Об отношении заказчиков к информационным системам, о миссии ИТ на предприятии, о том, что такое полноценная системная интеграция, в беседе с ответственным редактором Intelligent Enterprise Любовью Ароновой рассказывает председатель Совета ТехноСерв А/С Алексей Ананьев.

Алексей Ананьев

Родился в 1964 году в Москве. В 1987 году окончил переводческий факультет МГПИИЯ им М. Тореза. После окончания института работал в Комитете молодежных организаций СССР, а с 1989 года — в НИИ Авиационного оборудования Минавиапрома СССР.

В 1990—1992 годах — заместитель генерального директора совместного предприятия "Техносерв". С момента создания компании ТехноСерв А/С в 1992 году и по сегодняшний день — председатель Совета компании.

Intelligent Enterprise: Как бы Вы охарактеризовали состояние российского рынка системной интеграции?

Алексей Ананьев: Если мы говорим о рынке, то должны рассматривать его как некую конструкцию, состоящую из продукта и отношения к нему поставщиков, с одной стороны, и заказчиков — с другой. В нашем случае продукт — это информационная система предприятия. Что касается характеристик таких систем, можно совершенно четко говорить об их качественном росте, который наблюдался в этом году. Внедряемые сегодня информационные системы действительно более «заточены» на решение бизнес-задач предприятия.

Одна из очевидных тенденций рынка — это усиление интереса к ERP-решениям как со стороны заказчиков, так и со стороны крупных поставщиков. Те игроки, которые еще вчера не рассматривали ERP-системы как перспективное направление бизнеса, сегодня становятся самыми активными «двигателями» именно этих решений. Недавний пример — усиление Microsoft Business Solutions за счет Navision.

Если же говорить о предприятиях, их интерес к ERP-решениям свидетельствует о постепенном переходе от компьютеризации к информатизации — фактически мы наблюдаем качественный скачок в подходе к использованию ИТ в бизнесе.

IE: Соответственно меняются и требования заказчиков к информационным системам?

А. А.: Да, заказчик растет, и его запросы меняются — особенно это заметно на предприятиях, где действительно востребованы интегрированные решения. Сегодня многие уже понимают, что ИТ может стать не только интеллектуальной пишущей машинкой, но и неким инструментом, при помощи которого можно двигать бизнес. Интеграционные проекты все более и более начинают отвечать бизнес-задачам, а это означает, что доля приложений в таких проектах постоянно увеличивается.

IE: А российские системные интеграторы соответствуют возросшим запросам заказчиков? Адекватны ли их предложения реальным потребностям предприятий?

А. А.: Российская системная интеграция — это без преувеличения уникальное явление, можно сказать, производство мирового класса. По своему технологическому уровню она соответствует самым высоким требованиям, и потенциал ИТ-компаний, работающих на этом рынке, очень велик. Другой вопрос — насколько востребованы те решения, которые они могут предложить. Да, отечественный бизнес в целом очень вырос, но все же он не настолько зависит от информационных технологий, чтобы ставить их во главу угла. И здесь есть некое противоречие. Мы можем реализовывать проекты очень высокого уровня, сопоставимые с тем, что делается на Западе, и даже опережающие по некоторым позициям европейскую практику, но это единичные примеры. В большинстве же случаев решение приходится укладывать в рамки тех ИТ-бюджетов, которые есть у наших заказчиков.

IE: Бытует мнение, что компания начинает серьезно подходить к ИТ и заниматься внедрением информационных систем только тогда, когда у нее появляется эффективный собственник...

А. А.: По большому счету это действительно так. Здесь важны даже не столько юридические формы собственности, сколько способность заставить менеджеров действительно владеть ситуацией и эффективно управлять.

IE: А как Вы считаете, переходит ли государство к эффективному использованию имеющихся у него активов? Становится ли оно эффективным собственником?

А. А.: Если речь идет об управлении активами с использованием средств автоматизации, то, я думаю, мы только в самом начале пути. Другое дело, что наше государство начинает серьезнее автоматизировать производственную компоненту. При этом разрабатывается и внедряется очень правильная инфраструктура — в этом смысле ИТ-специалистам многих госучреждений нельзя отказать в профессионализме. А на эту инфраструктуру со временем будет накладываться функциональность, которая рано или поздно понадобится государству — если оно станет эффективным собственником. Развитие же той инфраструктуры, которая сейчас закладывается на государственных предприятиях, — это уже дело техники и логики деятельности самих госучреждений.

Автоматизация — это не самоцель, а инструмент, которым кто-то должен пользоваться. Я видел данные о том, что из тысяч предприятий, в которых государство владеет контрольным пакетом акций, прибыльны только единицы. Если на государственном предприятии сегодня нет людей, перед которыми стоит задача пользоваться ИТ для повышения эффективности работы, то нет и необходимости в этом инструменте. Но я думаю, такие задачи будут чаще появляться в ближайшем будущем.

IE: Какова, на Ваш взгляд, миссия ИТ на предприятии?

А. А.: Информационные технологии должны обеспечить менеджменту необходимый уровень управления предприятием и его бизнес-процессами. При этом сам этот уровень управляемости бизнеса определяется руководством: кому-то достаточно бухгалтерской программы, написанной собственными специалистами, кому-то нужно "1С:Предприятие", а кто-то не сможет обойтись без мощной ERP-системы западного производства. Одним словом, миссия ИТ — решать задачу и не перетягивать одеяло на себя, чтобы не было автоматизации ради автоматизации.

IE: Насколько то понимание важности ИТ, которое, по Вашим словам, есть у современных менеджеров, воплощается в какие-то решения?

А. А.: Сегодня ни один управленец не станет утверждать, что автоматизация не нужна, — когда все вокруг говорят правильные фразы о необходимости прозрачности и инвестиционной привлекательности, такие заявления будут выглядеть по меньшей мере странно. Но на деле понимание важности ИТ выходит из плоскости декларативных заявлений только тогда, когда топ-менеджер начинает испытывать реальную потребность в ежедневном использовании результатов автоматизации. Зачем руководителю тратить деньги на технологии, польза которых для него неочевидна? А вот если он ежедневно читает отчеты, которые формирует система, видит показатели своего бизнеса и чувствует реальную пользу ИТ — тогда отношение к ИТ совершенно иное. Только в этом случае разговоры об автоматизации воплощаются в реальные проекты.

IE: Каким образом можно измерить результат от внедрения ИТ?

А. А.: Сегодня это краеугольный для всех системных интеграторов вопрос, хотя ответ на него очевиден: результат внедрения ИТ в бизнесе измеряется деньгами — заработанными или сэкономленными благодаря ИТ.

Оценивать выгоды можно по-разному. Самое простое — это вообще ничего не делать, не автоматизироваться, не тратить деньги. Можно сказать, что это уже результат — вы ничего не потратили, и в некоторых случаях это хорошо. Но может быть и другая ситуация: не внедрив информационную систему, вы не смогли наладить бизнес-процесс, освоить новые направления, рынки. Тогда вы, сэкономив тысячи, теряете миллионы. Важно найти правильный баланс.

IE: Однако когда речь заходит о «тяжелых» системах — SAP R/3, Oracle, многие говорят о том, что успешных внедрений и реально работающих систем подобного уровня очень мало.

А. А.: Это очень хороший вопрос, и мы его пока не затронули. Когда идет речь об успешном внедрении, мы (и в первую очередь сам заказчик) должны осознавать — что понимается под результатом. Многие говорят: R/3 до сих пор никто полностью не внедрил. Так ведь этот продукт в своей полной функциональности данному заказчику сегодня, возможно, и не нужен. Выбирая какую-то определенную функциональность, заказчик должен честно и жестко ставить вопрос: «Что для меня есть результат?». А если он сам не знает, что ему нужно от ERP-системы, за него это никто не решит.

IE: А вы готовы работать с таким заказчиком?

А. А.: Мы с ними и работаем. Я бы сказал так: наша задача состоит в том, чтобы у нас с клиентом не возникало моментов, когда клиент не удовлетворен — обоснованно или необоснованно. Если мы видим, что клиент объективно не способен и не готов делать инвестиции во внедрение этого продукта, то мы найдем какой-то другой способ, другое средство, другую функциональность, которые позволят нам достичь положительного результата.

IE: На чем можно и нельзя экономить в проекте?

А. А.: На расходах на ИТ экономить — объективно — нельзя. Это все равно, что экономить на здоровье.

IE: Что Вы вкладываете в понятие полноценной системной интеграции?

А. А.: Это в первую очередь создание систем, которые имеют целью поддержку ключевых бизнес-процессов, — в отличие от инфраструктурных проектов или сетевой интеграции, которая, конечно, может быть очень сложной и важной составляющей решения, но лишь частью его.

Если абсолютизировать, то системный интегратор должен говорить: «Я отвечаю за все». Когда мы начинаем работать с заказчиком, мы заинтересованы в том, чтобы решать абсолютно все вопросы, которые у него появляются. Если надо, мы привлечем субподрядчика.

А если компания говорит: «Я интегратор, но я делаю только сеть на базе такой-то аппаратуры», то мы должны понимать, что это, конечно же, компания-интегратор, но — интегратор по системным технологиям такого-то производителя. Но не системный интегратор. Настоящих системных интеграторов у нас немного. На самом деле много и быть не может. На Западе тоже немного настоящих системных интеграторов. Там, кстати, к системным интеграторам предъявляются еще большие требования.

IE: А готов ли заказчик к тому, чтобы ему поставили все целиком из одних рук?

А. А.: Ну, не сразу. Равно как и мы с Вами. Чтобы компании полностью доверились, она должна себя проявить. И в этом смысле у системного интегратора, конечно же, должны быть серьезные знания и опыт, должна быть глубокая экспертиза в отдельных вопросах, и чем больше, тем лучше. Поэтому системные интеграторы — это большие компании, это сотни человек, это глубочайшая экспертиза по основным продуктам на рынке, по основным технологиям. Это научно-исследовательская работа — ведь мы хотя и не занимаемся разработкой собственно технологий, но занимаемся разработкой технологий системной интеграции. А это означает, что у нас глубоко эшелонированы проектные и аналитические подразделения. Выбор решения — за руководством, но мы доверяем инженерам. На их кухне "варится" безумное количество продуктов.

Конечно же, мы смотрим и на объемы инвестиций, и на общую ситуацию на рынке — мы же не одни. Кроме того, что мы работаем с нашими заказчиками, мы понимаем, что вкусовую палитру формирует рынок в целом, т. е. и мы, и наши коллеги, партнеры и конкуренты и, безусловно, производители.

IE: Как за десять лет поменялись представления, миссия ТехноСерв А/С? Как компания видела себя десять лет назад — и как сейчас?

А. А.: Десять лет назад в компании было меньше 10 человек, и мы с трудом даже себе представляли, что такое ИТ-бизнес. Мы росли от сделки к сделке, от проекта к проекту. В то время мы видели в лучшем случае полугодовой-годовой горизонт развития. Мы не мыслили категориями выбора технологий и даже продуктов. Никто не говорил про инвестиции. Все, что творилось за рубежами нашей родины, априори считалось самым правильным с точки зрения технологий, и все, кто приходил "оттуда", были олимпийские чемпионы, а мы — начинающая дворовая команда.

Сейчас ситуация качественно изменилась. Мы — и не только наша компания, я имею в виду всех российских системных интеграторов — качественно выросли и подтянулись до того уровня, который в полной мере соответствует европейскому и мировому. Конечно, здесь "дистанция огромного размера", и нам приходилось проходить за год существенно больше, чем проходили наши западные коллеги. И теперь, наверное, темпы развития у нас несколько замедлятся. Но то, что мы смогли выйти на этот уровень, — это самый главный качественный результат. Важно то, что для нас ИТ-бизнес стал бизнесом стратегическим, и то, что ИТ-отрасль в России стала принимать понятные очертания и становиться ИТ-отраслью в полном смысле слова.

Повторюсь: чтобы быть системным интегратором, который готов отвечать за все, нужно заслужить признание и доверие. Одно из конкурентных преимуществ системного интегратора, кроме экспертизы, знания технологий и т. д., — долгосрочные взаимоотношения с заказчиком. Это то, что является дифференциатором системного интегратора. Нельзя собрать тысячу человек, которые будут прекрасно знать технологии, и создать таким образом компанию-системного интегратора. У системного интегратора должны быть долгосрочные взаимоотношения с заказчиком, в основе которых лежат его знания, готовность и умение нести ответственность за предлагаемые и реализуемые им проекты. Если компания начинает строить свой бизнес, логику и бизнес-политику, основываясь на каких-то вещах, которые находятся за рамками бизнеса, это всегда одноразовая акция. А никакому заказчику не нужно провалившееся решение, даже если кто-то из конкретных физических лиц почувствовал свою одномоментную удовлетворенность. Серьезные люди этим уже не занимаются.

IE: Спасибо Вам, Алексей, за интересную беседу.

ТехноСерв А/C
http://www.technoserv.ru
Компания ТехноСерв А/C работает на российском рынке десять лет; сегодня это один из крупнейших системных интеграторов в России и СНГ. Основные направления ее деятельности: системная интеграция при реализации комплексных проектов автоматизации предприятия, вычислительные системы и базовое ПО, телекоммуникации и сети, прикладные разработки, в том числе внедрение систем управления деятельностью предприятий, принтерные системы, системы инженерного обеспечения.

В составе ТехноСерв А/C работают специализированные отделы, в том числе аналитический, инженерной поддержки, производственно-технический, сетевых технологий, информационных технологий, прикладных технологий, систем жизнеобеспечения, комплексных проектов. У компании есть два исследовательских вычислительных центра, центр сервисной поддержки и тестирования, учебный центр. Сегодня в ней работает около 500 сотрудников.

ТехноСерв А/C имеет прямые партнерские отношения практически со всеми ведущими мировыми компьютерными фирмами. Более 70 специалистов компании сертифицированы ведущими производителями техники и ПО.

За десять лет работы компания ТехноСерв А/С реализовала более 700 крупных проектов. В числе ее клиентов вычислительные центры МПС РФ, ОАО “Ростелеком”, ОАО “Петербургская телефонная сеть”, ЗАО “Петербург Транзит Телеком”, региональные операторы связи, входящие в систему ОАО «Связьинвест», Сберегательный банк РФ, Внешэкономбанк, АО «АвтоВАЗ», ОАО ГАЗ, АК им. С.В. Ильюшина, ГМЦ Госкомстата РФ, ЗАО "Межрегиональный ТранзитТелеком", ряд организаций государственного сектора.