Практика использования ИТ в крупных региональных компаниях - необъятное поле для исследований. О том, как поставлено дело в одном из крупных лесоперерабатывающих холдингов Сибири, рассказывает руководитель ИТ-службы управляющей компании "МС Менеджмент" Аркадий Головин.

Intelligent Enterprise: Кроме своих разнообразных богатств Сибирь известна суровым климатом и огромными расстояниями. Насколько существенно эти два обстоятельства влияют на работу ИТ-службы?

Аркадий Головин: На работу самой службы - может быть, и не очень влияют, но многие наши проблемы обусловлены именно особенностями региона, где мы работаем. Одно из основных "слабых мест" - каналы связи. Мы используем все возможные способы: спутниковую, радиорелейную, сотовую, просчитываем варианты использования WiMax. Именно недостаточные мощности каналов пока тормозят многие наши планы, поэтому проекты по налаживанию связи для нас приоритетны. Все сети, которые мы используем и проектируем, мультисервисные. Что касается климата - в Усть-Куте, например, морозы -50°С, а у нас основным рабочим сезоном является именно зима. Все оборудование должно быть морозоустойчивое. Кроме того, компьютеры порой стоят в неотапливаемых ангарах, а иногда в сушилках. Поэтому требования к технике предьявляются особые, и я практически повсеместно ввожу предварительное тестирование оборудования. Ведь часто бывает, что у поставщиков все расписано очень красиво, а оборудование в реальных условиях не работает.

Как вы выбираете поставщиков оборудования и услуг: по формальным критериям или как-то иначе?

Без личного общения никак нельзя, но, кроме того, я собираю всю информацию, которую только могу достать, выясняю историю компании, собираю отзывы людей, которые с ней работали, спрашиваю мнение тех, кого я считаю экспертами в данной области. В итоге постепенно формируется решение. Формальных тендеров мы не проводим, у меня к конкурсам отношение неоднозначное. Конечно, их можно устраивать, но какая-нибудь фирма на таком конкурсе "прогнется", даст минимальную цену, а результат может быть плачевный. Такие ситуации я наблюдал в других компаниях, где работал, поэтому решил обходиться без конкурсов. Да, конкурс позволяет быстро собрать информацию, быстро получить предложения, но что получишь в итоге - это еще большой вопрос.

Например, перед тем как выбрать стратегического партнера по рабочим станциям, общались с теми, у кого ПК уже работают в аналогичных условиях. Я сам ездил смотреть все на месте. Основные критерии, конечно, - безопасность, надежность и соотношение цена/качество, но окончательного выбора в пользу одного конкретного поставщика пока не сделали. Технику мы обновляем под проект перехода на новую версию 1С. Причем в некоторых местах меняем полностью. Одна из последних покупок была для полной замены серверного оборудования в торговом доме.

Есть ли у вас центр обработки данных?

К этому постепенно идет дело. Видимо, будет три точки, в трех наших основных городах, и единый центр, куда будут собираться все данные для принятия решений. Скажем, будет одна копия в Новосибирске, другая в Красноярске, и полное зеркалирование между ними. Сделать полностью систему независимого питания, к сожалению, наверно, не получится, хотя и очень бы хотелось. Но организовать питание, чтобы не потерять информацию при внезапных отключениях, корректно завершить все процессы - этого мы добьемся обязательно.

Как вы осуществляете сервисное обслуживание вашей техники?

Мы стараемся выбирать поставщиков оборудования, которые обеспечат нам сервис на местах. Если рабочие станции мы обслуживаем сами, то для серверного оборудования пришлось бы постоянно держать специалиста, знающего об этих системах все, поэтому тут мы делаем ставку на компании, которые и поставляют технику, и обслуживают ее. Мы рассматривали и серверы иностранных вендоров, но по соотношению цена/качество сервера "Крафтвей" нам подошли больше. Зачем я буду переплачивать 10-20%, если из источников, которым я доверяю, известно, как поставлено дело на заводах, где делают эту более дорогую технику из тех же самых комплектующих? У нас есть техника и западных производителей, но в ней меня не устраивает цена, а кроме того, сервис, качество которого не всегда оказывалось таким, как мы ожидали. Конечно, все эти проблемы с сервисом решаемы, но они ведь обычно возникают в самый неподходящий момент, когда действовать нужно быстро. Есть у нас компьютеры и местного производства. Отношения с этими поставщиками сложились исторически, никаких особых проблем здесь не возникает. У нас вообще много техники отечественной сборки. Например, модемы Revolution, которыми мы пользуемся, при -50°С работают, обеспечивают заявленную пропускную способность, проблем с ними нет - во всяком случае, пока...

А почему вы остановились на 1С? Рассматривались ли западные системы класса ERP?

Наша корпоративная система управления работает на 1С версии 7.7, и перейдем мы на версию 8.0, которая будет устанавливаться во всех наших подразделениях. Это позволит нам обеспечить консолидацию данных в одном месте и их резервирование. Система очень хорошая, миграцию на нее мы уже начали, в течение этого года ее закончим, в 2006 начнем уже работать в новой системе.

Конечно, нам предлагали и иностранные продукты класса ERP, в том числе Scala. Но меня интересовал отраслевой опыт, а он у них был явно слабоват. Мы выбрали 1С потому, что она значительно дешевле в поддержке, чем западные, а также дешевле в разработке. Если говорить о версии 7.7 - да, это многодельно, но "восьмерка" - это качественно новый продукт, на самом деле так. Мы пристально изучали западные продукты, в том числе и тот, что здесь применялся до моего прихода, - Platinum, но все же остановились на 1С.

Проект по переходу на версию 8.0 будет выполняться так: описание того, что есть, делаем мы сами, ТЗ разрабатываем уже совместно со сторонними компаниями, реализовать будем силами сторонней компании, поддерживать - своими собственными. Подрядчика мы выбрали, это наша новосибирская фирма КИРС. Мы уже год с ними вместе работаем, они помогают в решении проблем с версией 1С, которая сейчас эксплуатируется.

Похоже, вы во всем стараетесь поддерживать отечественных производителей.

Ничего подобного. Большой и важный для нас участок работы, документооборот, организован у нас на IBM Lotus Domino. Я с этой системой работаю очень давно, в нашей компании она используется примерно полтора года, и постепенно мы переводим на нее все наши подразделения. В частности, процесс подготовки договоров реализован у нас в Lotus Notes. Планируется и ее интеграция с 1С. У меня есть положительный опыт такой интеграции в другой компании, и здесь я собираюсь сделать то же самое.

Сложно было приучить людей работать в новой для них среде?

Нет, это не особенно сложно. В Lotus Notes простой и удобный почтовый клиент, мы начали с него. Конечно, кому-то нравилось, кому-то нет, но удобства были ощутимые, поскольку ведь в Lotus все интегрировано, и расписание, и назначение встреч, все есть для групповой работы. Мне-то этот интерфейс кажется интуитивно понятным, но сотрудникам приходится кое-что показывать и объяснять. Есть и восторженные отзывы, когда человек нахвалиться не может и всем рекламирует новую систему. Сложилась даже группа энтузиастов, активно пропагандирующих Lotus. Были и более сдержанные реакции, но негативных мнений я не слышал.

Новосибирская компания "Качество бизнеса", специализирующая на Domino, подготовила нам материалы по обучению Lotus. При подключении новых пользователей и приеме людей на работу сотрудники ИТ-отдела показывают все необходимые операции. Надо сказать, что проводить такие тренинги - серьезная проблема, особенно когда речь идет об управленцах и топ-менеджменте, еще и потому, что у нас территориально распределенная структура, поэтому наши специалисты проводят обучение на местах. А на местах, в Находке, например, найти квалифицированных специалистов очень сложно. Те, кто чего-то стоит, очень быстро уезжают оттуда. А те, кого мы специально обучаем, как только выходят на сколько-нибудь приличный уровень, уезжают тоже. Поэтому, как только будут налажены каналы связи нужного нам качества, большую часть всей работы по управлению ИТ мы переведем в Новосибирск. Здесь будут работать несколько высокооплачиваемых и грамотных сотрудников, и их мы сможем мотивировать и интересной работой, и хорошими условиями.

Компания «МС Менеджмент» является управляющей для холдинга, включающего лесозаготовительные площадки в удаленных районах Красноярского края и Иркутской области, три деревообрабатывающих завода и две лесоторговые компании (в Новосибирске и в Красноярске). На каждом из заводов занято около двухсот человек, в общей сложности в холдинге трудится около 1500 сотрудников, из них 14 — в ИТ-службе. К концу года ее штат планируется увеличить до 20.