На вопросы Intelligent Enterprise отвечает вице-президент Scala Business Solutions по операциям в Восточной и Центральной Европе Патрик Пандо (Patrick R. Pando).

Intelligent Enterprise: Когда вопрос об информатизации предприятия становится актуальным для руководства? Когда оно осознает, что без системы автоматизации управления предприятием/отношениями с заказчиками работать больше нельзя?

Патрик Пандо: Как ни странно, толчком в желании приобрести систему корпоративной автоматизации порой становится то, что партнер предприятия или соседняя компания уже пользуется этой системой. Такой случай у нас был в Самаре. Когда мы спросили заказчика, почему ему нужна именно наша система, нам ответили, что данную систему внедрил завод, стоящий напротив.

А вообще, к решению о внедрении подталкивает необходимость выполнять, например, своевременные поставки товаров или сырья, оперативно управлять ресурсами. Это заставляет руководителей обратиться к выбору той или иной автоматизированной системы управления. Сейчас уже ни одно современное предприятие не может себе позволить долгие сроки согласований и т. д. Если теряется оперативность -- сворачивается бизнес. Тем более если предприятие заказывает материалы за пределами России. В этом случае оно просто вынуждено внедрять ERP-систему, чтобы нормально работать.

От ERP-систем требуется автоматизация не только финансовой деятельности предприятия, но и бизнес-процессов, управления производством. Использование ERP-систем влияет на хорошее самочувствие российского производства в целом.

Хотелось бы отметить еще один момент. Если раньше к нашей компании обращались в основном московские предприятия, то в прошлом году ситуация изменилась. 80% наших заказчиков сегодня составляют предприятия из регионов. Хорошо развиваются предприятия в Поволжье — это наиболее активные заказчики.

IE: Каких принципов следует придерживаться при поиске решения, подрядчика, консультанта?

П. П.: Здесь многое зависит от вложений, которые заказчик готов сделать во внедрение. До 1998 года предприятия зачастую покупали ERP-систему, но до внедрения дело не доходило. А сейчас ситуация изменилась -- определяющим моментом стала эффективность. Это один из важнейших критериев при выборе решения.

При выборе системы важно, чтобы функциональность системы совпадала с функциональностью предприятия. Это сфера ответственности заказчика, потому что разработчик системы не является стратегом в разработке процесса бизнеса. Сам заказчик должен разобраться в том, есть ли у выбранной системы те функции, которые ему нужны.

Но необходимо также помнить, что на данном рынке есть некоторые особенности: наилучшая, например, для Германии ERP-система может быть совершенно неподходящей для России.

Из моей практики следует, что руководители предприятия одним из требований к управляющему ПО обычно считают возможность его работы с несколькими языками и с разными валютами. По мере роста промышленности в России это требование сохраняется. Однако для обслуживания производства требуется все большая функциональность, и в управлении проектами тоже.

Выбирая подрядчика, необходимо поинтересоваться сроками внедрения, потому что, чем короче этап внедрения, тем быстрее вы сможете получить отдачу от вложений.

IE: Выбор управленческой платформы, реорганизация предприятия — кого подо что нужно подгонять? Структуру предприятия под существующую платформу или наоборот?

П. П.: Это процесс двунаправленный. Конечно, любая система в определенной степени способствует оптимизации бизнес-процессов на предприятии заказчика. Однако считаю необходимым подчеркнуть, что поставщик решения не занимается разработкой бизнес-процессов, поэтому важно, чтобы заказчик хорошо понимал собственный бизнес еще до начала выбора ERP-системы. Очевидно, что та же система Scala не годится абсолютно для всех. То же самое можно сказать и о SAP R/3, и так далее. Поэтому, прежде чем покупать что-либо, нужно разобраться — подходит это вам или нет.

Опыт показывает, что легче работать не с теми клиентами, которые покупают систему и больше не общаются с поставщиком решения, а с теми, кто проявляет наибольшую степень заинтересованности в процессе внедрения, пользуется консультационными услугами, осмысливает весь этот процесс и планирует ход работы. В этом случае внедрение завершается успешно, система начинает работать -- и заказчик через короткий срок чувствует реальную отдачу. Те менеджеры, которые впервые покупают ERP-пакеты, к сожалению, порой не понимают, что нужно действовать именно так, не понимают, что это не просто покупка, а что они должны быть вовлечены в этот процесс.

IE: Неминуемо встает и вопрос оптимизации расходов на информационную систему. Каковы должны быть подходы, на чем можно и на чем нельзя экономить?

П. П.: Заказчик прежде всего должен понимать, для чего ему нужна ERP-система, у него должна быть стратегия внедрения. Если система нужна лишь для того, чтобы поставить галочку, то это обойдется недешево. Зачем внедряется система, что такое ERP, должны понимать и руководитель, и сотрудники предприятия-заказчика. Очень важна поддержка начальника ИТ-отдела — если он не понимает, зачем нужна автоматизированная система, то предприятию нужно найти другого. Заказчику совершенно необходимо иметь в штате человека, который хорошо разбирается в вопросах автоматизации и может дать совет руководителю предприятия на момент принятия решения.

Можно воспользоваться консультацией сторонней фирмы. Когда мы продаем систему Scala, мы тоже консультируем заказчика. Но в сложных случаях нагрузка равномерно распределяется между компанией-партнером и заказчиком.

IE: Есть еще вопрос взаимоотношений заказчика и производителя. На какой сервис заказчик может и должен рассчитывать, каким должно быть разделение функций, есть ли опасные признаки, при появлении которых от такого производителя надо бежать как можно скорее?

П. П.: Если вы слышите, что поставщик решения говорит, что данное программное обеспечение может решить абсолютно все проблемы заказчика, то знайте, что никакое ПО все сделать не может и доверия такой поставщик не заслуживает.

Что касается услуг, то если кто-либо гарантирует вам твердую сумму за внедрение, здесь также нужно быть осторожным: если во время процесса внедрения появятся какие-то незапланированные издержки, то внедрение может остаться незавершенным. Пример здесь — строительство МКАД. Так как на проведение работ была выделена фиксированная сумма, то для того, чтобы уложиться в бюджет, пришлось некоторые участки дороги сделать более узкими. Еще раз подчеркну — как только вы слышите, что за внедрение предлагается фиксированная цена, нужно остановиться и задуматься.

Конечно, можно потребовать каких-то гарантий, установить штрафные санкции. Но процесс внедрения ERP-системы очень сложен, и напомню, что его успех во многом зависит от тесного взаимодействия поставщика решения и заказчика. Замечательная компания-партнер и очень хорошая система сами по себе еще не гарантируют успешного внедрения. Многое зависит от выстраивания правильных взаимоотношений партнера и заказчика.

Кроме того, ERP-система поставляет технологию, но в ней функционируют данные клиента, с системой работают сотрудники клиента. Чтобы система успешно функционировала, сам заказчик должен вложить немало труда.

IE: Как просчитать эффект от внедрения? Какова сумма реального опыта сокращения расходов на обслуживание ИС путем внедрения всевозможных новейших технологий?

П. П.: Совокупную стоимость владения ERP-системой составляют стоимость лицензии, стоимость поддержки, собственно внедрения системы и обучения. Естественно, необходимо получить отдачу от произведенных на все это затрат.

Первое, что обычно видят заказчики, — это возможность с помощью оптимизации бизнес-процессов уменьшить складские запасы, как по сырью, так и по готовой продукции. Это, как правило, самый первый видимый результат внедрения системы. Для многих заказчиков именно это служит мощным движущим моментом, так как за счет сокращения времени пролеживания на складе и сырья, и готовой продукции происходит высвобождение капитала. ERP-система также помогает быстрее обрабатывать заказы, быстрее выполнять поставки.

Трудно говорить о ERP-системе в целом, но когда заказчик приходит и говорит, что у него есть конкретная проблема, тогда поставщик решения в состоянии дать ответ, каким образом эту проблему решить.

В России технологический сектор растет в два раза быстрее, чем общая экономика страны. Недавно произошедшие изменения в законодательстве, растущая стабильность делают Россию все более привлекательной для нашего бизнеса. Конечно, Россия — это развивающийся рынок, и, конечно же, здесь могут быть всякие проблемы. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее.