Внедрение Казань — Архангельск

Если фирме нужен распространенный программный продукт, ей, казалось бы, прямой смысл обратиться к соответствующему поставщику из своего региона. Однако специалисты «АЗС­Сервиса», поддерживающие сеть автозаправочных станций в Архангельской области, для внедрения системы электронного документооборота воспользовались услугами компании, находящейся в Казани. Причем все работы были проведены в дистанционном режиме, без выезда инженеров на объект.
Причина такого решения в том, что «АЗС­Сервис» является дочерним предприятием фирмы «Татнефть­Архангельск» и электронный документооборот был необходим ему в первую очередь для того, чтобы обеспечить оперативное взаимодействие со смежными организациями — холдингом «Татнефть» и тремя его филиалами, расположенными в Москве и Санкт­Петербурге, а также с аффилированными предприятиями в Альметьевске и Киеве. Во всех этих компаниях документооборот и делопроизводство автоматизированы на основе системы «Дело», разработанной «Электронными Офисными Системами» (ЭОС). Масштабный проект по внедрению этого решения в «Татнефти» с 2000 года осуществлял региональный представитель ЭОС в Татарстане — казанская фирма «Инфо­Инжиниринг», и архангельская компания, естественно, обратилась к тому же подрядчику. (Заметим здесь, что в 2006 году проект полностью перешел к специализированному подразделению «Татнефти» — управлению «ТатАСУНефть», которое участвовало в нем с 2002 года.)

Для экономии средств в ситуации столь высокой территориальной разнесенности все работы по проекту проводились в дистанционном режиме. Заказчик предоставил казанским специалистам ограниченный контролируемый доступ в свою локальную сеть по защищенному интернет­каналу (VPN); в случаях, когда требовалась непосредственная связь (например, при опросе сотрудников), применялась IP­телефония. Пользуясь этими двумя каналами, сотрудники «ИнфоИнжиниринга» провели необходимое обследование делопроизводственных процессов заказчика и выработали рекомендации по их оптимизации, а также регламентирующую документацию (которые переслали в «АЗС­Сервис»). Все необходимые настройки системы на сервере и на рабочих местах, обучение и методическая поддержка делопроизводителей и пользователей также проводились в удаленном режиме по VPN. В настоящее время внедренная система успешно функционирует на двенадцати рабочих местах, обеспечивая как безбумажный внутренний документооборот, так и автоматизированное документное взаимодействие со смежными организациями.

Скрытый потенциал систем видеонаблюдения

Серверы видеонаблюдения обычно применяются в составе систем безопасности для видеоархивов. Однако возможны и другие варианты, что убедительно продемонстрировал проект, реализованный в Оренбургской городской клинической больнице № 2, где к видео­серверу было подключено медицинское оборудование.
Многие современные диагностические приборы (сканеры УЗИ, видеогастроскопы, хирургические зонды) имеют стандартные интерфейсы для вывода изображения на дисплей компьютера или на специальный принтер для распечатки. Это и позволило оренбургской компании «Пирамида», которая выполняла проект, с по­мощью системы наблюдения организовать архив медицинских данных. Специалисты «Пирамиды» предложили использовать для видеоархива цифровую систему наблюдения «ВидеоГарант», разработанную фирмой «Интеллектуальные системы безопасности» (ISS). Это решение, предназначенное для контроля небольших объектов (квартир, загородных домов, маленьких магазинов и т. п.), позволяет делать высококачественную видеозапись и работать с видеоархивами.

Специалисты «Пирамиды» подключили сканер УЗИ к видеосерверу. Благодаря профессиональной системе видеонаблюдения стало возможно сжимать данные, получаемые при обследованиях, и помещать их в долговременный архив, сохраняя таким образом «электронную историю болезни». Средства работы с архивом включают быстрый поиск видеоинформации, ее копирование на различных носителях и передачу по каналам связи, в том числе через Интернет (например, для целей телемедицины).

Кроме того, с помощью той же системы организована видеозапись хирургических операций, для которой ранее использовались обычные видеокамеры — аналоговые или цифровые любительского класса. Главные достоинства нового способа — высокое качество видео, возможность многоканальной записи (в нескольких ракурсах) и хранение материалов в цифровом видеоархиве, что намного компактнее, чем на кассетах, существенно облегчает поиск нужных записей и исключает неизбежное в случае видео­кассет снижение качества при многократном просмотре. Разработчики из ISS уверены, что системы видеонаблюдения только начинают раскрывать свой действительный потенциал и будут полезны в очень многих сферах бизнеса и науки.

Особой продукции — специальные алгоритмы

Автоматизация складских операций для текстильной продукции — весьма специфическая задача, прежде всего потому, что ткани представляют собой особую разновидность товара. С фабрики на склад они поступают в виде рулонов неодинаковой длины, а единицей измерения потребительских заказов являются метры. Поэтому при внедрении системы управления складом в логистическом центре «ТДЛ Терминал» для работы с мерным товаром были запрограммированы специальные алгоритмы.

Центр «ТДЛ Терминал» принадлежит Ассоциации независимых текстильных предприятий ТДЛ, которая объединяет более сорока компаний в Центральной России. Сегодня он располагает современным складским комплексом площадью около 10 тыс. кв. м, и значительную долю обрабатываемых там товаров составляют рулоны ткани, измеряемые в альтернативных единицах (погонных метрах) и имеющие переменный метраж. Соответственно автоматизированная система управления складом должна была обеспечивать работу с ними. Кроме того, центру требовалось автоматизировать довольно широкий спектр услуг, включая хранение и обработку товарных потоков в интересах третьих лиц, возвраты, упаковку, переупаковку и маркировку товаров и складских единиц, экспедирование и таможенную очистку грузов, спе­циальные логистические проекты.

Руководство «ТДЛ Тер­ми­нала» приняло решение реализовать проект на платформе Warehouse Vision из семейства Logistic Vision Suite. Этот выбор был обусловлен широкими функциональными возможностями и гибкими механизмами настройки системы, а также тем, что Logistic Vision Suite содержит и другие программные продукты, с помощью которых заказчик рассчитывает со временем расширить набор услуг логистического комплекса. Партнером по внедрению стала компания ant Technologies.

Учитывая специфику задачи, помимо настроек для складской обработки товаров повседневного спроса, ставших уже типовыми, специалисты ant Technologies реализовали специфические настройки для рулонов ткани. Операция их приемки предусматривает обязательную маркировку товара, которая для сокращения трудозатрат выполняется с помощью радиотерминалов и мобильных принтеров. Данные о метраже рулонов автоматически вносятся в систему, и одновременно печатается этикетка с наименованием товара, а также штриховым и цифровым кодами, содержащими данные о виде и количестве ткани. После приемки для каждой паллеты с рулонами распечатывается паллетная опись.

Система обеспечивает персонал склада информацией об общем запасе товара, о его местонахождении на складе, о количестве рулонов и о размерах каждого из них. Это помогает эффективно планировать работу склада при пополнении зоны отбора и отборе товаров, для чего специалисты ant Technologies разработали специальные алгоритмы. Получив заказ на мерный товар, система автоматически рассчитывает требуемое количество рулонов и направляет кладовщику точное задание, в котором указано, где они находятся. Отбирая рулоны из назначенной ячейки, кладовщик сканирует их этикетки, так что контролируется и число рулонов, и метраж ткани.

В рамках проекта было поставлено 20 лицензий системы Logistic Vision Suite, 13 ручных радиотерминалов сбора данных, два стационарных промышленных принтера и шесть мобильных принтеров для печати этикеток, а также восемь точек беспроводного доступа. Разработка дополнительных алгоритмов заняла около трех недель.