Профессор Скотт Гамильтон — признанный в мире специалист по управлению цепочками поставок и корпоративным системам управления. Две книги Скотта Гамильтона, посвященные управлению цепочками поставок, недавно были переведены на русский язык. Сейчас готовится к изданию третья его книга, в которой говорится об эффективности использования ERP-систем. Мы решили задать г-ну Гамильтону несколько вопросов, касающихся последних находок в области оценок эффекта от внедрения ERP-системы и тенденций развития систем этого класса.

Intelligent Enterprise: Очевидно, что история ERP-решений на предприятиях Запада богаче, чем в России. Вряд ли там уместно много говорить о выгодах, которые несет внедрение системы данного класса. Какие же вопросы стоят перед предприятиями Запада в связи с эффектом от использования ERP?

Скотт Гамильтон: ERP-система непосредственно ассоциируется с фундаментальными принципами управления, планирования и контроля на производственном предприятии, и действительно подавляющее большинство компаний сегодня используют ее для решения этих вопросов. Специально подчеркну, что речь идет именно о готовых системах, создаваемых специализированными фирмами-разработчиками, а не о программном обеспечении, написанном специалистами компании-заказчика. Готовые продукты позволяют сфокусироваться на совершенствовании бизнес-процессов вместо того, чтобы тратить ресурсы на разработку средств автоматизации. Это, я думаю, уже признано всеми. Кроме того, неизбежная фактически при любом развитии бизнеса оптимизация применения системы (путем расширения имеющегося функционала или же перехода на новую версию) может и должна продвигать предприятие к передовым рубежам в области технологических достижений корпоративной автоматизации, равно как и в отношении лучшей практики бизнес-менеджмента. Все это имеет очень большое значение.

С процессом совершенствования ERP-внедрений как раз и связаны основные проблемы. Результаты одного заслуживающего доверия исследования свидетельствуют о том, что в наиболее типичном случае предприятие меняет свою систему каждые семь лет, а это означает, что примерно 15 процентов компаний каждый год задумываются об этой проблеме. Однако и из оставшихся 85 процентов многие придерживаются стратегии непрерывного усовершенствования системы, дробя внедрение на несколько этапов. Кроме того, около 20 процентов компаний вынуждены постоянно преодолевать последствия неэффективного внедрения ERP-системы, которое они некогда осуществили. Иными словами, практически каждое предприятие в какой-либо форме стремится совершенствовать имеющееся ERP-решение.

В связи с этим вполне актуальным по сей день остается вопрос определения эффективности используемой ERP-системы, который, впрочем, имеет несколько ракурсов. Существуют вполне «осязаемые» факторы повышения этой эффективности, напрямую связанные с улучшением финансовых показателей компании (в том числе, кстати, и через повышение её капитализации). По сути это и есть основные метрики, характеризующие результат. Но возможен и менее явный результат внедрения ERP-системы, оценкой которого вне всякого сомнения тоже необходимо заниматься.

Речь идет о каких-то методиках, определяющих эффективность внедрения в количественной форме?

В значительной степени да. Могу сказать, что попытки оценивать известный показатель TCO для ERP-системы далеко не безуспешны, как иногда их представляют, а показатель этот в свою очередь дает основу для расчета возврата инвестиций или периода окупаемости вложений. Но для того чтобы оценка стала действительно возможной, к этому вопросу надо подходить на серьезной методической основе, и здесь необходимо по меньшей мере четко разделять реальные практические сценарии развития внедренческих проектов, рассматривая их по отдельности. Я имею в виду, например, стадии начального развертывания системы и последующего ее развития. Кроме того, рассматриваются ситуации полной замены системы, её реимплементации или же расширения проекта внедрения на другие функциональные области. По результатам количественных расчетов можно увидеть, какой вариант окажется наиболее оправданным в том или ином случае. Кроме того, можно, а часто и необходимо исходить из обратного: просчитать, во что компании обойдется полная бездеятельность на этом поприще (и как следствие такой бездеятельности — излишнее увеличение запасов, плохая оборачиваемость товаров, низкое качество обслуживания клиентов и пр.) и как ей откликнется ситуация неуспешного внедрения ERP. Такие сценарии также помещаются в поле сравнения. Всё это должно дать по возможности полную и объективную картину перспектив внедрения.

Вместе с тем результаты ряда исследований говорят о том, что такие казалось бы важные параметры, как тип производства или принадлежность компании к той или иной индустрии, практически не влияют на то, как мы оцениваем эффективность внедрения и какой результат получаем. Оценка эффективности в значительной степени инвариантна и по отношению к размеру компании: большие, средние и весьма скромные по масштабу деятельности фирмы фактически получают одни и те же преимущества от внедрения ERP-систем. Хотя здесь все же сделаю оговорку, сославшись на весьма авторитетное исследование, в ходе которого были проанализированы результаты более тысячи внедрений. Его данные свидетельствуют о том, что в малых и средних компаниях в расчете на одно производственное предприятие, находящееся на единой территории, внедрение ERP-продукта занимает менее четырех месяцев, а известный параметр, характеризующий отношение стоимости консалтинговых услуг к стоимости лицензий на программное обеспечение, составляет 0,7. В крупных же фирмах и сроки внедрения, и данное отношение оказываются значительно больше. Так что определённые различия все же имеются. Все эти важные с моей точки зрения вопросы я поднимаю в своей последней книге «Как получить максимальную пользу от ERP-системы» (Maximizing Your ERP System).

А происходят ли какие-либо изменения в самой концепции ERP-системы, которые отражались бы и на подходе к оценке эффективности внедрения и использования?

Как я уже говорил, предприятия выбирают готовые продукты не в последнюю очередь потому, что они позволяют пользоваться лучшей практикой управления бизнесом и новейшими технологическими достижениями, которые закладываются в новые версии передовых современных ERP-систем. Для самих ERP-производителей это часто означает расширение функциональности систем. Примеров здесь можно привести очень много, и все они, как я считаю, важны. Это технологии бережливого производства (lean manufacturing. — Прим. ред.), виртуального предприятия, мобильных вычислений, RFID, CRM. Огромное значение имеет и целый пул направлений корпоративной автоматизации, связанных с поддержкой принятия решений, — хранилища данных, Business Intelligence, управление производительностью бизнеса (performance management). Все это, с одной стороны, можно рассматривать как внедрение в ERP новых технологических концепций, а с другой — как пополнение систем данного класса новыми функциями. В результате получается, что расширение функционала интегрированной ERP-системы часто коррелирует с повышением её сложности, что в свою очередь непосредственно связано с более длительным и затратным процессом внедрения. Но помимо увеличения функциональности по широте охвата современные требования предполагают его углубление по отдельным направлениям. Нишевые, отраслевые решения на базе каких-либо ERP-продуктов, которые, как известно, распространены сейчас на практике, являются хорошим примером, подтверждающим эту тенденцию. Отраслевые решения могут потребовать большого объема работ по интеграции, скажем, с теми же CRM-системами, и в дальнейшем такое «взаимопроникновение» может затруднить переход на новые версии систем, который трудно осуществить синхронно.

Таким образом, мы имеем довольно сложную ситуацию, когда и широта функционала ERP-системы, и его глубина, и технологическое утяжеление продуктов играют ключевую роль при их практическом внедрении и при этом оказываются факторами, очень тесно связанными между собой. Иными словами, если говорить об изменении подходов к самой концепции ERP, то в дополнение к количественным и качественным оценкам эффективности внедрения, которые мы обсуждали выше, следует вести речь о балансе между широтой, глубиной функционала и технологической насыщенностью ERP-системы.

Один из подходов к оптимизации данного баланса, который используется при продвижении на рынок Microsoft Dynamics и некоторых других ERP-систем, состоит в том, чтобы отдать партнерам работу по развитию отраслевой функциональности продукта (то есть в глубину), оставив за компанией-производителем вопросы насыщения новых версий системы необходимыми технологиями для обеспечения адекватной широты его функций. Вообще же я привел лишь один пример, хотя существует масса нюансов, о которых можно говорить ещё очень долго.

Сейчас становятся востребованными внедрения единой ERP-системы в масштабе многих предприятий. Эта тенденция как-то отмечается вами в контексте эффективности использования ERP-систем?

Проблема множественного (multi-site) внедрения ERP-системы действительно существует, причём по сути отдельно. В плоскости бизнес-практики она определяется быстрым ростом компаний, их слияниями и поглощениями. В этих ситуациях возможность быстрого развертывания системы на отдельных предприятиях, о чем мы частично говорили выше, и возможность создания эффективной информационной поддержки в целом по компании имеет первостепенное значение. Еще одна чрезвычайно важная проблема, очень тесно связанная с применением ERP-систем и управлением производством, — это управление цепочками поставок. Данным вопросом я занимался давно, посвятив ему целый ряд своих предыдущих работ, продолжаю заниматься и сейчас. Для построения эффективно функционирующей цепочки поставок, в свою очередь, требуется не только присутствие столь же эффективно действующих систем на предприятиях-партнерах, но и адекватное информационное взаимодействие между ними. Тенденция к формированию так называемых глобальных цепей поставок только усиливает необходимость в тесной координации множества ERP-внедрений, а по сути — в создании на их базе единого пространства автоматизации управления. Это и можно отождествлять с множественным внедрением в полном значении этого термина. К сказанному надо добавить, что многие новые для ERP-систем направления, о которых я уже говорил, — в частности, виртуальное производство или технологии RFID — имеют самое непосредственное отношение к организации эффективных цепочек поставок. Так что проблема широты охвата, технологической насыщенности и степени детализации функций автоматизации в ERP-системах и, естественно, оптимизация баланса этих параметров во внедренческой практике актуальна и в данном случае.