При всей схожести стоящих проблем, интенсивность процессов информатизации различных регионов России и их госструктур сильно различается. Здесь есть свои лидеры и отстающие. Опираясь на мониторинг состояния информатизации в субъектах РФ, проведенный в конце 2004 года по заданию Федерального агентства по информационным технологиям, мы хотим представить некоторые факты, характеризующие сложившуюся ситуацию.

Что "болит" у регионов

К началу 2005 года более чем в половине регионов России была сформирована организационная структура по развитию ИТ. Назначены ответственные за проблему информатизации региона, в администрациях появились специальные структурные подразделения по вопросам информационных ресурсов, систем информатизации и связи. Более чем в половине субъектов РФ образованы координационные советы по вопросам использования ИТ и формирования территориальных информационных систем, разрабатываются концепции и программы информатизации, а в 20 регионах уже приняты законы об информатизации.
С практической точки зрения самое приоритетное для регионов направление развития информатизации - совершенствование инфраструктуры, нормативного правового и организационного обеспечения, а также создание конкретных информационных систем для региона. Особенное внимание уделяется созданию ИС для органов власти, электронного документооборота и электронных госзакупок. Пока не придается такого значения созданию систем, обеспечивающих предоставление информационных услуг населению, хотя именно эта задача неизменно называется одной из главных во всех концепциях и программах информатизации как на федеральном уровне, так и в регионах.

Интересно, что приоритетными областями для внедрения региональных информационных систем в большей части регионов считаются образование и здравоохранение. Эти направления опережают по актуальности даже область финансов, экономики и ЖКХ. Причем такие приоритеты регионов остаются неизменными уже несколько лет.

В 2004 году всего 32% регионов отметили проблемы недостаточного финансирования работ по развитию информатизации в регионе (в 2003 г. таких регионов было 80%). А вот дефицит квалифицированных кадров в области ИТ, напротив, растет - его отмечают 30% регионов в 2004 году против 15% регионов в 2003 году. То есть деньги на информатизацию появляются, а вот найти нужных специалистов становится все труднее. Стало больше проблем и в области информационной безопасности - с увеличением количества электронных информационных ресурсов в регионах понимают, что мало создавать ИС, их нужно эффективно защищать от возможной потери жизненно важных для региона данных, от злоупотреблений.

На местах уже сегодня идет внедрение информационных систем. Создавать региональные ресурсы и решать возникающие при этом проблемы регионы вынуждены сами. Но главные трудности, связанные с недостаточностью нормативно-правового и методического обеспечения региональной информатизации, с ведомственной разобщенностью, без помощи федерального центра они преодолеть все равно не могут.

Поможет ли "Электронная Россия"?

Основной целью "Электронной России" ее авторы сегодня называют создание методологической и нормативной базы для полномасштабного применения ИКТ. В отличие от регионов, которые больше всего на данный момент интересует решение их конкретных проблем с помощью ИТ, федеральный центр окончательно взял на себя роль идеолога информатизации и своей главной задачей считает создание методологий и типовых решений на уровне всей страны. По словам Андрея Шаронова, заместителя министра экономического развития и торговли РФ, Минэкономразвития России совместно с другими госзаказчиками программы "Электронная Россия" и при участии независимых экспертов и широкой общественности формирует общие "правила игры" на поле информатизации в России.

Такие "правила игры" создаются в первую очередь для органов госвласти - важным направлением "Электронной России" сегодня является разработка и внедрение элементов архитектуры электронного государства. Это электронный административный учет, дистанционный доступ граждан к информации, аудит государственных ИТ-систем. Уже давно говорится о том, что использование ИТ как внутри госаппарата, так и во взаимоотношениях государственных органов с бизнесом и гражданами должно во всех необходимых ситуациях быть всесторонне поддержано законодательно. При этом информационные технологии, став официальным средством учета, не должны будут дублировать "бумажные" технологии. Минэкономразвития планирует решить этот вопрос в ближайшие два года.

В 2004 году в рамках "Электронной России по линии Минэкономразвития выполнялось около 70 проектов. Среди них "Архитектура электронного государства", пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов (ОГИР) и разработке электронных административных регламентов (ЭАР), порталы органов государственной власти, электронные госзакупки и др. Главный результат, который государство хочет получить от авторов и исполнителей этих проектов, - стандарты. Большинство работ носят характер "пилотных", а это значит, что при их реализации создаются и апробируются проекты стандартов для архитектуры электронного государства. Предполагается, что в будущем регионы уже не будут получать от федерального центра средства на создание и усовершенствование своих информационных систем, а будут создавать их сами, используя предоставляемую центром методологию. И сейчас в рамках проектов "Электронной России" идет накопление таких ноу-хау.

Итоги 2004

Считается, что сегодня 20% регионов России имеют высокий уровень информатизации, 35% — средний, а 45% — невысокий. У «передовиков» сформировано соответствующее законодательство, приняты программы информатизации. В бюджете таких регионов отдельной строкой выделяются средства на информатизацию, информационные системы органов управления интегрируются в функциональные комплексы, создаются общие региональные информационные ресурсы и телекоммуникационные сети.
Регионы со средним уровнем информатизации также уже имеют основные нормативные правовые акты и программы информатизации, а в администрациях созданы структурные подразделения, отвечающие за управление процессами информатизации. В госорганах таких регионов работают информационные системы, взаимодействующие с аналогичными ресурсами органов местного самоуправления.
В слабо «информатизированных» регионах, как правило, функционируют информационные ресурсы отдельных органов управления, программы информатизации еще только разрабатываются, а использование вычислительной техники носит автономный характер.

Информационные ресурсы регионов

Большинство информационных ресурсов (43%), функционирующих в субъектах Российской Федерации, - это ИС филиалов федеральных органов государственной власти. В федеральных ведомствах и их территориальных отделениях они формируются более интенсивно и в большем объеме, чем в региональных госорганах. Таково фактическое положение дел, хотя понятно, что информационные ресурсы реально формируются именно в этих отделениях, а федеральные структуры - в первую очередь потребители этой информации.

Значительная часть региональных информационных ресурсов содержит первичную (учетную) информацию об основных объектах и субъектах территорий (население, юридические лица, объекты недвижимости, земельные ресурсы). Около половины информационных систем содержат информацию о физических лицах (о населении), более четверти - о юридических лицах и еще около - об объектах недвижимости и земельных ресурсах.

По сравнению с прошлым годом увеличилась доля информационных ресурсов о населении. Это связано с насущной необходимостью информатизации социальной сферы - монетизация льгот требует гораздо более тщательного учета информации о гражданах. Так, на состоявшемся в феврале заседании Совета генеральных конструкторов региональной информатизации главной темой было внедрение социальных карт. С их помощью можно четко обозначить, на какие именно категории льгот имеет право гражданин, учитывается, как он этими льготами воспользовался (например, в случае проезда на транспорте). Кроме того, если будет налажено взаимодействие между соответствующими информационными ресурсами разных регионов, то даже при перемещении из одного региона в другой гражданин продолжит пользоваться льготами, а потом с учетом аналогичных данных о гражданах просто будет производиться взаимозачет между региональными бюджетами.

Мало интеграции

Только 25% региональных информационных систем можно отнести к информационным ресурсам коллективного пользования, то есть к ресурсам, используемым несколькими госорганами. В большинстве же случаев по-прежнему каждой информационной системой пользуется только создавшее ее ведомство. Информационное взаимодействие, как между региональными органами госвласти, так и региональных ведомств с федеральными, пока развивается недостаточно интенсивно.

Однако постепенно увеличивается количество информационных ресурсов, находящихся в открытом доступе. Сегодня уже более 10% региональных информационных систем доступны гражданам.

Финансирование

Несмотря на определенные успехи ряда регионов, "цифровое неравенство" между разными регионами усиливается. Мониторинг 2004 года показал, что финансирование региона работ по информатизации в расчете на одного жителя в различных регионах колеблется от нескольких рублей до сотен рублей.

К числу регионов с наиболее высоким уровнем удельного финансирования из местного бюджета в 2004 году относились Москва (306 руб./чел. в год), Чукотский автономный округ (101 руб./чел. в год), Санкт-Петербург (85 руб./чел. в год), Ленинградская область (78 руб./чел. в год) и республика Мордовия (58 руб./чел. в год). Если же смотреть, какая доля от общего бюджета региона тратится на информатизацию, то лидеры получаются совсем другие - Белгородская область (1,26%), Эвенкийский АО (1,16%), Пензенская область (1,11%), Кабардино-Балкарская Республика (0,94%) и Москва (0,88%). Но в целом затраты на информатизацию растут - за последние шесть лет удельное финансирование работ по информатизации из региональных бюджетов увеличилось в семь раз. На что же регионы тратят эти средства? Пока еще главной задачей по-прежнему остается приобретение вычислительной техники, средств и услуг связи и ПО.

На финансирование проектов в рамках "Электронной России" за период 2002-2005 гг. объем выделяемых средств был увеличен в пять раз, или на 1,8 млрд. руб. в абсолютном выражении. В этом году намного увеличивается доля финансирования различных разработок (НИОКР). Также растет объём регионального софинансирования - принципа большинства региональных проектов в рамках "Электронной России", который состоит в том, что половина денег выделяется федеральным бюджетом, а другая половина - местным. По мнению федерального центра, если регион по-настоящему заинтересован в реализации серьезного ИТ-проекта, он должен на равных принимать участие в его финансировании. Всего на мероприятия "Электронной России" из федерального бюджета в 2004 году было выделено около 1,7 млрд. руб., а в 2005 году планируется увеличить эту цифру до 2,2 млрд. руб.