Маринэ Восканян,
Константин Зимин

CPM становится все более популярным на Западе - так, по прогнозам Gartner, в 2005 году до 40% европейских компаний, у которых уже есть ERP-системы, начнут пользоваться CPM. В России, судя по всему, интерес к CPM тоже существует. Свидетельство тому - расширение присутствия в России компании Cognos, одного из лидеров в сегменте CPM-решений.

Владимир Демин, президент Columbus IT Partner, нового партнера Cognos, считает, что многие российские компании уже прошли первый этап внедрения и работы с ERP-решениями. Фактически, CPM-решения позиционируются, по словам Владимира Демина, как "десерт" для тех, кто успешно справился с этапом автоматизации. На сегодняшний день среди заказчиков Columbus IT Partner есть две компании, у которых CPM-решение Cognos внедрено поверх ERP-системы Axapta, - это предприятие "Исток" и завод минеральной ваты RockWool. Однако компания прогнозирует в следующем году взрывной рост спроса на решения Cognos. "Теперь у компаний накоплен большой объем интегрированных данных. И у них появились новые потребности - не просто автоматизации бизнес-процессов, но еще и управления этими накопленными данными", - говорит Владимир Демин в подтверждение своей позиции относительно CPM. Однако, здесь надо отметить, что управление накопленными в процессе автоматизации данными имеет лишь косвенное отношение к концепции CPM.

Решения CPM (Corporate Performance Management) предназначены для мониторинга производительности бизнес-процессов компании, для того, чтобы контролировать, насколько оперативные действия функциональных подразделений компании соответствуют стратегическим целям бизнеса. Вообще говоря, термин CPM принадлежит компании Gartner. Компания IDC для обозначения аналогичных систем, связанных прежде всего с управлением эффективности бизнеса, применяет другой термин - BPM (Business Performance Management). По данным IDC, в 2003 году Cognos занимал 5,8% рынка BPM в мире, сильно уступая Hyperion (20,4%) и немного SAP (6,6%). И если хорошие позиции SAP являются следствием ее успехов на рынке ERP-систем, то в лице Hyperion Cognos имеет грозного соперника. В том числе и в России, где у Hyperion несколько сильных партнеров среди системных интеграторов.

Разумеется, возможности мониторинга и анализа эффективности процессов компании есть и в ERP-решениях. Можно вспомнить хотя бы модуль SEM в mySAP Business Suite, реализующий функциональность BSC. Тем не менее в ERP-системах среднего класса, к которым относится Axapta, такие возможности очень сильно ограничены и находятся в зачаточном состоянии. "С другой стороны, никто не мешает вам вести всю аналитику в Excel - теоретически это тоже возможно. Вопрос только в той степени удобства и профессионализма, которая вам нужна", - комментирует директор по продажам компании Cognos в Восточной Европе, СНГ и странах Балтии Юрий Ротманов. Особенно сложно приходится в ситуации территориально-распределенного бизнеса, или одновременной работы с большим количеством линеек продукции. Именно поэтому в Columbus считают, что продукты Cognos необходимы прежде всего большим холдингам, которым требуется анализ территориально распределенных данных из разных систем. Построение возможных сценариев развития бизнес-ситуации тоже, по мнению поставщиков CPM, выгодно отличает CPM-системы от реализации соответствующего функционала в рамках ERP-системы.

Довольно оптимистично настроены по отношению к продуктам Cognos и в компании Frontstep. Хотя из всей линейки продуктов Cognos специалисты Frontstep больше обращают внимание на функционал бизнес-аналитики и бюджетирования, чем на мониторинг эффективности бизнес-процессов. "В сущности, в инструменте грамотного бизнес-анализа, планирования и бюджетирования заинтересованы все наши заказчики, в том числе и предприятия среднего бизнеса, где занято от 200 до 2-3 тыс. человек. Этот интерес появляется, как правило, ближе к концу внедрения ERP-системы". В качестве успешного примера внедрения Frontstep называет проект на Свердловском заводе трансформаторов тока, где в 2003 году за 11 месяцев была установлена система планирования и управления ресурсами SyteLine, а в конце проекта примерно за месяц был внедрен аналитический функционал Cognos. "Решения Cognos нужны тем, у кого уже есть большой объем данных, и нужен глобальный взгляд с последующей возможностью детального анализа. Это именно то, чего сегодня у наших предприятий нет, - считает Константин Коробкин, старший консультант компании Frontstep. - Да, у них есть масса отчетов. Но все эти груды бумаги будут просматривать рядовые менеджеры, и никогда - руководитель". У руководителя просто недостаточно времени для того, чтобы детально разбираться с большим количеством показателей работы своего предприятия.

Нет сомнений, что BI-системы позволяют осуществлять многомерный анализ в удобной для руководства и бизнес-аналитиков форме. Однако вернемся к CPM/BPM-решениям в российских компаниях. Как мы уже отмечали, компания Columbus IT Partner прогнозирует в следующем году взрывной рост спроса на решения Cognos. Однако, с нашей точки зрения, вопрос необходимости CPM/BPM российским компаниям остается открытым. Опыт общения с российскими компаниями показывает, что они в подавляющем большинстве не готовы к внедрению решений, связанных с управлением эффективностью бизнеса. Этот этап еще просто не настал. Это видно хотя бы по тому, что, несмотря на достаточно большое количество инсталляций mySAP Business Suite, лишь единицы компаний дошли до внедрения модуля SEM, реализующего эту функциональность. Мнение, что российские компании готовы идти дальше внедрения ERP-системы и распространять автоматизацию не только на бизнес-процессы, но и на мониторинг их эффективности, представляется скорее желанием продавца, чем отражением действительности.

Думается, здесь происходит определенная подмена понятий. Дело в том, что в обязательный функционал CPM/BPM-системы входят прежде всего решения для целевого управления компанией и мониторинга эффективности ее процессов, моделирования развития бизнеса, а уже после, в качестве средств реализации этих задач - решения класса business intelligent и бюджетного планирования. Но большинство примеров внедрения продуктов Cognos и Hyperion связаны именно с аналитической информацией, применением их как BI-продуктов, а также с бюджетированием. Создается впечатление, что именно BI-решения проглядывают сквозь красивые фразы о том, у российских компаний "появились новые потребности - не просто автоматизации бизнес-процессов, но еще и управления этими накопленными данными". Именно решения класса хранилищ данных и бизнес-аналитики поверх них применяются по всему миру в больших холдингах, о которых говорили представители Columbus IT Partner.

Но, являясь неотъемлемой частью CPM/BPM-решения, внедрение этих продуктов вместе с тем не говорит о том, что компанию интересует эффективность ее бизнес-процессов. Если ERP-система предназначена для всех уровней менеджмента предприятия, то инструменты CPM изначально позиционируются как системы, которыми будет пользоваться главным образом топ-менеджмент и само руководство предприятия. И внедрение CPM/BPM - это прежде всего внедрение методологии управления, стиля менеджмента, а уже потом его практическая реализация. А до этого, думается, российским компаниям пока далеко.