Компания Lynx BCC известна своими инновационными идеями и современным подходом к бизнесу. Так, по итогам конкурса предпринимателей "Бизнес-прорыв" (организаторы - журнал "Свой бизнес" и Центр предпринимательства США-Россия) компания Lynx, единственная из российских ИТ-компаний, вошла в тройку победителей. Маринэ Восканян беседует с Игорем Бухштабом, директором компании Lynx BCC.

Игорь Бухштаб родился 23 сентября 1963 года, в 1986 году окончил Ленинградский государственный электротехнический университет по специальности "ЭВМ". В 1986—1990 работал инженером в объединении "Светлана". В 1990—1997 годах в качестве директора руководил рядом коммерческих фирм. В 1997 году стал одним из основателей и директором компании Lynx.
По итогам рейтинга "iTop-100 российской ИТ-индустрии" 2003 года Игорь Бухштаб вошел в число 26 финалистов в категории "Системная интеграция, консалтинг, обучение". Игорь Бухштаб — лауреат международного конкурса "Предприниматель года-2003" (организатор — Эрнст энд Янг), получил награды "2003-Finalist-Russia" в номинации "Молодой предприниматель" и "Russia 2003 Laureate" в номинации "Технологии".

Intelligent Enterprise: Основное направление деятельности вашей компании - создание центров обработки данных. Почему растет интерес к созданию таких центров?

Игорь Бухштаб: Очевидно, что экономическое развитие России сейчас неразрывно связано с использованием современных информационных технологий. Сегодня коммерческая компания - холдинг или предприятие - может реализовать свою бизнес-стратегию, только обладая мощной, надежной и экономически оправданной информационной системой. Внедрение передовых информационных технологий дает возможность быстро и качественно обрабатывать большие потоки информации, что обеспечивает управляемость компанией и высокую скорость реакции на рыночные изменения. Это позволяет решать одну из ключевых бизнес-задач - повышение конкурентоспособности компании.

Централизация государственного управления, а также образование холдингов в коммерческих структурах, укрупнение отдельных предприятий обусловили потребность в централизованных информационных системах. Поэтому мы считаем, что наиболее востребованные решения на сегодняшнем ИТ-рынке крупных проектов - это центры обработки данных (ЦОД). Высокопроизводительный вычислительный комплекс, или ЦОД, необходим любой крупномасштабной организации, которая работает с большими объемами данных, независимо от отрасли деятельности.

Lynx использует в своих решениях ПО с открытым кодом. Для каких категорий заказчиков представляют интерес решения на основе ПО с открытым кодом? Какие преимущества дает использование этих решений корпоративным пользователям в России по сравнению со стандартным лицензионным ПО? Какие недостатки у такого решения?

Основная идея создания Lynx - выполнение крупных системотехнических проектов на основе UNIX-технологий. Компания объединила группу высококвалифицированных профессионалов, имеющих опыт в области Unix-технологий с 1985 года. Поэтому компания всегда обращала внимание на успешные разработки в данной области, а когда появились успешные версии Linux, близкой к Unix, мы начали использовать Linux в своих проектах. Linux - наиболее успешный проект в области ПО с открытым кодом.

Сейчас ПО с открытым кодом, например, решения на базе Linux, интересно для многих организаций. Большинство ведущих мировых производителей вычислительного оборудования и ПО приняли технологии на базе Linux в качестве одной из своих базовых технологий. Для государственных организаций наиболее важна возможность проведения полного аудита системы на отсутствие программных "закладок" и отсутствие вирусов. Экономическая свобода и информационная безопасность государства напрямую связаны с использованием таких информационных технологий, которые свободны от контроля каких-либо монопольных коммерческих структур. Зависимость от западного монополиста потенциально опасна с точки зрения информационной безопасности и экономически невыгодна стране.

Как промышленным предприятиям, так и государственным структурам выгодно использование открытых стандартов и технологий. Для крупных промышленных предприятий важна возможность создания мультиплатформенных решений, а также экономия, связанная со снижением лицензионных затрат. При этом пользователи получают сервис на русском языке, возможность обучения и прямого общения с российскими экспертами и избегают зависимости от зарубежного монополиста, оставаясь при этом законными лицензионными пользователями.

В отличие от той модели, которая дает только право пользования продуктом, заказчик получает еще и полный доступ к исходным кодам, и возможность их самостоятельной модификации. Это и есть настоящая защита инвестиций в ИТ.

Когда говорят о ПО с открытым кодом, часто упоминается одна проблема - слабые гарантии по поддержке, связанные с отсутствием на российском рынке поставщиков такого ПО. Да и в мире стабильность поставщиков ПО с открытым кодом вызывает вопросы.

По поводу ПО с открытым кодом любят раздувать тему низкого уровня поддержки. Но это явный перегиб. Поверьте, любой вопрос, возникший у компаний, работающих с открытым ПО, будет решен намного быстрее, чем у компаний, выбравших в качестве платформы коммерческое ПО. Допустим, в решении крупного поставщика ПО обнаружена ошибка. Информация об этом поступит в региональное представительство этого поставщика, потом уйдет в штаб-квартиру, там будет включена в планы по развитию этого ПО, и примерно через год проблему решат выходом новой исправленной версии, которую придется отдельно покупать. В сообществе открытого ПО решение будет найдено в течение если не часов, то дней, протестировано мировым сообществом и станет доступно всем.

Например, по Linux есть поддержка Red Hat. Конечно, она не всегда удобна для пользователей в России хотя бы потому, что есть языковой барьер. Российским компаниям гораздо проще иметь дело с теми, кто устанавливал это решение. Для решения более сложных проблем специалисты могут обратиться к Red Hat или к мировому сообществу открытого ПО.

Кроме того, в перспективе можно говорить о создании структуры с поддержкой отраслевых сообществ или государства для оказания сервисов по открытому ПО. Откуда взять на это средства? В органах власти несколько миллионов только настольных ПК, где, как все признают, используется, как правило, нелицензионное ПО. Это означает, что за лицензирование этого ПО надо выплачивать сотни миллионов долларов. И в настоящее время эти средства уходят за пределы нашей страны, стимулируя развитие ИТ-отрасли там, а не в России. Так почему не направить их на создание структур по сервисной поддержке вместо покупки лицензий на коммерческое ПО? Тогда компаниям будут оказывать реальные услуги. Россия именно сейчас получает возможность быстро, с наименьшими расходами создать собственную отрасль по производству ПО с открытыми кодами на базе самых передовых технологий.

Насколько открытое ПО способно поддерживать критические бизнес-приложения? На круглом столе, посвященном выбору серверных платформ (спецвыпуск IE № 5 за 2004) высказывалось мнение, что если для легких систем Linux еще можно использовать, то начиная с уровня 8-процессорных серверов коммерческий Unix просто на две головы выше, чем Linux.

Сейчас Linux-системы поддерживают все больше крупных игроков ИТ-рынка. На сегодня Linux - это продукт, по которому уже накоплен критический объем приложений, в том числе и тяжелых. Могу назвать, например, сеть петербургских книжных магазинов "Снарк", где уже шесть лет работает на Linux (раньше на SCO) вся ИТ-инфраструктура торговой сети (от серверов до кассовых аппаратов). Linux-серверы установлены в Ленэнерго, и уже четыре года у предприятия нет никаких проблем с этим решением.

Еще один пример - центр обработки данных филиала концерна "Силовые машины" - Ленинградского металлического завода. В рамках комплексного проекта по созданию ЦОД была проведена установка и настройка группы Linux-серверов, несущих различную функциональную нагрузку - SAP, Oracle, интернет-сервисы, кластер для распределенных вычислений. Все серверы были интегрированы в общее гетерогенное пространство вычислительных ресурсов, представленное оборудованием и программным обеспечением различных производителей, в том числе и унаследованным. Сегодня это единый централизованный ресурс, где часть задач решается на Linux-системах. В таких случаях не может и не должно быть никакой эксклюзивности в выборе платформы. Если одна задача эффективно решается продуктами одного крупного вендора, то в другом случае для достижения эффекта нужно работать с другими средами.

Еще один пример внедрения Linux-решения в государственные структуры - пилотный проект в администрации города Новгорода Великого. На Linux планируется перевод как серверов, так и рабочих мест пользователей, с максимально возможным переносом необходимой функциональности, на открытые программные продукты. При этом осуществляется поддержка работы с унаследованными приложениями, работающими под Windows.

Создание мультиплатформенных решений - непростой процесс. Насколько и в каких ситуациях возникает потребность в услугах ИТ-консалтинга: комплексном аудите информационной системы, разработке стратегии развития информационной системы?

К сожалению, методы принятия решений ИТ-менеджерами российских компаний часто нельзя назвать методически обоснованными. Не всегда им удается отделить какие-то имиджевые особенности марки от реального ресурсного обеспечения ее продуктов.

В этом смысле замечательный пример - Ленинградский металлический завод. Инициатива оптимизации работы информационной системы исходила от финансового директора. Он видел, что каждый год тратится определенное количество средств на технику, которая "расползается" по заводу. А информации как не было, так и нет. И он задался вопросом - что можно с этим сделать? Как сосредоточить инвестиции, чтобы качество управленческой информации повысилось, чтобы получать нужную информацию в нужное время? Речь идет не только об оборудовании, но и о ERP-системах, базах данных и т. д.

Вообще, грамотный ИТ-менеджер - тот, кто расценивает ИТ-услугу как способ повысить эффективность управления, а не с позиции "сегодня появилась возможность купить технику на 1 рубль дешевле". ИТ-менеджер должен учитывать возможные изменения в требованиях к информационной системе - например, то, что может возникнуть большой рост объемов информации, а значит, необходимость масштабирования. Если не провести масштабирование данных вовремя, то потери будут больше, чем экономия на приобретении немасштабируемого решения.

Сегодня крупные предприятия имеют хорошо развитые ИТ-отделы, где работают опытные специалисты, которым уже не надо доказывать необходимость разработки ИТ-стратегии предприятия. Именно для таких компаний важен консалтинг. По моему мнению, российские компании начинают доверять независимому тестированию и объективной экспертизе.

Выбор правильного решения сегодня уже невозможен без моделирования, проектирования и выработки методик, отработки сценариев и регламентов. Если ИТ-директор имеет план развития ИТ на предприятии на три-пять лет и четко представляет себе все этапы этого развития, то он получает возможность проводить проводить раздельные тендеры на различные детали системы, не теряя при этом из виду целого. Появляется возможность оптимального бизнес-проектирования.

Перед ИТ-директором вообще не должен стоять выбор между какими-то брендами. Здесь надо всегда исходить из целей и задач. И среди российских ИТ-директоров такое понимание уже есть. Во многих случаях эффективнее использовать гетерогенные решения, нежели решения от одного производителя. Надо просто грамотно ставить цели и понимать, какими способами их можно достичь. Этого можно добиться только при нормальном уровне понимания и проектирования. А значит - при соответствующем уровне компетенции. Поэтому вектор развития компании Lynx направлен от системной интеграции к консалтингу. Задачи должны решаться исходя из соображений эффективности, а не методом гипнотического внушения.