Движение к реализации концепции «Smart City», как и любой проект, начинается с первого шага. Однако чтобы говорить хотя бы о частичном успехе на этом пути, необходимы качественные результаты. Об этом мы беседуем с экспертом компании Forrestrer Research по проблеме Smart City Дженифер Беллисент.

Intelligent Enterprise: Концепция Smart City сейчас стала очень часто обсуждаться и все больше использоваться, прямо или косвенно. Вы знакомы с различными сценариями развития «умных городов» по всему миру. Какие из них, по вашему мнению, больше нуждаются в развитии «умных» технологий? Зависит ли это от размера города, от его географического положения, от традиций управления городским хозяйством или от чего-то еще?

Дженифер Беллисент: Я убеждена, что практически каждый город может, двигаясь в этом направлении, в конце концов полноценно реализовать идеологию «умного города». Другое дело, что каждый крупный или средний город испытывает определенные трудности, критичные именно для него. Так, например, Стокгольм или Токио начали свое движение к практической реализации Smart City с попыток решения транспортной проблемы. В Нью-Йорке, в то время когда его власти обратили серьезное внимание на данную концепцию, очень остро стояла проблема обеспечения безопасности населения.

Размер города, географическое положение, традиции управления городским хозяйством и другие подобные факторы, конечно, оказывают некоторое влияние, но лишь на определение приоритетных целей. Дилемма «развивать или не развивать» здесь не стоит. Например, для инфраструктуры городов в развивающихся странах может быть важно хотя бы немного повысить эффективность даже простых сервисов. Иными словами, необходимо достичь оптимального результата, задействовав минимальное количество ресурсов. Что касается крупных и очень крупных городов, население которых иногда значительно превышает 10 млн человек, то их бюджеты могут быть весьма внушительными. Но при этом проблемы функциональных областей муниципального управления и в особенности проблемы на стыках этих областей могут оказаться настолько значительными, что без применения технологий, присущих концепции «умного города», тут просто не обойтись.

Очевидно, городские власти и раньше пытались решить самые острые проблемы. Порой это получалось, но не всегда можно было говорить о полноценной реализации политики Smart City. Что, по-вашему, необходимо, чтобы в конце концов осуществить данный переход?

Для этого, безусловно, нужна воля городских властей и достаточно глубокое видение развития ситуации в области управления, равно как и в сфере использования технологических достижений. Решение одной, даже важной, проблемы действительно не означает, что управление городом как таковое может отныне быть ассоциировано с понятием «умного города». Полноценная реализация Smart City прежде всего связана с обеспечением тесной интеграции, идеальной слаженности работы различных городских служб, и это очень непростая и не быстро решаемая задача. И поэтому, я считаю, воля муниципальных властей должна быть направлена в первую очередь на обеспечение этой интеграции.

То, что власти Нью-Йорка смогли обеспечить быструю реакцию полиции на инциденты и научиться оперативно формировать картину правовых инцидентов в масштабах города, было только первым шагом. Простейший, но в то же время показательный пример интеграции служб состоит, к примеру, в том, что локальные инциденты, связанные с энергоснабжением тех или иных городских районов в вечернее время, повышают риски совершения правонарушений. Причем эти риски разные. Многое зависит от того, насколько серьезен оказался данный инцидент или, скажем, в каком конкретно районе он имел место. Также может потребоваться, например, усилить видеонаблюдение в той или иной точке или подготовиться к тому, что тот район, где произошел инцидент с подачей электроэнергии, может потребовать повышенного внимания служб экстренной медицинской помощи. Короче, нужна возможность оперативно анализировать ситуацию в целом и столь же оперативно выдавать адекватные для данной ситуации, но в то же время не избыточные управляющие воздействия. Тут-то и возникает множество весьма непростых проблем, характерных именно для реализации концепции Smart City, а не для решения отдельных функциональных задач.

Но даже комплексный анализ оперативной ситуации – это лишь часть общего решения. Очень важно, накапливая данные в исторической перспективе или в масштабе больших территорий муниципального образования, а затем анализируя их, трансформировать механизмы управления городским хозяйством в средне- и долгосрочной перспективе. Это вполне самостоятельная задача. Опираясь на мой собственный опыт, могу привести в пример Бостон или уже упоминавшийся Нью-Йорк. В Нью-Йорке, например, в результате анализа обращений граждан в единую службу не чрезвычайных ситуаций (ситуаций, на которые необходима реакция властей, но которые в то же время не относятся к категории чрезвычайных), по телефону 933 стало ясно, что больше всего беспокойства у жителей вызывает городской шум в различных его проявлениях. В результате было сформировано специальное управление, занимающееся данными проблемами.

Организационное руководство построением умного города – сложная многопараметрическая задача. Но в процессе этого руководства наверняка можно использовать богатый организационный опыт, накопленный в автоматизации крупных коммерческих компаний. В этом случае мы говорим о массе методик или, например, о формировании пресловутых лучших практик автоматизации. Можно ли все это применить, реализуя концепцию «умного города» хотя бы в части применения информационных технологий?

Безусловно можно, хотя и вряд ли напрямую. Что касается, например, лучших практик, то я считаю, что развитие функциональных направлений (особенно тех, с развитием которых связано существование явных болевых точек того или иного города и с которых он начинает движение к созданию «умного города») часто уникально. Лучшая практика проявляется в первую очередь в решении проблемы интеграции между службами. Здесь практика значительно более универсальна, и руководство любого муниципального образования может с большей вероятностью подобрать для своей ситуации решение, уже когда-либо реализованное.

Довольно показательно и использование практики shared services, также давно и успешно применяемой в крупных коммерческих организациях. Состоит оно, как известно, в том, что департаменты компании или, скажем, независимые подразделения холдинга сосредоточивают ту или функциональную активность в едином центре. Здесь же часто централизуются и ресурсы информационной поддержки.

Аналогичный сценарий мы часто наблюдаем, когда несколько независимых территориальных образований пытаются выстроить у себя концепцию Smart City. С технологической точки зрения в данном случае можно говорить о концентрации вычислительных ресурсов, а также о модели облачных вычислений. С точки зрения организационной речь, повторяю, идет об аренде независимых вычислительных мощностей, построении схем их использования (а также использования персонала, их обслуживающего) в режиме разделения ресурсов между различными муниципальными образованиями. Сейчас, с ростом интереса к концепции Smart City со стороны небольших городов, подобная практика становится все более популярной, и здесь тоже вполне можно говорить о постепенном формировании неких «лучших практик».

Безусловно, в процессе развития информационной инфраструктуры «умного города» оказывается востребованным классический методологический инструментарий, отработанный прежде всего в коммерческом секторе, будь то, скажем, управление проектами или применение соглашений об уровне сервиса. Но, пожалуй, особенно я бы выделила технологию управления производительностью. Даже в коммерческих организациях ее можно скорее отнести к развивающимся направлениям. Дело в том, что разработка адекватной структуры ключевых показателей (KPI) и грамотно организованная дальнейшая работа с ними очень помогает столь же грамотно выстроить те интеграционные процессы (еще раз подчеркиваю здесь их чрезвычайную важность), которые позволят соблюсти очень тонкий баланс функционирования многих городских служб. Ведь почти у всех из них, особенно в крупных городах, очень длительная история развития, в течение которой они, как правило, действовали независимо друг от друга, и свои методы работы. Теперь же они должны научиться работать слаженно, оперативно и адекватно реагировать на проблемы, в том числе и смежные с их деятельностью. И при этом не конкурировать за городские бюджеты, как это традиционно бывает, а оптимально осваивать бюджет совместными действиями и инициативами.

Что бы вы могли сказать о технологической подготовке, которая должна сопутствовать практическому освоению концепции «умного города»? Иными словами, какие технологии здесь наиболее востребованы?

Здесь можно, наверное, говорить о целом спектре современных информационных технологий, продуктов, а также подходов к их использованию. Надо только хорошо представлять себе, что именно из концепции «умного города» мы пытаемся взять. Я уже не раз говорила о важности интеграционных процессов информационной поддержки отдельных функциональных направлений городского управления. В масштабе города средней величины, не говоря уже о крупном, автоматизация каждого из направлений связана с довольно мощными вычислительными ресурсами. Кроме того, как известно, многие города сейчас сталкиваются с проблемой очень быстрого роста населения. В таких условиях ИТ-поддержка должна быть еще и очень гибко масштабируемой. Тут, конечно же, мы вынуждены уделять внимание мощным ЦОД, а также облачным вычислениям, развиваемым во многом на их базе.

Необходимо также иметь в виду, что применение таких технологий предполагает единое администрирование систем, применение единых физических систем хранения, что особенно эффективно в условиях интеграции систем. Непрерывную работу с массивами, получаемыми оперативной выборкой из множества баз данных и хранилищ, можно считать фактически штатным режимом информационного обеспечения функционирования «умного города».

Далее Smart City, как известно, предполагает идентификацию объектов, чтобы они сами информировали о своем состоянии (например, о наличии свободного места на парковке). А значит, требуются различные технологии электронной идентификации и инфраструктура беспроводных коммуникаций. Кроме того, я бы выделила такие направления автоматизации, как аналитическая обработка информации, системы workflow, системы формирования отчетности.

Говоря о технологиях, необходимо также понимать, что не все сводится к насыщению информационной поддержки Smart City новыми технологиями. Очень часто бывает необходимо упорядочить работу с уже имеющимися системами. Классический пример – создание единой системы управления активами. Дело в том, что потребность в таких системах универсальна. В том или ином виде их эксплуатирует каждая городская служба, и в контексте строительства «умного города» основная задача часто сводится к тому, чтобы просто объединить эти системы, сформировав общее поле мастер-данных, унифицировав базовые технологи хранения, механизмы доступа к данным, процедуры обеспечения информационной безопасности и т. д.

Как заинтересованы коммерческие компании в результатах строительства «умного города»? На что может рассчитывать бизнес, если организует или собирается организовать работу в таком городе?

Надо сказать, что для многих городов привлечение иностранных инвестиций к развитию городской экономики – это та самая «затравочная» инициатива, о которой я говорила в начале нашей беседы. Поэтому об участи бизнеса во многих случаях думают изначально, и об этом вспоминают всегда, когда речь идет о полноценной имплементации концепции Smart City.

Какие шаги целесообразно предпринимать в рамках строительства Smart City, пытаясь привлечь финансовые ресурсы к развитию? Думаю, это следовало бы обсуждать отдельно. Эта тема весьма объемна сама по себе и состоит из разных подвопросов. Это и безопасность, и экология, и чисто экономические вопросы, и инфраструктура развлечений, и многое другое. Пожалуй, во большинстве случаев городским властям следует стремиться к гибкости схем управления. Например, речь может идти о схемах налогообложения или о тарифах на электроэнергию. У бизнеса должен быть выбор из многих вариантов в зависимости от планов развития его деятельности (например, в какое время суток потреблять максимальное количество электроэнергии или активизировать логистическую активность). Тогда сам факт наличия этой гибкости послужит для бизнеса мощным стимулом вкладывать собственные ресурсы в развитие экономики города.