Еще год назад, в момент обвала компьютерного рынка в результате августовского кризиса, было понятно, что его будущее восстановление неминуемо должно сопровождаться структурными изменениями. А теперь можно довольно уверенно констатировать, что итогом прошедшего года стало заметное увеличение роли сегмента средних корпоративных клиентов в структуре потребителей информационных технологий. До сих пор этот сегмент рынка не пользовался большим вниманием лидеров российского ИТ-бизнеса, но сегодня ситуация меняется.

Пока данное утверждение трудно подкрепить какими-либо статистическими данными (которых на российском компьютерном рынке и раньше-то не было). Скорее это некоторое ощущение, сформированное по итогам осенних компьютерных выставок и в результате индивидуального общения с представителями бизнеса и их клиентами. А также благодаря некоторым примечательным обстоятельствам, среди которых хотелось бы выделить, в первую очередь, неожиданный интерес к работе с малым и средним бизнесом со стороны компании IBS, которая всегда отличалась своей ориентацией на крупных (скорее даже, сверхкрупных) заказчиков. Второе обстоятельство: приход в Россию компании Solomon Software, первой западной фирмы, которая принципиально решила заниматься этим же кругом пользователей.

Понятие "средний бизнес" довольно расплывчато. К среднему бизнесу можно отнести организации численностью от 50 до 1000 человек и оснащенные от 20 до 200 ПК. Нельзя сказать, что такие предприятия были совсем обделены вниманием компьютерной индустрии, но все же раньше этот сегмент явно уступал сферам крупного и малого бизнеса, где и были сосредоточены основные игроки ИТ-рынка. Увеличение же значимости средних клиентов довольно естественно, так как они в большинстве своем относятся в реальному сектору экономики, который показал неплохую устойчивость в изменившихся рыночных условиях.

Вместе с ростом интереса предприятий среднего бизнеса к применению ИТ следует отметить некоторые изменения их требований к услугам со стороны поставщиков. Во-первых, речь идет о задаче модификации уже существующей ИТ-инфраструктуры. Во-вторых, необходимо расширение функций систем, которые сегодня в большинстве своем ограничены автоматизацией бухгалтерии, простейшим учетом кадров и товаров. В-третьих, растет желание получить все от одного генерального поставщика-интегратора, что объясняется, в первую очередь, нежеланием создавать собственную полномасштабную ИТ-службу.

До сегодняшнего дня средние клиенты фактически были отданы на откуп компьютерным фирмам второго эшелона. Лишь немногие из известных компаний (в частности, "Галактика", "Парус", "АйТи", "Атлант-Информ") вели целенаправленную разработку этого сегмента рынка. Однако в ближайшее время здесь можно ожидать появления новых влиятельных игроков.

Сверху сюда уже потянулись наши "ведущие системные интеграторы". Они делают ставку на готовность к поставкам законченных комплексных систем, высокое качество решений, широкий ассортимент услуг и т.д. Однако хватит ли этого для успеха? Ведь средним клиентам нужны не только комплексные, но и достаточно дешевые решения, которых явно недостаточно в арсенале крупных интеграторов. К тому же последним здесь придется работать в условиях рыночной конкуренции, которая сильно отличается от принципов участия в бюджетно-кредитных проектах.

Поэтому компании, которые продвигаются в сферу средних клиентов со стороны малого бизнеса (в первую очередь это фирмы "1С" и "Интеллект-Сервис"), имеют, как мне представляется, больше шансов на успех. Их основные преимущества - наличие мощной партнерской сети, продукты, апробированные на массовом рынке, функциональность и мощность которых динамично увеличиваются. Однако на пути в этот сегмент рынка им потребуется повысить масштабируемость своих решений (или предъявить веские доказательства наличия такой масштабируемости), а также подготовить своих партнеров к реализации комплексных решений для заказчиков (в том числе с использованием технологий других поставщиков).

И наконец, следует ожидать появление "варягов", первый из которых, Solomon Software, уже начал активные действия в России. За ними - огромный багаж решений и опыт их внедрения, мощные финансовые ресурсы и пр. Однако та же компания Solomon вряд ли сможет включиться в реальную рыночную борьбу в течение ближайшего года. С одной стороны, ей потребуются серьезные усилия для создания партнерской сети и демонстрации конкретных внедрений в условиях российской действительности. С другой - за это время станет понятно, насколько американская компания заинтересована в освоении местного рынка.

Так или иначе - судя по всему, средние корпоративные клиенты в ближайшее время могут ожидать значительного увеличения ассортимента услуг и числа предлагающих их поставщиков.

С Андреем Колесовым можно связаться по адресу электронной почты: akolesov@glasnet.ru.