывают привлечь заказчиков, которые раньше внешними ресурсами не пользовались вовсе (или пользовались ими ограниченно). Преимущества ИТ-аутсорсинга хорошо известны, однако есть и препятствия к его внедрению — как универсальные психологические (недоверие к новшествам вообще и к передаче закрытой информации в чужие руки в частности), так и более конкретные финансовые и организационно-технические. Финансовые препятствия если не уничтожены, то существенно уменьшились в результате падения рубля, но в российских регионах сейчас просто физически мало ЦОДов и каналов связи хорошего качества. Эксперт из компании «ТрастИнфо» упомянул о том, что на данный момент более 70% дата-центров находятся в Москве и Московской области (собственный ЦОД «ТрастИнфо» — не исключение), и предположил, что в течение пяти-семи лет положение может измениться. Компания DataHouse.ru, владеющая дата-центрами в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, планирует уже к середине 2016 года запустить вторую очередь своей екатеринбургской площадки. Одновременно она успешно развивает сетевую инфраструктуру, что позволяет ей подключать заказчиков из городов, где нет ее ЦОДов, и географически распределенные организации.

Другие направления развития, о которых говорил представитель «ТрастИнфо», — это формирование на российском рынке стандартов для сервисов дата-центров, конкуренция не на уровне цен, а на уровне качества обслуживания и, конечно, увеличение спроса на облачные технологии. Сразу несколько экспертов высказали предположение, что облака постепенно будут занимать все больше места в портфеле услуг ЦОДов, а более традиционная услуга размещения физических серверов (collocation) — отходить на второй план. Тем не менее она останется востребованной (IXcellerate), хотя, возможно, скорее будет стагнировать, нежели расти, так как в кризисное время предприятиям тяжело покупать собственное серверное оборудование, даже если на них не лежит забота об инженерной инфраструктуре (masterhost). Эксперт из SafeData полагает, что 242-ФЗ повлияет на будущие облачные решения — например, получат распространение инфраструктурные сервисы, ориентированные на размещение персональных данных (такие, как упомянутый выше Cloud152).

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.