Адекватно отражая бизнес DHL, информационные системы должны обеспечивать богатую палитру функционала. Кроме того, их следует состыковывать с системами корпоративных клиентов компании. В DHL считают, что решать эти задачи целесообразнее с использованием готовых продуктов и собственных разработок, причем важен сбалансированный учет стратегических перспектив и текущих потребностей. Об этом Сергей Костяков беседует с директором по ИТ DHL в России Геннадием Столяровым.

Геннадий Столяров закончил факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. Ломоносова в 1993 году. Занимал ряд руководящих должностей в области информационных технологий в Государственном таможенном комитете, крупном российском банке, а также в международной компании, работающей в сфере потребительских товаров. Начал работать в DHL в 2001 году. В нынешней должности г-н Столяров работает с декабря 2003 года, координируя работу отделов информационных технологий в трех странах СНГ: России, Украине и Казахстане.

Intelligent Enterprise: Мы далеко не в первый раз затрагиваем тему автоматизации логистики (см. IE №3 2004), но никогда подробно не говорили о компании, работающей по всему миру и предоставляющей столь широкий спектр услуг. Какие особенности информационной поддержки характерны для логистического бизнеса такого масштаба?

Геннадий Столяров: DHL изначально формировалась как компания, в которой информация станет одним из инструментов, приносящих доход. Сейчас, когда мы говорим об информационных технологиях, этот тезис еще более актуален. В пространстве корпоративных информационных систем мы, по сути, имеем полный и точный "слепок" работы компании, касается это непосредственно операций по доставке груза или сопутствующего сервиса (например, таможенного оформления). Более того, изменения, происходящие в информационных системах, в некотором смысле опережают темп бизнес-процессов: программное обеспечение должно обеспечивать необходимую функциональность до того, как в бизнес-процессах произошли изменения. Все это заставляет уделять самое серьезное внимание управлению данными. Именно поэтому мы имеем собственную сеть передачи данных DHLNet, одну из самых крупных частных сетей в мире. Важный элемент мощного и надежного решения по управлению данными - инфраструктура центров обработки данных. Сейчас таких центров три - в Малайзии, в Чехии и в США. Кроме того, имеется традиционная инфраструктура обработки данных в каждой стране, в которой присутствует DHL. Глобальная сеть DHLNet является своеобразным информационным отображением пространства бизнеса в сферу ИТ. Данные никогда не "оседают" в одной стране. Через считаные минуты после того, как курьер забрал посылку, эта информация доступна в любой точке земного шара.

Управление данными - это первая задача. Вторая - это ИТ-поддержка самих логистических операций, то есть приложения. В DHL очень большую долю составляют собственные разработки, а также программное обеспечение, созданное третьими фирмами специально для DHL. В рамках группы Deutsche Post World Net, в которую входят DHL, Danzas и Deutsche Post Euro Express, под брендом DHL активно идет процесс слияния информационных систем DHL Worldwide Express (экпресс-доставки) и компании Danzas (грузовые перевозки, логистические решения). Данные процессы, разумеется, касаются и деятельности DHL в СНГ. Сейчас мы работаем над тем, чтобы максимально использовать многолетний опыт ИТ-поддержки операций DHL Worldwide Express для автоматизации крупных перевозок и сложных логистических решений. Отмечу, что в этой ситуации созданные под специфику деятельности DHL программные продукты как раз обладают рядом преимуществ перед стандартным программным обеспечением, с которым было бы куда сложнее решать подобную задачу. Другое дело, что наши "внутренние" системы не смогут полностью покрыть все функции, связанные с качественным расширением спектра услуг. Поэтому кроме базового информационного сервиса, осуществляемого с помощью наших "домашних" систем, мы применяем готовые решения, например, Prologs WMS или CRM-системы на базе Siebel. То есть в нашей компании автоматизация широкого спектра логистических операций основывается на разумном сочетании специализированных коммерческих систем, заказного программного обеспечения и собственных разработок.

Логистический бизнес - это, по сути, предоставление посреднических услуг на стыке деятельности различных отраслей. А этот факт, в свою очередь, должен находить свое отражение в особенностях информационной поддержки. Иными словами, должна существовать определенная стратегия в отношении стыковки информационных систем DHL c системами, которыми пользуются ее клиенты.

Это действительно так. Наши корпоративные клиенты хотят, чтобы их информационные решения были в необходимой степени интегрированы с системами, используемыми в нашей компании. В этом отношении у нас, как у сервисной компании, позиция однозначна: мы должны подстроиться под конкретную конфигурацию информационных систем заказчика, а не наоборот.

Следующий вопрос - как лучше это сделать. Могу сказать, что во многих случаях идеальным решением могло бы стать использование решений на базе XML-спецификаций, в том числе отраслевых. И нам известен целый ряд примеров, когда этот стандарт применяется российскими предприятиями. Но в целом российские компании еще не готовы к использованию подобных методов интеграции. Не в последнюю очередь - организационно не готов.

На практике мы сейчас в основном используем традиционную технологию программной разработки интерфейса под конкретный проект, под конкретную информационную систему клиента. Логистический бизнес действительно работает как бы на пограничной территории между отраслевыми направлениями, которые представляют его клиенты. Поэтому он вынужден подстраиваться под их цели. Что существенно, это преимущественно тактические цели. То есть организация заказчика может, конечно, иметь внятную стратегию на длительную перспективу, но та или иная услуга по транспортировке, с которой она к нам приходит, нужна ей именно сегодня. Поэтому разработать для определенного клиента специальный информационный интерфейс с помощью традиционных технологий сейчас для нас проще и эффективнее, чем долго убеждать клиента использовать чуждые ему в настоящее время стандарты.

Есть также случаи, когда нашим специалистам открывают доступ к необходимым ресурсам посредством ERP-системы нашего клиента, и они работают в ней над своими бизнес-процессами так же, как и внутренние пользователи. Это фактически тоже вариант интеграции информационных систем. Применяем мы и известные Web-сервисы для формирования информационных услуг, необходимых нашим корпоративным клиентам.

Сейчас очень много говорят об эффективности интеграции информационных систем посредством XML и построенных на ее основе стандартов. То, что вы решаете данную задачу с помощью классических программных разработок, а не самых современных инструментов, связано с особенностями российского рынка?

И да и нет. С одной стороны, разнообразие способов создания интерфейсов с информационными системами наших клиентов характерно не только для российского рынка. Различными могут быть лишь пропорции между ними. С другой стороны, западный рынок действительно имеет более длительную историю развития. Интенсивность конкурентной борьбы, как на самом рынке логистики, так и на рынке ПО для ее информационной поддержки, значительно выше, чем в России, и современные технологические приемы применяются соответственно чаше.

Среди клиентов DHL и крупные международные и российские компании, и средний и мелкий бизнес. Естественно, количество крупных компаний не может измеряться тысячами, поэтому мы в состоянии обслужить каждого клиента в отношении информационных потребностей индивидуально, создав для работы с его информационной системой индивидуальный интерфейс. Он оказывается если не универсальным, то вполне надежным и эффективным в каждой конкретной ситуации. Таким образом, собственные разработки (которые нередко поругивают в прессе, ассоциируя их с якобы "несовременным" подходом) и здесь оказываются весьма полезными.

С другой стороны, рынок развивается, и если количество информационных интерфейсов, которые нам нужно будет создавать, возрастет, скажем, на порядок, то, конечно, придется переходить к стандартизованным схемам обмена на основе того же XML. Создавать для каждого из наших заказчиков специализированную, надежно функционирующую схему информационного обмена мы уже будем не в состоянии, и для меня достаточно очевидно, что эта проблема скоро станет достаточно актуальной. И мы должны быть к этому готовы. Безусловно, ИТ-подразделения в DHL и в глобальных масштабах, и на региональном уровне активно занимаются этим направлением. В каталоге информационных решений DHL уже сейчас найдется внушительное количество сервисов, основанных на тех или иных формализованных протоколах обмена информацией. Однако насильно навязывать рынку такого рода решения в нынешней ситуации в России мы не считаем правильным. На наш взгляд не стоит также пытаться искусственно ускорить организационное формирование отраслевых и межотраслевых объединений, деятельность которых была бы посвящена как раз разработке спецификаций информационного обмена. На Западе такого рода активность безусловно выше, хотя и в России она могла бы быть полезной.

Вместе с тем в интерфейсы, которые мы разрабатываем специально под конкретный проект, вполне могут использоваться и реально встраиваться универсальные спецификации, если таковые используются нашим клиентом. Это касается, например, давно применяемого на корпоративном рынке стандарта обмена электронными данными EDI.

Каково значение формирования информационных интерфейсов для бизнеса компании в целом? И какие процессы происходят в сфере культуры информационного взаимодействия при предоставлении сервисов?

В типичном случае DHL является посредником между, скажем, производителем и сетью крупной розничной торговли. Наша задача - оптимизировать процесс доставки груза из одной точки в другую. Это своего рода элементарный уровень транспортной логистики, для реализации которого необходимо иметь эффективную систему управления данными. Подобные технологии, безусловно, могут успешно применяться и самим заказчиком, тем более что многие из заказчиков сейчас имеют собственный транспортный парк. Гипотетически можно было бы говорить даже об определенном "выдавливании" логистического бизнеса как независимой посреднической услуги.

Однако в современных условиях процессы доставки тех или иных грузов должны протекать в тесной увязке с внутренними бизнес-процессами. Соответственно информационное взаимодействие будет связано с эксплуатацией комплексных систем управления бизнес-процессами компаний. Здесь на передний план выходят не столько проблемы передачи и хранения данных, сколько вопросы интеграции имеющихся информационных систем. А поскольку они в настоящее время во многом несовместимы, то разработки в области формирования информационных интерфейсов, о которых мы сказали выше, со своей стороны способствуют конкурентоспособности логистики как независимого бизнеса.

Что касается тенденций, то рынок, быстро или не очень, все же будет двигаться в сторону принятия универсальных стандартов информационного обмена. В этой ситуации очень многое будут решать те сервисы, которые мы предоставляем клиенту и которые напрямую не относятся к сфере ИТ. В совокупности они призваны удешевить для него стоимость операций транспортировки и промежуточного хранения товара и повысить их качество. Например, отслеживание и анализ пополнения складов, мониторинг различных режимов доставки грузов помогут производителю в отношении прогнозирования товарного ряда по категориям и темпов производства каждого из них. Еще следует учесть, что количественный рост числа крупных и средних предприятий, которые в будущем будут присутствовать на рынке логистических услуг в качестве постоянных заказчиков должен оказать влияние и на качественное разнообразие возможностей по оптимизации доставки грузов.

Но все эти проблемы придется решать с помощью активного использования тех или иных программных продуктов. У нас для этого имеется, к примеру, разработка класса Warehouse Management System, позволяющая управлять складскими операциями. Для оптимизации транспортных операций будет расширяться применение системы Prologs. Иными словами, разнообразие поддержки специализированных логистических операций, а также степень использования аналитических средств будут только возрастать. И нам в этом отношении опять-таки придется полагаться на разумный симбиоз программного обеспечения, созданного специально под нужды DHL и продуктов, предлагаемых на рынке.

В начале беседы вы кратко упомянули важную роль корпоративных стандартов в области ИТ для международной компании. Какое влияние оказывают они на развитие бизнеса DHL?

Действительно, этого вопроса мы уже касались. И говоря о единой информационной структуре DHL в области управления данными, с которой наши подразделения работают по всему миру, и упоминая, к примеру, каталог предоставляемых нашей компанией информационных сервисов. Могу добавить, что стандарты позволяют нам быстрее внедрять крупные информационные решения, которые ориентированы на использование в масштабах обширных регионов. Особенно те, которые функционируют в пределах нескольких стран. Такие решения, безусловно, оказываются надежнее. Кроме того, повышению их надежности, эффективности и при этом снижению стоимости услуг для наших клиентов способствует возможность работать с крупными поставщиками аппаратных платформ в рамках глобальных соглашений. Закупать и впоследствии обслуживать технику в рамках соответствующих соглашений можно по цене, которой вы никогда не получите, работая поставщиком на уровне той или иной страны. Практика подобных договоров, как известно, также относится к области корпоративных ИТ-стандартов.

Вместе с тем их наличие зачастую ассоциируется и с тормозящими развитие бизнеса факторами. Впрочем, это связано не столько с самими спецификациями, в соответствии с которыми обязана работать фирма, сколько с особенностями инфраструктуры бизнеса, сложившимися в той или иной стране. Например, проблемы построения виртуальных частных сетей передачи данных (VPN-сетей) или шифрования информации. На эти технологии со стороны государства могут налагаться определенные ограничения, которые сдерживают развитие адекватных информационных услуг нашим клиентам. Сложности возникают также при работе в странах со слабой ИТ-инфраструктурой, к которым относится и Россия.

В целом, в России присутствуют наиболее узнаваемые бренды, которые мелькают как в зарубежной, так и в российской прессе. Однако это еще не весь ИТ-рынок. Чтобы нормально развиваться, ему необходимо множество специализированных программных продуктов и аппаратных платформ. Отсутствие каждого их них в отдельности может и не оказывать существенного влияния на формирование рынка корпоративной автоматизации. А вот когда речь идет обо всей совокупности подобных решений, то это уже превращается в заметную проблему. Мы , например, имеем определенные "начальные условия" по развертыванию информационных систем. Но часто сталкиваемся с тем, что в отношении определенного оборудования или программного обеспечения на местном рынке нет ни прямого представительства, ни компании, которая бы представляла интересы соответствующего поставщика. Хотя в абсолютном большинстве стран, в которых присутствует DHL, такие решения есть. Для нас пока это служит определенным тормозом на пути к формированию нового эффективного сервиса, который мы планируем предоставлять отечественным компаниям.