На некоторые вопросы, касающиеся дальнейших перспектив автоматизации российских банков, рассказывает Даниил Мизун, директор по информационным технологиям компании «Домашние деньги».

Intelligent Enterprise: Слово «Финтех» сейчас буквально у всех на устах. Некоторые относят к нему принципиальные инновации в финансовой индустрии, некоторые видят в нем развитие бизнес-среды, конкурентной банкам или даже «убийцу» традиционной банковской индустрии. Что вы вкладываете сегодня в понятие «Финтех»?

Даниил Мизун: Финтех в моем понимании неразрывно связан с ИТ. На мой взгляд, это некий качественный технологический скачок, подобный тому, с которым, человечество сталкнулось, например, при изобретении телеграфа. В результате как и в тот период какие-то виды бизнеса трансформируются, какие-то уйдут в прошлое. В любом случае финтех — это поступательное движение вперед.

Мы это прочувствовали на себе еще три года назад, когда запустили первое мобильное приложение Digital Cash. Тогда мы это считали чем-то экспериментальным, оценивали результаты и вероятности ошибjr. Теперь же не только ИТ, но и вся компания не может себе представить операционной деятельности без этих технологий: скорость бизнес-процессов выросла в разы, уровень мошенничества снизился до нуля, произошел некий качественный скачок, в первую очередь за счет использования технологий. Именно это в моем понимании и есть финтех.

Какие направления деятельности банка сегодня наиболее нуждаются в ИТ-инновациях?

Я считаю, что все процессы, так или иначе приносящие прибыль, нуждаются в ИТ-инновациях. Сейчас побеждает не крупнейший, а быстрейший, поэтому мы взяли курс на качественное ускорение всех ключевых процессов, как внутренних, так и связанных с клиентами.

Что больше заставляет банки сегодня заниматься инновационной деятельностью? Является ли основным стимулом конкуренция внутри банковской отрасли или же речь больше о соперничестве банков с небанковским бизнесом, пытающимся предоставлять различные финансовые сервисы?

В первую очередь конкуренция внутри банковской отрасли. Я не вижу как таковой конкуренции между банками и не банками. Скорее, тут может быть налажено взаимовыгодное сотрудничество, и этот тезис успешно подтверждается нашей практикой — мы сотрудничаем со многими банками по совершенно разным вопросам, и это сотрудничество взаимовыгодно и развивается. У нас на подходе несколько новых проектов с использованием наших мобильных технологий.

Есть ли сейчас место для развития традиционной для банков автоматизации?

Конечно есть, этого никто не отменял. Помимо внешней истории, омниканальности, ботов, геймификации и прочего есть классическое ИТ, которое призвано повышать эффективность работы внутри компании. И тут не обойтись без классических вещей, как бы скучно ни было ими заниматься.

Часто говорят, что для реализации инновационных разработок технологического характера в той или иной отрасти, якобы необходимы организационные инновации. Можно и нужно ли обходиться без управленческих «микро-революций» в случае развития инновационной деятельности?

Я считаю, что если менеджмент организации взял курс на инновации и понимает, что других вариантов развития бизнеса нет, то никакие революции не нужны. Отрадно отметить, что даже гиганты отрасли делают большие шаги в этом направлении.

Мы однозначно придерживаемся позиции, что развитие возможно только за счет повышения эффективности, т.е. за счет внедрения инноваций. В первую очередь в части ИТ.

Насколько сегодня необходима трансформация ИТ-инфраструктуры банка в целом, включая трансформацию за счет внешних облачных ресурсов? .

Дело не в мощности или облаках, дело в желании. Мы практически не используем облачные сервисы, но не потому что принципиально против. Просто до сих пор нам дешевле и быстрее было реализовывать проекты на своих мощностях. Если завтра будет проект, требующий солидного ресурса, мы рассмотрим варианты использования облаков в том или ином виде, это не будет проблемой.