О слиянии компаний Epicor Software и Scala Business Solutions было известно еще с конца 2003 года, при этом представители западного офиса Scala уверяли общественность, что объединение компаний не повлечет за собой никаких изменений для российских партнеров Scala и Epicor. Андреас Кеми, в то время CEO Scala, говорил, что для российских партнеров обеих компаний, которые раньше были конкурентами, слияние означает увеличение продуктовой линейки, в которой будут присутствовать продукты как Scala, так и Epicor, а партнеры и Scala, и Epicor получат возможность продавать продукты обоих производителей. "Для нас очень важно и с финансовой точки зрения, чтобы наши партнеры в России комфортно себя чувствовали. - говорил Кеми. - Поэтому линейка продукции и сервис будут увеличиваться постепенно, а в ближайшее время схема работы партнеров с нами вообще никак не изменится". На вопросы о будущем взаимодействии с компанией "ЭпикРус", эксклюзивным партнером Epicor в России, в Scala отвечали, что на ее месте предпочли бы работать с новым российским офисом.

Однако после завершения слияния Epicor и Scala и преобразования российского представительства Scala в представительство объединенной компании Epicor-Scala ситуация изменилась. Посетивший Россию Ян Уокер, вице-президент по международным продажам Epicor Scala, заявил, что в штаб-квартире компании принято решение не поддерживать в России продажи обеих линеек продукции, и на российском рынке будут представлены только продукты iScala. Такая позиция компании объясняется рядом причин - во-первых, у представительства Scala уже существует партнерская сеть, в отличие от "ЭпикРус", самостоятельно работающей с клиентами; во-вторых, большая часть разработок Scala осуществляется в России. По мнению Уокера, нет смысла создавать конкуренцию между продуктами Epicor и Scala на одном рынке, поэтому всем клиентам, у которых установлены системы Epicor (ERA Financials, Active Planner и Clientele), предложен переход на новую версию системы iScala. Лицензия и разработанный Scala инструментарий перехода предоставляются бесплатно, а само внедрение осуществляется по стандартным расценкам.

"На наш взгляд, новая система iScala дает больше возможностей клиентам, в частности для тех компаний, которые работают в международных масштабах, с несколькими офисами и представительствами в разных странах, поэтому предприятиям, работающим на системах Epicor в России, самим должно быть выгодно перейти к работе с iScala. У нашей системы прочные позиции в Европе, большой функционал и серьезная команда разработчиков в России - это неоспоримые преимущества", - считает Патрик Пандо, вице-президент по маркетингу продуктов iScala компании Epicor Scala.

Однако "ЭпикРус" не собирается становиться рядовым партнером московского представительства объединенной компании и терять собственный бизнес. В компании считают, что при всей взаимной конкуренции продуктов Scala и Epicor между ними сложилось определенное разделение "зон влияния". Например, iScala активно используется в гостиничном бизнесе, в офисах иностранных компаний. В свою очередь, продукты Epicor популярны в добывающих отраслях, в телекоммуникационных компаниях и т.д. А в комплексе с отраслевыми решениями infor Agilisys, по мнению "ЭпикРус", эти продукты имеют явные преимущества для пищевиков, мебельщиков и других производственных предприятий. Несмотря на заявления представителей Epicor-Scala, "ЭпикРус" продолжает координировать свою деятельность непосредственно с офисом Epicor в Лондоне, который отвечает за всю работу в странах Европы. Дистрибьюторский контракт с Epicor подписан у "ЭпикРус" до 2008 года, и в компании уверяют, что все российские предприятия, которые сейчас используют программные продукты Epicor, будут получать услуги по технической поддержке точно так же, как и до завершения международной сделки между Epicor и Scala. В частности, до середины 2005 года должна завершиться программа перехода клиентов на новую версию ERA Financials (предприятиям, которые уже являются клиентами "ЭпикРус"/Epicor, программное обеспечение предоставляется бесплатно, а услуги по внедрению входят в расширенную техническую поддержку). В компании говорят о том, что и в дальнейшем "ЭпикРус" будет внедрять в России новые продукты Epicor. ""ЭпикРус" - независимая компания, и у ее владельцев нет никакого желания отказываться от собственного бизнеса, тем более что он идет вполне успешно", - комментируют в компании слухи о возможной передаче клиентской базы новому офису Epicor-Scala. Между тем российское представительство Epicor-Scala высказывает сомнения по поводу возможности дальнейшего продления контракта Epicor-Scala с "ЭпикРус" после 2008 года и считает, что большинство клиентов захотят перейти с продуктов Epicor на iScala. Однако "ЭпикРус" не собирается сдавать свои позиции и переключаться на продажи и внедрение программных продуктов линейки iScala: "Вероятность такого развития событий близка к нулю. Компания "ЭпикРус" до сегодняшнего дня не занималась продвижением на российском рынке этих программных продуктов. И в дальнейших перспективах мы не планируем этим заниматься. Поверьте, российский рынок ERP достаточно большой и места на нем вполне хватит и тому и другому продукту".

Паны сливаются, а у клиентов чубы трещат

Прокомментировать данную ситуацию мы попросили одного из экспертов ЛИНЭКС (Лиги независимых экспертов в области информационных технологий)

Слияние, конечно, дело хорошее, но вся суть вопроса, если оставить в стороне юридические и этические моменты, о которых можно судить только по документам, не в "ЭпикРус", а в многочисленных и в многострадальных пользователях решений "ЭпикРус", в которых задействованы продукты Epicor и которых, по данным "ЭпикРус", более 300 в 10 отраслях.

Хорошо, что "ЭпикРус", обещает им техническую поддержку, но всегда ли это будет возможно при позиции, занятой Epicor-Scala? Конечно, переделка, а по сути - разработка новых 300 систем, да еще по "стандартным тарифам" - это приятная перспектива для новой компании и ее московского представительства, но можно представить себе отношение пользователей и их ИТ- подразделений к такой перспективе даже при наличии "инструментария переноса". Однако думается, что простым переносом дело не ограничится… Да еще переобучение пользователей и ИТ-персонала. Да еще могут понадобиться переделки в инфраструктуре, в политике безопасности. Да есть ли у них на это средства и временные возможности?

Что касается примеров аналогичных ситуаций, то можно привести для меня достаточно близкий случай слияния HP и Compaq, при котором, насколько мне известно, все обязательства обоих фирм по поддержке своих поставленных и внедренных продуктов и решений были сохранены и выполнены. Я не слышал и о каком-либо ущербе для партнеров обоих компаний.

В качестве итога можно сделать вывод о необходимости затверждения в договорах на создание и ввод в действие автоматизированных систем юридической и материальной ответственности владельцев использованных продуктов перед конечным пользователем, учитывающей наступление подобных обстоятельств. Оказывается, необходимо учитывать и такие риски. Кстати, по - моему, в аудите на соответствие стандарту COBIT это учитывается. Тогда, может быть, российская ситуация не будет столь уникальна!