В сентябре 2007 года вышла книга «Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества», рассматривающая основные концепции государственного регулирования и стимуляции использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в инфраструктуре. В ней впервые собраны и систематизированы актуальные документальные и практические материалы, которые характеризуют специфику государственной деятельности в России, направленной на активное и инициативное развитие институтов информационного общества и электронного правительства.

Авторы монографии: Андрей Коротков — советник Глобального альянса ООН за информационно-коммуникационные технологии и развитие, в прошлом — первый заместитель министра связи и информатизации РФ (2002—2004) и старший вице-президент и CIO ВТБ (2004—2006), Борис Кристальный — советник аппарата Государственной думы, Иван Курносов — советник информационно-аналитического отдела Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования аппарата Правительства РФ.

Подробнее о современных подходах к государственному регулированию развития информационного общества рассказывает Андрей Коротков.

Intelligent Enterprise: Как можно прокомментировать современное развитие системы электронного правительства в России?

Андрей Коротков: В 2002 году в стране стартовала федеральная целевая программа (далее ФЦП. — Прим. ред.) «Электронная Россия» (в 2006-м появилась ее новая редакция). В ней расписаны шаги по информатизации государства до 2010 года.

«Электронную Россию» можно считать первой отечественной государственной программой, ориентированной в том числе и на создание электронного правительства (далее ЭП. — Прим. ред.). Хотя сам термин в ней не используется, но из девяти разделов программы три непосредственно к нему относятся. На верхнем, философском уровне термин ЭП обязан своему рождению концепции информационного общества — новой разновидности общества постиндустриального. В практическом же плане для нас будут важны изменения в управлении таким обществом.

Центральной задачей программы становится обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между властью и гражданами на основе ИКТ. Это что касается отношений с физическими лицами. В отношениях же с бизнесом предполагается совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, а также внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. И в-третьих, речь идет о совершенствовании деятельности органов местного самоуправления на основе ИКТ, то есть о внутренней информатизации органов власти.

Другими словами, ЭП рассматривается как государственное управление с использованием ИКТ для взаимодействия с гражданами (G2C — government to customers) и бизнесом (G2B — government to business). Это одна группа определений. Вторая основана на идее «сервисного» государства, ориентированного на оказание гражданам услуг. Такова современная реализация демократических принципов. Третья группа определений, которой придерживается, например, Всемирный банк, ставит во главу угла организацию работы с помощью ИКТ внутри самих властных структур (G2G — government 2 government). Именно на эти направления — G2C, G2B и G2G — делят проект e-government сегодняшние российские документы.

В идеале гражданин-пользователь и бизнес не должны вникать в хитросплетения отношений федеральных служб, министерств и т. д., но иметь единственную точку входа, куда можно обращаться по различным вопросам — от оформления загранпаспорта до обжалования результатов медико-санитарной экспертизы.

Насколько успешно развивается концепция электронного правительства в нашей стране на практике?

Бывший комиссар Евросоюза по информационному обществу Э. Ликоннен делит развитие ЭП на три этапа. На первом выдвигается большое количество идей, стимулируется предложение услуг ЭП, продвигается сама идея. Эта стадия проходила в России в течение 1990-х годов.

На втором этапе реализуются отдельные проекты. Это период проб и ошибок, и Россия находится сегодня именно на этой второй стадии. После принятия ФЦП в 2002-м в рамках программы началось финансирование создания сайтов структур федерального и регионального уровней. Многие проекты не были доведены до конца и не функционируют в качестве полноценных порталов. С другой стороны, был реализован ряд действительно полезных решений.

Одновременно с этим можно вспомнить такие проекты, как «Киберпочт@» (G2C), создание двух тысяч центров правовой информации, подключенных к Интернету (G2B), автоматизация управления основными активами Госимущества (G2G) и некоторые другие. Эти мероприятия имели значительный успех, отдельные достижения получили неплохое развитие на современном этапе.

Завершающий этап перехода к ЭП, по Э. Ликоннену, — появление экономики электронного правительства, когда из стимулирования предложения вырастает ориентация на спрос, то есть на потребности граждан и коммерческих организаций.

А что отличает российскую модель построения информационного общества? Можно ли в данном вопросе говорить о какой-то национальной специфике?

С точки зрения информатизации нам есть у кого «подсмотреть» опыт: Швеция, Ирландия, Финляндия, Бразилия — вот, пожалуй, наиболее успешные примеры практической реализации инновационных технологий построения информационного общества. Опыт Бразилии особенно показателен. Местное правительство первоначально финансировало создание электронных регистров населения городов, штатов, а затем и всей страны. Было реализовано объединение государственных баз данных и БД телекоммуникационных служб. Эти предпосылки подготовили благоприятную почву для развития деятельности национального провайдера SERPO, клиентами которого стали администрация президента Бразилии, министерства финансов, транспорта и коммуникаций, планирования и бюджета, образования.

Что касается национальной специфики, то основные сложности, существующие в системе развития ИКТ-инфраструктуры в нашей стране, достаточно полно были сформулированы в материалах к заседанию правительства от 26 декабря 2004 года.

В документе, в частности, было обозначено, что основной проблемой в России по-прежнему остается подключение территориальных подразделений к центральному аппарату государственной власти. На сегодняшний день необходимо решать две взаимосвязанные задачи: обеспечение возможности физического доступа к телекоммуникациям и сетям и создание защищенной телекоммуникационной инфраструктуры, центров верификации ЭЦП и т. д. В неразвитости этой инфраструктуры и значительном ограничении доступа к ней и заключается одна из ключевых «национальных» особенностей построения информационного общества в России.

Вторая особенность объясняется тем, что любая реорганизация институтов власти моментально отражается на проектах их информатизации. Вплоть до того, что возникает потребность в полной переработке проектной документации. А реорганизация органов государственного управления у нас не прекращается.

Третья особенность — состояние законодательной базы, без которой ИКТ применяться не могут. Отсутствуют целесообразные специализированные законодательные акты, регулирующие непосредственно вопросы применения ИКТ, а не смежные области. Для того чтобы Россия вступила в третью фазу построения инфраструктуры электронного правительства, необходимо активное реформирование сегодняшнего законодательства.

В случае перехода России к этой третье фазе по каким критериям оценивать успешность реализуемых проектов в области ИКТ и электронного правительства в частности?

Говорить о наборе единых стандартов эффективности развития информационного общества в целом довольно непросто. Хотя на современном этапе и разрабатывается немало проектов в области статистического измерения ИКТ. Среди возможных критериев оценки назову такие, как производительность, качество услуг, охват граждан услугами, прозрачность деятельности. Под производительностью в данном случае понимается предоставление большего количества услуг при снижении их стоимости. В понятие качества услуги входит ее адаптивность к потребностям пользователя, аутентичность и актуальность информации, безопасность, понятность. Систем управления качеством — аббревиатура СМК, где «управление» по понятной причине заменено на «менеджмент», — в коммерческих организациях внедрено много, существует необходимость в них и в этом проекте. Такая система должна будет изучить запросы и ожидания пользователей, организовать обратную связь с ними. Уровень охвата — это доступность услуги для всех категорий граждан вне зависимости от их индивидуальных, культурных особенностей и географического местоположения.

В целом важно понимать, что совершенствование деятельности органов государственной власти не может целиком покрываться голой технологией. Параллельно нужно менять законодательство в области соотношения прав и ответственности граждан и органов государственной власти, перераспределять выполняемые функции между федеральным центром и региональными органами власти, снижать барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности.

Дальнейшая работа над ЭП неизбежно приведет к правительственным реформам и модернизации деятельности государственных ведомств.

Поэтому требований, обеспечивающих успех проектов по построению ЭП, немало. Это и большая работа с законодательством, и готовность менять структуру управления государством, преодолевая сопротивление чиновников; и высокое качество технических работ.

Результатом решения всех этих задач в идеале станет вхождение России в межгосударственное правовое, медицинское, торговое информационное пространство и преодоление цифрового разрыва между гражданами внутри страны.

Основные аспекты поэтапного формирования национальной политики развития информационного общества

В процессах развития информационного общества и адаптации ИКТ к актуальным потребностям государ­ства и бизнеса одну из ключевых ролей играет правительство, формулирующее национальную стратегию в сфере информатизации. На современном этапе мы имеем перед глазами успешный опыт многих зарубежных правительств, реализующих эффективную политику в области информационного общества. В России единая государственная стратегия развития информационного общества была разработана Министерством информационных технологий и связи РФ и принята в конце июля 2007 года. Основные аспекты поэтапного формирования официальной национальной политики рассмотрены в книге А. Короткова, Б. Кристального и И. Курносова «Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества». Авторы проанализировали современные концепции государственного регулирования и стимуляции российской модели информационного общества. Ими впервые собраны и систематизированы актуальные документальные и практические материалы, а также предложены инновационные подходы к эффективной реализации стратегии инициативного развития институтов информационного общества и электронного правительства.