Если топ-менеджеры привыкли постоянно "быть на связи", в любой момент иметь доступ к данным и связываться с подчиненными, быстро принимать решения, то и на новом месте они инициируют создание комфортной для общения среды, подтянут и менеджеров среднего звена, и мобильность станет нормой, а не экзотикой. О том, как это было сделано в компании "СладКо", рассказывает Александр Герман, директор по информационным технологиям.

Intelligent Enterprise: Судя по истории компании "СладКо", перед вашим ИТ-отделом стояли довольно типичные проблемы. Они характерны для многих российских холдингов, собирающих активы и налаживающих совместную работу.

Александр Герман: Этапы, которые мы прошли, проходят практически все компании, пытающиеся закрепиться на рынке, кто раньше, кто позже. Три года назад наша компания возникла как объединение региональных фабрик Урала и Поволжья. Затем была выбрана стратегия общенационального производителя.

Менеджеры, которые пришли к управлению компанией, имели опыт работы в международных фирмах. Они знали, что делать, знали, как делать, и не хотели, чтобы этот управленческий опыт затерялся при переносе от высшего руководства к непосредственным исполнителям. Важно было добиться того, чтобы фабрики, которые раньше работали как конкуренты, стали действовать как единое целое. Важная роль была предназначена ИТ, поскольку, как и у многих других компаний, у нас именно корпоративная сеть служит основой связи головного офиса, производств в разных регионах и широкой сети сбыта.
Мы приложили большие усилия, чтобы построить корпоративную сеть как основу объединения и будущих преобразований.

Какие возможности дает вам распределенная корпоративная сеть?

Широкие возможности. И по передаче данных, и по передаче голоса и видео. Пока мы не убрали свой внутренний голосовой трафик внутрь корпоративной сети, у нас постоянно росли затраты на междугородную связь. Кроме того, мы используем видеоконференции, что на кондитерских предприятиях пока нечасто встречается. У нас была необходимость обеспечить проведение видеоконференций среднего уровня для довольно большого количества людей. Система объединяет две фабрики и офисы в Москве и в Петербурге.

Наш генеральный директор много ездит, постоянно перемещается из одного офиса в другой. Но где бы он ни находился, в любой момент из этой точки он может провести совещание или планерку. Вслед за генеральным директором эти возможности начали использовать другие наши службы, в том числе для проведения совещаний по претензиям, по качеству продукции. Теперь весь наш средний менеджмент использует видеоконференции. В итоге наша корпоративная сеть стала платформой дальнейшего движения и развития.

"Кондитерское объединение "СладКо"

Образовано в 2001 году. Один из крупнейших производителей кондитерских изделий в России, производит все виды кондитерских изделий, входит в пятерку лидеров своей отрасли. Доля на рынке кондитерских изделий составляет около 9%. В 2004 г. оборот составил 160 млн. долл. Число работающих — более 4000 человек. Головной офис объединения находится в Екатеринбурге, филиалы в Москве и Ульяновске. В декабре 2004 года компания куплена норвежским концерном «Оркла» (Orkla). Это одна из крупнейших компаний в Норвегии, имеет 26 офисов в Европе и СНГ.

Что вы считаете наиболее важным достижением?

Реализацию идеи "виртуального офиса". Задачу его создания поставило высшее руководство компании. Первый возникший вопрос: как быть со штаб-квартирами? Так как компания росла не из Москвы, топ-менеджеры жили в разных городах. И менять их место жительства было экономически неэффективно. Поэтому решили: кто где живет, там пусть и остается, но всем должны быть предоставлены условия для нормальной коллективной работы. В результате наш генеральный директор живет в Петербурге, его зам -- в Москве, а директор по персоналу -- в Екатеринбурге. И работа от этого не страдает, более того, такая схема работает даже лучше, чем если бы все собрались в одном здании. Причем обходится это нам практически бесплатно, поскольку мы используем уже существующую корпоративную сеть.

Где бы ни находились наши менеджеры -- на предприятии, дома, в аэропорту, -- они должны иметь доступ к корпоративным ресурсам и среде общения. И так происходит везде, где действуют мобильные телефоны.

Обычно люди имеют свои преференции по общению: что-то лучше писать, а в каком-то случае предпочтительнее звонить по телефону. А в наших условиях, когда люди подолгу друг друга не видят, появляется желание все же заглянуть собеседнику в глаза. Поэтому мы должны были скомбинировать различные варианты общения, при этом обеспечив общий уровень безопасности. В результате получился конгломерат средств, позволяющих менеджерам общаться, иметь доступ к информации, принимать решения. Такое положение создает и дополнительную психологическую нагрузку, поскольку начальство в любом момент видит, где находятся люди, чем они заняты. Вы все время на глазах у директора, расслабиться нельзя! Но зато и любой вопрос можно решить в течение нескольких минут.

Трудно было найти необходимые ИТ-решения?

Все, что требуется для такой работы, уже предлагается поставщиками в виде готовых продуктов. Надо только взять и внедрить, следуя рекомендациям производителей. Наш "виртуальный офис" с соответствующими требованиями безопасности реализован на продуктах Microsoft и Cisco. В частности, мы используем MS Messenger, LCS, ISA 2004 сервер. Для видеоконференций приобрели достаточно экономичное оборудование VCON. Разнообразный трафик по корпоративным сетям базируется на технологии MPLS и обеспечивается компанией ТрансТелеКом.

Насколько критичен для бизнеса объединения ваш подход к решению проблем, связанных с ИТ?

Руководство компании признает, что ИТ сыграли немаловажную роль в успехе компании на рынке и в том числе способствовали росту инвестиционной привлекательности. Наш генеральный директор как-то высказал такую мысль: на определенных этапах развития компании для того, чтобы добиваться успеха, совсем необязательно вкладывать деньги в новые производственные линии. Можно их вложить в ИТ и добиться не меньшего, если не большего эффекта.