Несмотря на экономический кризис и сложную политическую обстановку, Orange Business Services в России и СНГ продолжает активную инвестиционную стратегию. Оператор строит сети связи, развивает сеть собственных ЦОДов и, что особенно показательно, модернизирует офисы. В 2016 году в новые помещения переехали подразделения Orange в Нижнем Новгороде и Хабаровске, а в столице торжественно открылся новый головной офис. Он заняла два этажа в «Меркурий Сити Тауэр» — чуть ли не единственной московской башне оранжевого цвета. На стенах офиса красуются надписи «Как здорово, что все мы здесь» (окончание строчки Олега Митяева — «сегодня собрались» — предполагается общеизвестным) и «Долой конфколы, давайте встречаться»: раньше сотрудники были распределены по двум зданиям в разных частях Москвы, а теперь объединились. Как ни совершенны средства связи, а личное общение позволяет решать рабочие вопросы и быстрее, и эффективнее, поэтому один офис, — если он вместителен, удобно расположен, хорошо распланирован и оборудован, — лучше двух.
Как всякий инвестор, Orange, очевидно, рассчитывает окупить сделанные вложения, а значит, достаточно оптимистично смотрит на развитие российского рынка телекоммуникационных услуг — как минимум, его корпоративного сегмента. Что может внушать оптимизм? Об этом на пресс-конференции, посвященной открытию московского офиса Orange, рассказал Константин Анкилов, директор независимого агентства «ТМТ-Консалтинг».
Рынок базовых услуг связи — это фиксированная и мобильная телефония, а также доступ в Интернет — в России, как и в других развитых странах, достиг насыщения и стабилизировался. Однако уже с унифицированными коммуникациями ситуация в корне иная — на них спрос есть и растет. Наиболее востребована сейчас интеграция офисной телефонии с корпоративными программами — прежде всего, конечно, с CRM, — хотя компании интересуются и более простыми решениями, такими как автоинформаторы, интеграция с почтой, VoIP VPN и вообще защищенные коммуникации. Рынок информационной безопасности на подъеме — по предварительной оценке «ТМТ-Консалтинг», его объем в 2016 году составит порядка 65 млрд. рублей.
Еще один растущий рынок — это подключения M2M («машина – машина»), или, как сейчас всё чаще говорят, Интернет вещей (эти понятия не вполне тождественны, но очень близки). В ближайшие годы на нем грядут большие перемены, так как на подходе технология 5G: с ее широким распространением большинство подключений начнет происходить по мобильным каналам связи, а счет подключенных автоматических устройств, как предполагается, пойдет на десятки миллиардов. В потребительском сегменте M2M-соединения сложно отделить от «человеческих» коммуникаций, так один и тот же смартфон генерирует трафик разных типов. Что же касается корпоративного сегмента, где широко используются специализированные устройства, то в нем М2М, по данным «ТМТ-Консалтинг», приносит российским операторам 4 млрд. рублей дохода, и в ближайшие несколько лет этот показатель будет расти более чем на 20% в год. Появление 5G, как ожидается, сильнее всего повлияет на сферу производства.
И, конечно, растут облачные сервисы — для них «ТМТ-Консалтинг» прогнозирует в 2016 году объем около 21 млрд. рублей, что на 34% выше, чем в 2015-м. Признавая влияние Федерального закона № 242-ФЗ (о локализации персональных данных россиян на территории РФ) на развитие рынка ЦОД и облачных сервисов, Константин Анкилов все же считает, что рынок вполне успешно развивался бы и без специальной поддержки. Почти две трети его в России занимают SaaS-сервисы, основные потребители которых — средние и малые предприятия, а поставщики — главным образом российские компании, специализирующиеся на автоматизации бизнеса. Стоит добавить, — но это отдельная тема, — что постепенно набирают популярность и унифицированные коммуникации как сервис. Оставшуюся треть рынка почти полностью занимают IaaS-сервисы, которыми пользуется крупный бизнес. В целом понятно, что для компаний, работающих на стыке телекоммуникаций и ИТ, возможностей на российском рынке достаточно много.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.