Ситуация, когда формированием единой системы НСИ полностью занимаются специалисты заказчика, а для ее информационной поддержки используется заказная разработка, позволяет максимально учесть все значимые для процесса управления НСИ моменты. Об этом мы беседуем с заместителем руководителя ИТ-департамента ОАО «Росгосстрах» Светланой Агаповой.

Intelligent Enterprise: Прежде чем говорить непосредственно об автоматизации формирования и поддержки нормативно-справочной информации, хотелось бы спросить, какие ключевые особенности формирования НСИ для вас как для ИТ-подразделения наиболее значимы.

Светлана Агапова: Я думаю, не открою никакого секрета, если скажу, что система НСИ — это по сути единая система понятий и обозначений, касающаяся каждого аспекта деятельности компании. Все это относится как к внутренним бизнес-процессам, так и к регламентированному взаимодействию с государственными органами.

У обсуждаемого нами понятия не существует четкого, общепринятого канонического определения; из своего опыта могу сделать заключение, что единая система справочников является связующим звеном для всех корпоративных информационных систем. Как правило, это информация, которая поддается классификации, имеет постоянный смысл на протяжении определенного временного периода работы компании и к которой могут быть привязаны любые данные, касающиеся деятельности бизнеса.
На практике система НСИ материализуется в виде перечня справочников. По их наполнению и актуализации должны быть назначены в качестве ответственных структурные подразделения, являющиеся держателями той информации, которая классифицируется в справочнике.

Детально методика их составления относится к зоне ответственности бизнес-подразделений. С точки зрения ИТ-департамента ключевым является единство информационной поддержки и сопровождения автоматизированных систем, создание единого информационного пространства, единого поля терминов и определений, единых подходов к классификации и кодированию справочной информации.

В компании Росгосстрах принято разделение нормативно-справочной информации на отдельные группы:

  • общероссийские справочники, например, «Общероссийский классификатор федеральных округов», «Общероссийский классификатор субъектов Российской Федерации», «Общероссийский классификатор информации о населении», «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» и др.;
  • корпоративные справочники, например, «Справочник структурных подразделений системы Росгосстраха», «Справочник правил страхования», «Справочник типов БСО (бланков строгой отчётности. — Прим. ред.)», «Справочник статусов БСО» и др.;
  • бизнес-справочники и справочники Российского союза автостраховщиков [РСА], например, «Справочник видов ДТП», «Справочник марок-моделей АВТО», справочники ЕСКС (Единая система классификаций и справочников. — Прим. ред.) РСА и др.;
  • финансовые справочники, например, «Справочник статей кассового бюджета», «Справочник видов внутрихозяйственных расчетов» и др.

В общей сумме в Росгосстрахе введено и действует (согласно приказу по компании) более сотни справочников.
Для группы общероссийских справочников мы заключили договор с Госкомстатом и загружаем в нашу систему актуальные общероссийские справочники. Для справочников РСА мы получаем данные из самого союза, так как при взаимодействии с ним, с ФССН (Федеральная служба страхового надзора. — Прим. ред.) и ГИБДД нам необходимо использовать согласованные единые коды классификации информации.

Для группы корпоративных справочников, которые относятся непосредственно к страховой деятельности (справочники видов, правил, объектов страхования и пр.), разработка данных для первоначального наполнения и вопросы актуализации справочников возложены на страховые подразделения; департамент ИТ согласно Регламенту обновления справочников обеспечивает техническую поддержку и выполняет загрузку подготовленных и согласованных обновлений.

И, наконец, для группы специализированных и бизнес-справочников, к которым относятся классификаторы транспортных средств, видов дорожно-транспортных происшествий или цветов автомобилей, мы используем данные, предоставленные РСА; в будущем планируем применять также справочники и классификаторы, согласованные с ГИБДД.

На департамент ИТ возложена ответственность за техническую поддержку системы ведения справочников (в Росгосстрахе данная система называется СКК — система классификации и кодирования) и обеспечение доступа (согласно профилю конкретного пользователя) к соответствующей информации для всех заинтересованных подразделений Росгосстраха. Общие принципы построения и развития НСИ, подобные тем, о которых я только что рассказала, специалисты ИТ-департамента, конечно, хорошо представляют.

В тех случаях, когда речь идет о системе НСИ крупного бизнеса с распределенной структурой, широкой сетью партнеров и клиентов, а также большой номенклатурой выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, встают проблемы её информационной поддержки...

  Набор
базовых функций,
предоставляемых системой
ведения НСИ
 

Зона непривилегированного пользователя
1. Поиск справочника.
2. Поиски значений в справочнике.
3. Просмотр справочника, истории изменений записи в нём.
4. Просмотр версий структуры справочника или версии его наполнения.

Зона привилегированного пользователя
1. Все функции непривилегированного пользователя.
2. Управление содержимым справочников (внесение изменений).
3. Изменение структуры справочников.
4. Создание новых справочников.
5. Импорт обновлений внешних справочников.
6. Экспорт справочников в системы Росгосстраха.

Зона системного администратора
1. Зона непривилегированного пользователя.
2. Управление доступом пользователей.
3. Просмотр действий пользователя.

Вопрос информационной поддержки НСИ, безусловно, не надуман, и отвечать на него я начну с того, как в нашей компании развивались эти работы. Автоматизированная система ведения справочников была задумана как средство ИТ-поддержки процессов ведения справочников и классификаторов и обеспечения распределенного доступа к ним как со стороны различных информационных систем, так и со стороны конечных пользователей.

В нашей компании насчитывается не одна и не две информационные системы, которые обеспечивают автоматизацию ведения бизнеса. Многие из них сложны, и в этом случае эффективность автоматизации бизнеса в целом повышается за счет того, что системы используют единое информационное пространство. Немаловажной составляющей данного пространства как раз и является единая система справочников, переведенная в электронную форму.

Согласно целому ряду документов, которые описывают порядок разработки информационных автоматизированных систем (ГОСТ серий 19, 34 и др.), в состав информационного обеспечения автоматизированных систем управления должны входить классификаторы технико-экономической информации и нормативно-справочная информация. И хотя ГОСТы в настоящее время, как известно, носят рекомендательный характер, к данным рекомендациям стоит все же относиться внимательно.

Продуманные технологии доступа к информационному содержанию системы НСИ со стороны разных групп заинтересованных пользователей играют не последнюю роль в такой географически распределенной и иерархически сложной по структуре компании, как наша.

Проект по ведению справочников был инициирован в 2003 году, и начинался он с разработки устава проекта, в котором были определены цели, задачи и ожидаемые результаты. В качестве основных целей создания Системы распределенного автоматизированного ведения классификаторов и справочников Системы классификации и кодирования «ХК “Росгосстрах”» были определены следующие:

  • создание единого информационного пространства для обеспечения информационного взаимодействия различных подразделений системы Росгосстраха и различных прикладных систем между собой;
  • стандартизация информационной модели в области прикладного страхования;
  • обеспечение информационного единообразия взаимодействия с приложениями и с автоматизированной информационной системой Российского союза автостраховщиков;
  • обеспечение более высокого уровня автоматизации и достоверности собираемой информации за счет быстрого предоставления необходимых справочных и нормативных данных.

По этому проекту была сформирована рабочая группа, которая для его первой фазы разработала серию эталонных справочников, включая их конкретный перечень, структуру и первоначальное наполнение. Затем эта же группа детально проработала регламент внесения изменений, в соответствии с которым эти справочники будут вноситься в систему, актуализироваться и синхронизироваться с другими информационными системами. И, наконец, было решено, какое подразделение за какой справочник отвечает.

Для примера приведу начальные рамки проекта:

  • разработка и согласование перечня первоочередных классификаторов и справочников;
  • согласование, утверждение и внедрение структуры классификаторов и справочников в рамках создания единого корпоративного стандарта Росгосстраха по классификации и кодированию информации;
  • разработка документа «Техническое задание на разработку комплекса ведения классификаторов и справочников»;
  • разработка комплекса ведения классификаторов и справочников для первоначального наполнения первоочередных классификаторов и справочников и их регулярного ведения;
  • проработка вопросов определения прав доступа сотрудников Росгосстраха к данному информационному ресурсу;
  • разработка регламента и определение ответственных за наполнение, обновление и ведение информации по классификаторам и справочникам;
  • подготовка материалов и проведение первоначальной загрузки первоочередных классификаторов и справочников.

Конкретные, необходимые для работы с системой классификации и кодирования функции также обсуждались и были полностью согласованы рабочей группой. В результате было подготовлено техническое задание на разработку системы и выбран, я думаю, оптимальный для данной ситуации вариант заказной разработки, который выполнила компания TopS BI. Эту систему мы в настоящее время используем и развиваем.

В отношении доступа пользователей наша система по сути представляет собой портал с возможностями ролевой настройки, предоставаляющий пользователям набор базовых функций (они даны во врезке. — Прим. ред.).

Иными словами, есть возможности открытия справочников для просмотра (и это одна из ключевых функций системы), есть функции управления пользователями, добавления справочников, их импорта или экспорта, добавления или изменения атрибутов справочников и пр. Кроме того, система поддерживает стандартные функции, такие как резервное копирование/воcстановление данных, разумеется, функции поиска и фильтрации данных, автоматизированную рассылку сообщений о модификации данных, а также генерацию отчетов на основе информации, содержащейся в справочниках и классификаторах. Очень важную роль играют функции, обеспечивающие четкое отслеживание версий справочников.

Вместе с тем напомню, что наша автоматизированная система — заказной продукт, созданный строго по ТЗ для решения определенных задач. Поэтому она не содержит избыточного в нашем понимании функционала. В частности, того, который иногда пытаются связать с ИТ-продуктами для поддержки систем НСИ. Она не является хранилищем данных в каноническом понимании этого слова. Несмотря на то что в ней реализованы функции рассылки сообщений об изменении данных, она не является также классической системой электронного документооборота, вбирающей в себя автоматизацию всего цикла документарного сопровождения инициации и утверждения изменений НСИ.

Система НСИ, наверное, призвана служить основой для формирования единых понятий и единого информационного пространства не только внутри компании, но и при взаимодействии с другими организациями. Это как-то отражается на проектах по классификации и кодированию внутри компании?

Конечно, отражается. Давайте вспомним о том, что в отдельную группу у нас выделены общероссийские справочники. Всего их около двадцати, и некоторые из них я упоминала выше. Заложенные в них принципы классификации и используемые коды общеприняты на всей территории Российской Федерации. Все эти наработки просто необходимо использовать хотя бы потому, что они уже имеются и универсальны для любого бизнеса. Отмечу также, что одной из основных целей создания автоматизированной системы ведения нормативно-справочной информации для нас являлось обеспечение информационного взаимодействия с АИС Российского союза автостраховщиков (подсистема БСО), ЕСКС и КБМ.

Разумеется, могут быть ситуации, когда заранее неизвестно, с какими системами и в контексте каких бизнес-процессов в будущем придется строить взаимодействие. Более того, сейчас довольно часто можно наблюдать ситуацию слияния различных предприятий (нередко разного профиля и с разной историей развития) в одну компанию. В подобных ситуациях задача формирования единой системы НСИ, наверное, сложнее, чем у нас.

Следует учитывать, что синхронизация по ключевым объектам (не обязательно по всем возможным атрибутам всех классификационных признаков) уже может дать значительный эффект даже при не столь высоких трудозатратах. Далее опять-таки хочу сослаться на уже названные мною ГОСТы, которые содержат множество рекомендаций, касающихся различных этапов жизненного цикла корпоративной информационной системы — от ее проектирования до эксплуатации. С ними целесообразно ознакомиться и по возможности учитывать, особенно в тех случаях, когда серьезная информационная поддержка бизнеса во многом формируется с чистого листа.

При осознании изложенных в них концепций и при глубоком понимании важности тщательно проработанной системы НСИ для поддержки бизнеса на каждом предприятии задача формирования единой системы классификации и кодирования будет осуществляться намного легче.

А как вы относитесь к внешним консалтинговым услугам, связанным с формированием НСИ? Такие предложения, с одной стороны, часто звучат в связи с внедрением комплексных автоматизированных систем управления, а с другой — позиционируются по сути как отдельная услуга.

Нам не близок подобный подход. С точки зрения концепции формирования и последующей поддержки НСИ мы всё делали сами, силами той самой рабочей группы, о деятельности которой я говорила выше. Создание информационной системы ведения справочников мы действительно заказывали у внешнего разработчика, но это совсем другой вопрос. В принципе я не исключаю того, что, скажем, какой-либо коллектив людей или консалтинговая компания имеет опыт и некие ноу-хау в области того, как организовать подобные работы в методологическом аспекте. Но даже в этом случае, я думаю, речь может идти скорее о некоторой инициации работ, о своего рода пилотном проекте, касающемся создания двух-трех, ну может быть, пяти справочников, их интеграции в информационную систему и демонстрации конечного эффекта. Специалисты же предприятия с самого начала должны принимать активное участие в работе, а затем продолжать ее уже самостоятельно, учитывая, что справочников и классификаторов на крупном предприятии могут быть десятки и даже сотни.