Организация, расположенная в столице и осуществлявшая сборку изделий производственного назначения под заказ, традиционно поставляла продукцию в регионы. В связи со значительным расширением бизнеса, увеличением сложности и степени вариативности заказов стало ясно, что выгоднее передать сборку партнерам. Также решено было силами партнеров активизировать маркетинговую деятельность именно в регионах. Там в ближайшие три года ожидается устойчивый рост спроса на услуги предприятия на 40% в год. После тесной интеграции бизнеса предприятие рассматривает возможность расширения числа партнеров. Среди возникающих проблем, однако, существует и проблема адаптации ИТ-инфраструктуры.

Региональные партнеры, получая лишь готовые изделия под конкретного потребителя, ранее могли вести лишь примитивный учет. Соответственно, для этого использовались "старые" компьютеры уровня Pentium-266 в серверной конфигурации и рабочие станции уровня Pentium-100. В настоящее время в результате усложнения управленческих задач возросла необходимость в вычислительных ресурсах и системах хранения в регионах.

Организация имеет подробную модель бизнеса, а также ориентировочную модель информационных потоков и обработки данных. Возникает следующий вопрос: на основе каких методик, критериев и оценок подобрать для себя и своих партнеров конфигурацию компьютерной техники и систем хранения, которая бы была оптимальна по техническим возможностям, стоимости и масштабируемости и по возможности позволяла бы продолжать эксплуатировать "старую" технику, отвечая потребностям бизнеса единой компании?

Региональные центры

Евгений Фенюшин
"Аквариус Консалтинг", руководитель группы вычислительных систем стандартной архитектуры, департамент вычислительных систем

Судя по описанию бизнес-ситуации, мы наблюдаем начало процесса формирования филиальной сети производственного предприятия. Одной из задач при этом является формирование платформенной инфраструктуры всего предприятия в целом. Речь идет о платформе для использования прикладного программного обеспечения и для предоставления стандартных офисных сервисов, таких, как обмен почтовыми сообщениям. Кроме того, данная ситуация, очевидно, предполагает внедрение специализированных бизнес-приложений класса ERP и CRM.

Хотя задача создания архитектуры информационных систем для предприятий с развитой филиальной структурой является типичной, не существует ее стандартного решения - очень важны индивидуальные особенности организации бизнеса и взаимоотношений между головным офисом компании и филиалами. При формировании архитектуры решения для рассматриваемой компании необходимо обратить внимание на:

  • большие объемы хранимой информации в региональных производственных компаниях;
  • относительную независимость региональных производственных компаний от материнской компании;
  • требования к масштабируемости решения (в частности, необходимо учитывать, что по мере развития бизнеса компании и расширения филиальной сети будет расти количество клиентов);
  • максимальное использование устаревшей техники.

На основе анализа информации о компании представляется целесообразным формирование архитектуры решения, включающей определенное число выделенных региональных вычислительных центров - центров обработки данных (ЦОД) в крупных региональных филиалах. При этом нужно реализовать поддержку решений по доступу к информационной системе с использованием Web-технологий и, возможно, терминального доступа к информационной системе для компаний-партнеров, выполняющих функции приема заказов и логистики. В связи с использованием больших объемов данных в информационной системе представляется целесообразным использование выделенного хранилища с возможностью постепенного наращивания дискового пространства в соответствии с требованиями информационной системы. В связи с критичностью задач, выполняемых информационной системой, формирование серверной архитектуры предлагается выполнять на базе кластерных технологий. Создание архитектуры ЦОД должно выполняться на базе технологий создания адаптивной инфраструктуры.

Предлагаемое решение позволяет практически полностью использовать унаследованную технику, обеспечить необходимую интеграцию информационных систем родительской компании и филиалов и, кроме того, обеспечить при необходимости достаточную автономию филиалов и компаний-партнеров от головной компании.

Выбор конкретных технологий (как аппаратных, так и программных) для создания информационной системы зависит от используемых в настоящий момент приложений, требований к надежности и масштабируемости. Как правило, оптимальное решение позволяет получить совместное использование технологий Microsoft и СУБД различных производителей, в соответствии с требованиями используемых приложений.

Терминаольные технологии

Василий Баракин
BCC, руководитель Центра компетенции по технологиям универсального доступа

Рассматриваемая проблема является достаточно типичной и вместе с тем интересной, в частности для BCC, поскольку с аналогичной задачей мы уже сталкивались. Общая черта подобных ситуаций - гетерогенность информационной среды, отсутствие единых механизмов управления информацией.

Проблему можно решить путем использования терминальных технологий (технологий универсального доступа), позволяющих в очень короткое время централизовать любые информационные ресурсы (приложения и вычислительные мощности) в головном офисе и дистанционно предоставлять доступ к этим ресурсам из любого места.

В офисе столичной компании устанавливаются выделенные терминальные серверы, оснащенные специализированным программным обеспечением Citrix Metaframe Presentation Server и позволяющие организовать удаленный доступ к приложениям и базам данных, которые находятся в корпоративной информационной системе этой организации. Сюда входит в числе прочего и доступ к технологической документации, программам расчета сборки, учета комплектующих, и т. п. Все приложения и данные находятся только в системе столичной компании. Инсталлировать и размещать их у партнеров не нужно - там на компьютерах инсталлируется только клиентское приложение Citrix, обеспечивающее доступ к приложениям центрального офиса, независимо от удаленности конечных пользователей. При этом ни исполняемый код приложений, ни данные, с которыми приложения работают, не выходят за рамки головного офиса предприятия. Все удаленные пользователи только видят на своем мониторе результат выполнения приложений и могут управлять их работой. Установленный у них компьютер нужен лишь для того, чтобы отображать картинку экрана; с этим способен справиться даже компьютер класса Pentium 100.

Иными словами, использование подобного подхода позволяет освободить региональных партнеров (как правило, имеющих значительно меньшие финансовые возможности) от необходимости нести значительные затраты на обновление компьютерной техники, подключение к более быстрому и дорогостоящему каналу связи и покупку специализированного ПО. При необходимости в центральной компании устанавливается также модуль безопасного доступа Citrix Secure Gateway для обеспечения повышенного уровня надежности.

Внедрив терминальные технологии у себя и партнеров, столичное предприятие не только структурирует управление всеми своими информационными ресурсами и сводит к минимуму основные виды издержек, но и получает ряд дополнительных выгод. Это и обеспечение информационной безопасности, и масштабируемость, и сокращение сроков внедрения новых услуг, и эффективное использование всего компьютерного оборудования (серверов и рабочих станций). Значительным преимуществом является экономия на обновлении компьютерного парка всех партнеров, особенно заметная при долговременном использовании, - ПК, выполняющие роль терминалов, оказываются "нечувствительными" к возможному наращиванию функций прикладного ПО. Кроме того, использование такой системы позволяет консолидировать в одном месте информацию, поступающую от партнеров (заказы, комплектация, оплата и т. п.) и анализировать ее.

Важно отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, внедрение технологий терминального доступа требует серьезного опыта от системного интегратора. Компания BCC, обладающая статусом Золотого партнера Citrix и имеющая единственный в России Центр компетенции по технологиям терминального доступа, располагает собственным технопарком, позволяющим оттестировать и отладить под реальной нагрузкой решение перед его внедрением. Это позволяет значительно снизить сроки создания такой системы.

Методология ИТ-оптимизации

Валерий Корниенко
IBM East Europe/Asia, руководитель отдела продаж IBM Global Services в России

Думаю, что бизнес-ситуация, смоделированная в примере, довольно распространена в реальной жизни. Действительно, с одной стороны, руководителям ИТ-служб необходимо контролировать расходы на информационные технологии, а с другой - обеспечивать должный уровень поддержки внутренних и внешних заказчиков, повышать эффективность и управляемость бизнеса. Поставленные вопросы неизбежно возникают сегодня перед многими отечественными предприятиями, которые пытаются оптимизировать свои информационные системы.

На основе многолетнего опыта реализации консалтинговых и аутсорсинговых проектов в сфере ИТ специалисты IBM разработали методологию для решения таких задач, которая так и называется - ИТ-оптимизация.

В рамках ИТ-оптимизации IBM рассматривает семь ключевых областей ИТ. Комплексный подход позволяет увидеть полную картину ИТ и взаимосвязи между потенциальными инициативами и проектами, а также помогает разработать сбалансированное решение, учитывающее все аспекты деятельности информационной системы предприятия. Рассмотрим эти семь областей.

Область соответствия стратегии обеспечивает понимание текущих и будущих движущих сил бизнеса заказчика, позволяет документировать соответствие бизнес- и ИТ-стратегий, создает основу для расстановки приоритетов в инвестировании и разработке процесса оптимизации.

В области процессов анализируется степень формализации описания и эффективности системы управления ИТ-подразделением или ИТ-службой, исследуется соответствие процессов организации потребностям, их последовательность, ясность и эффективность, определяется готовность заказчика к грядущим изменениям.

Организационная область рассматривает текущую организационную структуру ИТ-службы, выполняемые роли, навыки и уровень подготовки персонала, его готовность к необходимым изменениям.

Финансовая область определяет возможности и направления оптимизации финансовой системы управления ИТ-службой, исследует финансово-закупочную политику, определяет набор затрат и выгоды предстоящей ИТ-оптимизации.

Область инфрастуктуры предполагает инвентаризацию и определение возможности доступа к инфраструктурным ресурсам ИТ-службы, исследует архитектуру ИТ-системы, намечает пути ее оптимизации.

Область приложений и услуг обеспечивает понимание и оценку используемых в организации приложений, данных и информационных услуг, состав портфеля приложений и их соответствие поддерживаемым бизнес-процессам.

Проектная область включает в себя набор проектов, бизнес-инициатив и критериев оценки предстоящей ИТ-оптимизации.

Очевидно, что лишь при взаимодействии указанных областей и сбалансированном применении соответствующих методик возможны эффективные решения в области ИТ-оптимизации.

Важнейшей компонентой методологии ИТ-оптимизации является разработка (с последующим внедрением) собственно проекта по оптимизации ИТ-службы предприятия, включающая определение решения по ИТ-оптимизации, разработку решения и его внедрение.

Централизованное управление

Виталий Нерозников
"Гетнет" (Hetnet), системный аналитик, ведущий специалист

Прежде всего, как нам представляется, здесь не идет речь об использовании специализированной "управленческой" системы (скажем, о внедрении существующей на рынке либо о разработке новой). Поэтому адаптация существующей ИТ-инфраструктуры предполагает ее усовершенствование с точки зрения оптимизации конфигурации на более низком уровне, чем в случае "увязки" с корпоративными продуктами класса ERP, CRM и др.

В то же время поставленная задача дана в слишком обобщенной формулировке - трудно понять, что же хотел заказчик. Общая архитектура ИТ-системы как раз и определяется моделью информационных потоков и используемыми приложениями. Необходимо также быть уверенным, что и заказчик, и исполнитель вкладывают одинаковый смысл в такие вроде бы общеупотребительные термины, как "транзакция", "резервное копирование", "распределенная обработка".

Если исходить из потребностей бизнеса единой компании, то управление процессами поставки комплектующих и сборки на местах должно быть централизованным. Это обуславливает необходимость достаточно мощного сервера и централизованного хранилища данных в головном офисе и локальных терминалов и серверов хранения на местах. На начальном этапе процесс сборки на местах у различных партнеров будет достаточно автономным и не окажет существенного влияния на организацию и функционирование информационной системы в целом. Для хранения информации можно использовать традиционные системы (серверы хранения DAS или NAS с соответствующими возможностями масштабирования). По мере объединения партнеров в процессе интеграции бизнеса может возникнуть задача централизованного учета продукции на местах и создания единого хранилища данных (возможно, на основе сети хранения типа SAN).

В общем случае выбор сервера класса OLTP и запоминающих устройств для него во многом зависит от выбора СУБД и исполнения приложений (транзакций). Минимальные требования к серверу можно найти в описании выбранной СУБД (installation guide), а для приложений - в проектной документации на систему. Можно воспользоваться характеристиками TPC - испытаний для различных моделей линеек серверов наиболее известных производителей (http://www.tpc.org).

Следует заметить, что характеристики производительности серверов нелинейно зависят от их комплектации и что простая линейная аппроксимация при исследовании времени реакции системы в условиях нарастающего трафика обращений невозможна. Один из возможных подходов - натурное макетирование. При определенных условиях такая задача реализуема на оборудовании демонстрационного центра нашей компании.

Есть еще одно соображение относительно использования оборудования. Старое оборудование необходимо понижать в ранге: P-100 преобразовывать в сетевые компьютеры, обеспечивающие доступ к серверам, а P-266 - в рабочие станции. В автономном режиме их малоинтересно использовать: они слабы для современных приложений. Хорошее место для использования таких машин - складские и торговые терминалы. Это практически синоним "терминального решения". На компьютеры такого класса можно возложить эмуляцию терминалов, функционирование Web-браузеров, возможно, пересылку файлов. В этом случае особое внимание следует уделять общим вопросам информационной безопасности.