Пожалуй, выбор компьютерной системы управления предприятием во многом сходен с выбором автомобиля. Выбирая машину для себя и семьи, вы в первую очередь зададите себе вопрос: «А для чего мне нужен автомобиль?». Ответы могут быть самыми разными, однако наверняка ваш ответ напрямую связан с вашими амбициями, задачами и возможностями вашего кошелька. Вы можете, например, купить машину для поездок на дачу или на работу, для путешествий или, наконец, ради престижа. В любом случае ваш выбор будет основан на ваших потребностях.

Ситуация при выборе компьютерной системы управления зеркально напоминает описанную выше. Обоснованный ответ на простой вопрос «ЗАЧЕМ?» позволит Вам избежать серьезных разочарований в будущем.

Методология выбора систем говорит о том, что детальные требования к будущей системе должны сформулировать все заинтересованные подразделения. Ответ на вопрос «ЗАЧЕМ?» следует получить от каждого подразделения в отдельности, а затем составить общий документ для всего предприятия.

Отдавайте себе отчет в том, что «ЗАЧЕМ?» начальника коммерческого отдела может значительно отличаться от «ЗАЧЕМ?» начальника производства или финансового директора. Комплексный документ позволит увидеть противоречия и несоответствия в требованиях до выбора системы, а не на этапе внедрения или после него.

Заблаговременная формулировка требований к будущей системе поможет также определиться во многих других вопросах.

  • Во-первых, при составлении такого документа сотрудники предприятия смогут формализовать свои потребности и постараться элементарно ничего не забыть.
  • Во-вторых, перечень требований можно использовать в ходе демонстраций систем или при ведении переговоров с поставщиками. Можно также включить обязательства по реализации этих требований в контракт на внедрение выбранной системы.
  • В-третьих, любые инвестиции всегда должны быть серьезно обоснованы*, а внедрение комплексной информационной системы на протяжении нескольких лет может обойтись предприятию в несколько миллионов долларов (что вполне сравнимо с покупкой новой производственной линии или строительством нового цеха).
  • В-четвертых, станет ясно, для каких подразделений предназначен проект, т.е. охват проекта будет понятен до начала его реализации.
  • *Экономическое обоснование инвестиций в информационные технологии выходит за рамки данной статьи и требует отдельного обсуждения. — Прим. авт.

    Очевидно, что в зависимости от того, в какой сфере экономики работает Ваше предприятие, его требования к видам учета и управления также будут различны.

    После составления детальных требований к новой компьютерной системе можно приступать непосредственно к выбору.

    Посещение супермаркета

    Хорошо, скажете Вы, мы уже представляем себе, какие бывают системы, но как понять, какая система подходит именно для нашего предприятия? Очевидно, что нет смысла тратить сотни тысяч долларов на покупку системы, возможности которой будут использоваться на 5–10%.

    Если вы ответили на вопрос «ЗАЧЕМ?», разобрались в мифах, провели экономическое обоснование внедрения, выделили бюджет и определили соответствие вертикального рынка, то процесс выбора значительно упрощается. Скорее всего, у вас останется совсем немного вариантов, выбор между которыми можно провести на более детальном уровне, с учетом опыта команды поставщика, политики цен и схемы поддержки в процессе внедрения и после.

    Локальные системы подойдут для небольших предприятий, представительств иностранных фирм, обладающих ограниченным бюджетом, которым необходима автоматизация отдельных направлений учета. Небольшие вложения в автоматизацию также могут быть оправданы, если предприятие требует быстрой отдачи от внедрения на первом этапе, а затем планирует заменить систему на более сложную.

    Для компаний, предоставляющих услуги, торговых и дистрибьюторских фирм по соотношению цена/качество лучше всего подойдут финансово-управленческие системы, так как основные задачи в таких компаниях — это бухгалтерский учет, управление складами продукции, управление кадрами. Финансово-управленческие системы можно использовать и на небольших производственных предприятиях, если процесс производства несложен.

    Для малых и средних производственных предприятий, с небольшим количеством юридических лиц и взаимосвязей, наиболее эффективны будут средние интегрированные системы или простые конфигурации крупных интегрированных систем. Для таких предприятий основной критерий при выборе — это именно возможность управления производством, хотя учетные задачи тоже остаются важными.

    Для крупных холдинговых структур, финансово-промышленных групп, управляющих компаний, для которых первостепенное значение имеет управление сложными финансовыми потоками и трансферными ценами, консолидация информации, долгосрочное планирование, во многих случаях подойдут крупные интегрированные системы. У этих систем также достаточно возможностей для решения проблем управления производством, и они могут удовлетворить весь комплекс требований крупного холдинга.

    Для автоматизации гигантских мультинациональных предприятий в мировой практике часто одновременно используются крупные и средние интегрированные системы, иногда в совокупности с финансово-управленческими. В такой архитектуре информационных систем на уровне управления всей группой предприятий работает, например, JD Edwards OneWorld, а производственные компании пользуются пакетами среднего класса. Создание электронных интерфейсов упрощает взаимодействие между системами и позволяет избежать двойного ввода данных.

    Что день грядущий нам готовит?

    Зрелый рынок отличает наличие здоровой конкуренции и широкое распространение сведений о различных предложениях на рынке, что позволяет сравнивать эти предложения. Зрелость российского рынка систем управления предприятием можно оценить и по тому, до какой степени проявляются на нем тенденции, характерные для соответствующих рынков в мире. На наш взгляд, мировые тенденции начинают постепенно завоевывать российский рынок. Хотелось бы отметить некоторые из них:

    Специализированные (вертикальные) решения

    Некоторые российские поставщики систем управления стали предлагать вертикальные решения для ряда отраслей. Несмотря на то, что они большей частью пока ориентированы на ведение бухгалтерского учета, эта тенденция, видимо, будет развиваться. Специализация будет постепенно охватывать продукты тех поставщиков, которые примут стратегию развития своих систем с выходом за рамки бухгалтерских и иных чисто учетных функций.

    Появление управления производством

    Вторая тенденция также показательна. Во всем мире основу экономики составляет реальный сектор, которому необходимо четкое управление для поддержания конкурентных преимуществ. Российские производственные предприятия нуждаются в компьютерных системах управления точно так же, как «Дженерал Моторс» или «Боинг». Возникновение у российских поставщиков ориентации на создание моделей управления и планирования производственного процесса также соответствует ходу развития мировых рынков.

    Интеграция российских и западных систем

    Поставщики как российских, так и западных систем управления ищут пути взаимной интеграции своих продуктов. Ряд таких альянсов уже состоялся, и, по нашим сведениям, еще ряд находится в стадии проработки. Альянсы нужны как воздух, в первую очередь, для того, чтобы использовать возможности управления производством западных систем, а также для возможного изменения методологии внедрения и по ряду других причин.

    Проблема построения электронных интерфейсов опять же не нова. Партнерам каждого альянса необходимо будет успешно провести несколько проектов для того, чтобы убедиться в работоспособности объединения и отсутствии концептуального несоответствия систем.

    Атака на средний рынок

    Как на Западе, так и в России, средние предприятия гораздо более многочисленны, чем крупные. Именно такие предприятия обеспечивают рост числа проектов внедрения систем управления.

    Сами поставщики четко осознают этот факт. Даже самые крупные из них заявляют, что их решения полностью подходят и для предприятий среднего рынка. Не оспаривая этот тезис в данной статье, хотим еще раз подчеркнуть необходимость экономического обоснования выбора той или иной системы управления для конкретного предприятия.

    Взаимное обучение

    Как уже отмечалось в начале статьи, за последние полтора–два года несколько вырос средний уровень знаний о системах управления. Нам неоднократно встречались примеры проведения детального выбора систем на основе составления требований и четкого формулирования сотрудниками предприятий своих потребностей.

    Со своей стороны, поставщики и западных, и российских систем управления приобрели значительный опыт внедрения и представление об областях применения самих систем, а также накопили знания о потребностях предприятий и специфике их деятельности. Это объясняет, например, начало разработки модулей управления производством и появление вертикальных решений.

    Появление отдачи

    Одним из ключевых факторов развития рынков стало появление реальных результатов от внедрения компьютерных систем управления. Системы, внедрение которых несколько лет назад было мифом и которые не хотели работать, сейчас стали давать реальную, видимую руководству отдачу на тех предприятиях, которые одними из первых взяли на себя риски, связанные с началом внедрения.

    Что же дальше?

    Для конца 20-го века характерно увеличение масштабов и скорости изменения окружающей среды, а также обострение конкуренции на рынке. Пример энциклопедии «Британника», за 5 лет потерявшей 80% рынка из-за вторжения на него компании Microsoft, которая предложила издание никому не известной энциклопедии, но на CD-ROM и в 100 раз дешевле, говорит о том, что информационные технологии в состоянии перевернуть утвердившееся представление о рынках и конкурентах.

    Однако, при всей динамике развития рынков, система управления внутренними ресурсами предприятия (MRP-II, ERP для производственных предприятий) всегда должна рассматриваться как основа/скелет для удовлетворения потребностей бизнеса и дальнейшего развития архитектур информационных систем. Необходимо в первую очередь навести порядок в своем доме, и лишь потом стоит переходить к управлению взаимоотношениями с клиентами или внедрению Интернет-технологий.

    Игорь Карпачев — менеджер отдела управленческого консультирования компании «Делойт и Туш СНГ». С ним можно связаться по e-mail: ikarpachev@deloitte.ru.