Каждому ИТ-менеджеру, сетевому администратору, руководителю и вообще любому специалисту, ответственному за локальную сеть организации, неоднократно приходилось (и еще придется) отвечать на непростые вопросы: справляется ли сеть с возложенными на нее задачами? Справится ли она с новыми задачами, когда такие возникнут? Что надо сделать, чтобы в ближайшие несколько лет сеть не стала узким местом ИС? Хочется надеяться, что приведенный ниже конспект поможет если не ответить на эти вопросы, то, по крайней мере, сформулировать их более конкретно.

Процессорная мощность компьютеров удваивается каждые 18 месяцев; примерно тому же закону подчиняется рост трафика локальной сети. За 20 лет тактовая частота процессора возросла от мегагерц до гигагерц, а пропускная способность Ethernet — от мегабит до гигабит, причем уже сейчас есть работающие прототипы Ethernet со скоростью передачи 10 Гбит/с.

Темпы нарастания трафика локальной сети с каждым годом все увеличиваются. Стандарт Fast Ethernet появился приблизительно через 15 лет после появления Ethernet; для создания следующего стандарта — Gigabit Ethernet — понадобилось примерно 5 лет, а первые действующие прообразы 10 Gigabit Ethernet отстоят от Gigabit Ethernet всего на 2 года.

Современные приложения требуют все большей пропускной способности сети. Оставив в стороне достаточно экзотические (пока) для нас мультимедийные приложения, такие, как потоковое видео, видеоконференции в локальной сети, голосовая связь по сети и т.п., рассмотрим только наиболее типичные группы приложений.

Офисные пакеты. Заметна тенденция к размещению все большего количества данных на сервере. Вначале это были только групповые шаблоны; теперь же, чтобы пользователи могли совместно работать над документами, последние тоже нужно хранить на сервере. Однако тенденции к снижению размеров файлов документов не наблюдается — скорее наоборот. Кроме того, устанавливать пользователям продукты этой группы по сети эффективнее и удобнее. А в этом случае объем передаваемой информации исчисляется десятками и сотнями мегабайт за сеанс.

Клиент-серверные СУБД. Наблюдается рост числа одновременных запросов к серверу БД, особенно в приложениях электронной коммерции. Кроме того, поскольку устройства хранения информации заметно дешевеют, в базы помещают все больше неструктурированных данных, занимающих большой объем: картинки, видео, голос, биометрическую информацию (например, отпечатки пальцев) и т.п. Это, в свою очередь, существенно увеличивает объем данных, передаваемых за один сеанс между клиентом и сервером.

Интрасетевые приложения. Для них характерна многоуровневая обработка. Для выполнения одного приложения используется несколько серверов: Web, БД, бизнес-логики и т.д. Для связи этих серверов между собой и с клиентами необходима высокая пропускная способность.

Современные настольные системы при подключении к сети по стандарту Fast Ethernet в состоянии полностью утилизировать пропускную способность сетевого подключения, поскольку в настоящий момент все компоненты ПК, принимающие участие в работе с сетью, могут обрабатывать поток ввода-вывода на скорости, превышающей 100 Мбит/с.

Уже принят стандарт 1000BASE-T — Gigabit Ethernet по витой паре категории 5. Более того, появились и поддерживающие эту технологию продукты, в том числе адаптеры для настольных станций. Современные настольные ПК уже в состоянии обрабатывать сетевой трафик на скорости около 0,5 Гбит/с. А это значит, что в ближайшие годы Gigabit Ethernet может дойти до каждого рабочего места.

Вывод №.1

В современных
локальных сетях клиентов
следует подключать
по коммутируемым
каналам Fast Ethernet.

Поскольку в современных сетях большая часть трафика приходится на обмен между клиентами и централизованными ресурсами (центральными серверами, шлюзами и т.п.), данные, поступающие от клиента на порт граничного коммутатора, обычно следуют в ядро сети, где и находятся централизованные ресурсы. При этом фактически весь поток данных от клиентов проходит через канал граничного коммутатора, связывающий его с ядром сети.

Таким образом, при одновременном доступе 10 клиентов одного коммутатора к централизованным ресурсам (а это, кстати, наиболее типичная картина для реальной сети) нагрузка на канал «коммутатор — ядро» составит не менее 1 Гбит/с (при подключении клиентов по коммутируемому Fast Ethernet). Поэтому граничные коммутаторы, то есть те, к которым непосредственно подключены клиенты, должны подключаться к магистрали как минимум по гигабитному каналу.

А теперь рассмотрим кампусную сеть, то есть единую сеть, охватывающую группу расположенных рядом зданий, где в каждом здании установлено несколько граничных коммутаторов, объединенных в пределах здания гигабитным коммутатором. Объединяющий коммутатор каждого здания соединен с центральным коммутатором (он находится в здании ВЦ), к которому подключены централизованные ресурсы кампусной сети. Если пропускная способность соединения «объединяющий коммутатор здания — центральный коммутатор ВЦ» не превышает 1 Гбит/с, данное соединение становится узким местом сети, так как на этом участке — от объединяющего коммутатора здания к центральному коммутатору — идет агрегированный трафик всех граничных коммутаторов здания, который в моменты пиковых нагрузок может значительно превышать 1 Гбит/с. Поэтому в ядре сети следует использовать неблокирующие гигабитные коммутаторы, соединенные между собой по мультигигабитным каналам.

Вывод №.2

Магистраль современной сети
следует строить на основе
коммутаторов Gigabit Ethernet,
причем коммутаторы в ядре сети
нужно соединять по мультигигабитным каналам,
а коммутаторы периметра сети
должны быть соединены с ядром
по каналам с пропускной способностью
не меньше 1 Гбит/с.

Как уже упоминалось, большую часть трафика локальной сети составляет обмен данными между клиентами и централизованными ресурсами; поэтому на участке сети, соединяющем сервер с клиентами, необходимо обеспечить пропускную способность хотя бы на порядок более высокую, чем скорость клиентского подключения (для реальных сетей нормально, если сервер обслуживает десять одновременных сеансов с клиентами). Так как современные серверы пока способны обрабатывать не более 1 Гбит/с сетевого трафика, их следует подключать по коммутируемым каналам Gigabit Ethernet.

В достаточно крупной сети (от 50 клиентов) «централизованные ресурсы» представляют собой не один сервер, а группу из двух-трех, а зачастую и больше специализированных серверов (файл-серверы, серверы приложений, факс-серверы, принт-серверы...). Поскольку клиентам обычно нужен доступ ко всем серверам и, кроме того, сами серверы весьма интенсивно «общаются» между собой, на участке сети, соединяющем сервер с ядром, необходимо обеспечить максимально возможную пропускную способность. Поэтому центральные серверы следует подключать к ядру сети.

Серверы со стандартной шиной PCI способны, при использовании гигабитного сетевого адаптера, обеспечить соединение сервера с сетью на скорости до 300 Мбит/с, что в три раза выше максимальной производительности Fast Ethernet. При этом нагрузка на центральный процессор со стороны сетевой карты фактически не возрастает. А новые серверы с несколькими «широкими» (64-разрядными) шинами PCI способны полностью загрузить гигабитную сетевую карту, то есть обеспечить обслуживание клиентов по сети на скорости, близкой к 1 Гбит/с! Новая 64-разрядная архитектура процессоров, новый стандарт PCI-X, новая архитектура взаимодействия подсистем в ПК (коммутация вместо общей шины) способны увеличить пропускную способность подсистем ввода-вывода (в том числе и сетевую) в несколько раз. Таким образом, современные серверы при подключении к сети по Gigabit Ethernet способны почти полностью утилизировать пропускную способность сетевого подключения.

Вывод №.3

Центральные серверы
(серверы, доступные
большинству клиентов
сети) следует подключать
по гигабитным каналам и к ядру сети.

Для связи граничных коммутаторов с ядром сети или для связи коммутаторов в ядре — то есть для организации каналов связи с пропускной способностью, превышающей 1 Гбит/с, — обычно используется вертикальная проводка. В настоящий момент такую пропускную способность обеспечивает только оптоволоконный кабель. Кроме того, кабельная система — это капитальное вложение средств, и ее надо строить с учетом перспективы. Наконец, протяженность участков вертикальной проводки довольно часто выходит за пределы разрешенных для витой пары 100 м... Так что вертикальная проводка должна быть выполнена при помощи оптоволоконного кабеля.

На заре «сетевой эры» при построении локальных сетей (особенно в нашей стране) довольно часто допускались отклонения от стандартов для кабельных сетей. Зачастую причиной тому была бедность (оптоволоконная кабельная система и оборудование до сих пор недешевы), иногда небрежность, а в большинстве случаев — просто техническая неграмотность. Как ни странно, сети, построенные с нарушением стандартов, работали... до поры до времени. А потом они переставали работать или начинали вести себя странно и непредсказуемо («глючить») — например, нормально функционировали со всеми приложениями, кроме одного. И виноваты в этом были не приложения и не сетевые карты, а вся сеть целиком — вернее те, кто прокладывал кабель, не задумываясь о стандартах.

Идея
Основные преимущества полноскоростной маршрутизации (маршрутизации со скоростью коммутации) в ядре сети:
  • локализация ошибок;
  • расширение возможностей мониторинга сети, управления ею и администрирования;
  • в большинстве случаев — повышение производительности сети в целом.

Еще более серьезные проблемы возникали в сетях «с отклонениями» при попытках перейти от Ethernet к Fast Ethernet. При более высоких скоростях сеть намного требовательнее к качеству кабельной системы, и те допущения, которые «прощались» на скорости 10 Мбит/с, ввергали 100-мегабитную сеть в состояние ступора. На собственном опыте могу сказать, что локализация проблем в сети, построенной много лет назад (и, естественно, без всякой документации), может «обеспечить» работой на неделю трех человек. Поэтому кабельная система обязательно должна соответствовать стандартам — международному, признанному у нас ISO-11801 или американскому TIA/EIA-568-A.

Кабельная система строится как минимум на пять лет, а обычно на срок гораздо более долгий. Но проект кабельной системы, в котором компьютерные и телефонные розетки расположены через каждые полметра периметра помещения, не пропустит ни одна бухгалтерия. Что делать? Использовать унифицированную горизонтальную проводку, то есть и для компьютерной, и для телефонной сети использовать одинаковую проводку и абонентские окончания (розетки).

Вывод №.4

При построении кабельной системы
следует стремиться
к созданию СКС
(структурированной кабельной системы).

И всегда следует помнить о главном.

Трафик в сети не превышает
пропускной способности самого медленного участка сети.

Игорь Анохин — ведущий специалист отдела сетевых решений компании «Западная Техника». С ним можно связаться по адресу электронной почты: aio@zt.ru.