Вы, вероятно, знаете Аристотеля как человека, установившего принципы современного западного мышления и логики, основанной на делении вещей на категории. Но если вы внимательно прочтете его труды, то обнаружите: он признавал, что подобное деление базируется всего лишь на умозрительном решении, которое становится неопределенным на границах категорий и зачастую не работает в реальном мире.

В августе 1993 года коллега прислал мне по электронной почте такое сообщение: «...возможно, в некоторых случаях сравнение яблок и апельсинов — это именно то, что требуется. Допустим, менеджер супермаркета говорит: «Нам поставили дополнительный ларь в продовольственном отделе, и мы решаем, чем его заполнить. После проведенного анализа выбор свелся к яблокам или апельсинам. Что же выбрать?» Чтобы решить задачу, его сотрудникам приходится сравнивать яблоки и апельсины. Сравнение различных видов яблок — это техническое решение. Сравнение яблок и апельсинов — это управленческое решение».

Приведенная цитата подтверждает тот факт, что в реальном мире вещи легко попадают в какую-то категорию и так же легко исключаются из нее, поскольку люди могут использовать категории в разных целях, и эти цели могут меняться.

Какая нужна обувь?

Одна из моих любимых историй из сферы ИТ связана с другим письмом, которое я получил по электронной почте несколько лет назад. Оно также касалось категоризации, которая позволила бы получить стратегическое преимущество. Письмо было от сотрудника некоей обувной компании: он пытался ввести систему отчетности, которая смогла бы со временем перерасти в информационное хранилище. Этот сотрудник выбрал основанную на SQL базу данных и просил помочь с написанием исходных текстов кода, но суть проблемы заключалась не в этом.

Производственники хотели получать отчеты, в основе которых лежало бы физическое строение обуви. Какой верх — кожаный или матерчатый? Какие подошвы — кожаные или синтетические? Короче говоря, производственный отдел интересовали неизменные, постоянно присутствующие характеристики обуви.

Маркетинговому же отделу были нужны отчеты, основанные на рыночном позиционировании обуви. Какие размеры и модели продаются в разных магазинах? Каких фасонов? Иными словами, требовалась информация о последних веяниях моды.

Специалисты маркетингового отдела полагали, что в таблицах с «постоянными» параметрами обуви вряд ли могут оказаться маркетинговые данные, однако на самом деле в физическом описании обуви содержалось много информации для маркетинга. Только не там, где можно было предположить.

На тот момент, когда я получил это письмо, на рынке были две основные группы покупателей, приобретающих ботинки с обитыми металлом носками, — строительные рабочие и девушки-тинейджеры, увлекающиеся панк-роком. Строительные рабочие покупали ботинки размера 12 и больше, а девушки — размера 8 и ниже.

С точки зрения производства размер — всего лишь один из параметров, который легко изменить, нажав пару кнопок на станке, а для маркетинга это главный критерий позиционирования рабочей обуви. Понятно, что нельзя отправлять и большие, и маленькие размеры в одни и те же магазины — можно с уверенностью сказать, что строительные рабочие вряд ли пойдут за обувью в панк-рокерские магазинчики.

Категоризация хаоса

Одна из новелл аргентинца Хорхе Луиса Борхеса (Jorge Luis Borges), в книгах которого действие часто происходит вокруг библиотек, повествует о библиотекаре, собравшем огромнейшую коллекцию книг. В его чрезвычайно персонализированной, весьма оригинальной и абсолютно безумной системе классификации материалов отсутствовал базовый принцип. Он был единственным человеком, способным найти что-либо, и с его смертью все сведения были безвозвратно потеряны для остального человечества.

Примеры про Аристотеля и сумасшедшего библиотекаря учат нас многому. Хотя гибкость категоризации часто помогает бизнес-проекту, не следует персонализировать категоризацию до такой степени, чтобы другие не могли ею воспользоваться.

Джо Селко (Joe Celko) работает в отделении профессиональных услуг (Professional Services Division) компании Data Junction Corp. Автор книги Joe Celko's SQL for Smarties: Advanced SQL Programming (Morgan Kaufmann Publishers, 1999). С ним можно связаться по e-mail: 71062.1056@compuserve.com