«Объединенная авиастроительная корпорация» на сегодняшний день включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Финансовая эффективность бизнеса — один из важнейших приоритетов корпорации, поэтому совершенствование процессов подготовки финансовой отчетности и повышение финансовой дисциплины являются значимыми задачами всех служб ОАК.

До начала проекта отчетность формировалась в MS Excel, что создавало трудности при работе с большими объемами данных и было сопряжено с рисками изменения алгоритмов корректировок в ручном режиме. В отсутствии промышленной системы консолидации финансовых данных не было возможности корректно разграничивать права доступа дочерних и зависимых организаций (ДЗО) к финансовой информации, поэтому большая часть задач по обработке входящей информации от ДЗО выполнялась силами специалистов департамента международной финансовой отчетности ПАО «ОАК».

Требовался современный инструмент, который смог бы снять эти ограничения и существенно повысить эффективность процесса подготовки консолидированной финансовой отчетности.

С учетом успешного опыта применения платформы Oracle Hyperion в процессе бюджетирования ПАО «ОАК» для формирования отчетности по МСФО было принято решение также использовать продукт Oracle — Hyperion Financial Management (HFM). Партнером проекта была выбрана ГК «КОРУС Консалтинг», уже имеющая опыт работы с ПАО «ОАК» по проекту создания и внедрения типовой системы бюджетирования на платформе Oracle Hyperion Planning.

Архитектура решения, помимо ключевого элемента — Oracle Hyperion Financial Management (HFM), — включала Oracle Hyperion Financial Data Quality Management Enterprise Edition (FDM EE) для управления процессом интеграции данных.

В процессе внедрения системы были пересмотрены и оптимизированы все шаги процесса подготовки отчетности — от сбора данных до формирования полного пакета отчетных форм МСФО и анализа контрольных таблиц.

Были автоматизированы консолидационные алгоритмы, в том числе расчеты по переводу в валюту представления отчетности и автоматический расчет доли неконтролирующего участия, соответствующий сложной юридической структуре корпорации, унифицированы и реализованы сложные трансформационные корректировки, основывающиеся на детальных аналитиках пакетов сбора данных.

Кроме базовых функций трансляции и консолидации, были задействованы в частности такие элементы функциональности, как IC Transactions — для анализа ВГО в разрезе операций по конкретным договорам, и встроенный расчет сложных долей владения (ЭДВ).

В методологической части проекта за основу была взята модель трансформации и консолидации, применявшаяся в ПАО «ОАК», которая в ходе проекта была дополнена и переработана, для того чтобы полностью удовлетворять всем задачам проекта. Полностью работы по проекту были завершены в июле 2015 года, первым промышленным применением системы стал выпуск консолидированной финансовой отчетности по МСФО за шесть месяцев, заканчивающихся 30 июня 2015 года.

«Мы оценили преимущества формирования отчетности в автоматизированной системе — оперативность, точность, возможность быстро и качественно вносить изменения и использование аналитических отчетов. Процесс подготовки отчетности будет постоянно совершенствоваться, появляются новые задачи по процессу планирования, который мы также ожидаем реализовать на платформе Oracle,» — комментирует Наталья Короташ, директор Департамента международной финансовой отчетности ПАО «ОАК».