Проблемы автоматизации в промышленности традиционно считаются наиболее сложными и трудоемкими и сильно зависящими не только от отраслевой специфики, но и от условий, в которых работает конкретное предприятие и его ближайшие партнеры. Однако если удается найти нужное на сегодняшний день сочетание функциональности, поставщика решения ждет непременный успех. До недавнего времени в области управления производством мы имели по сути два отличных друг от друга уровня автоматизации: контроль технологических процессов и сферу, где решались проблемы автоматизации процессов управления бизнесом внутри компании. На сегодняшний день ко всему этому добавились технологии электронного бизнеса, реализованные, как правило, в продуктах, обеспечивающих информационную поддержку отношений с партнерами и клиентами. Если рассматривать крупные предприятия, то сюда добавляются еще технологии корпоративных порталов.

Все эти концепции стимулируют друг друга в своем развитии, а, будучи реализованными в конкретных программных продуктах, приводят к определенному перекрытию функционала в тех системах, которые традиционно решали совершенно различные задачи. Это в целом благоприятная тенденция, которая, однако, несколько усложняет проблему оценки имеющихся на рынке решений для средних и крупных промышленных структур.

В конце сентября компания «ПЛК Системы» (http://www.plcsystems.ru) — дистрибьютор корпорации Wonderware (http://www.wonderware.com) в России и СНГ, провела вторую конференцию “Промышленные информационные системы”. Рассмотренные на ней решения Wonderware, которые традиционно воспринимались пользователем как комплексные программные системы в области управления техпроцессами, дали возможность убедиться в том, что различные программные продукты корпоративного уровня на сегодняшний день действительно представляют собой лишь различные подходы к решению типичных бизнес-задач.

Как заявил в ходе мероприятия вице-президент Wonderware Эдуардо Маникарди, в настоящее время конкуренции в области человеко-машинного интерфейса — краеугольной концепции программной поддержки задач АСУТП 90-х годов, больше не существует. Иными словами, ведущие мировые компании — производители ПО управления производственными процессами -- теперь, как и многие другие, ориентируются на то, чтобы предлагать корпорациям решения бизнес-задач. Проблемы снижения издержек, стоимости владения производственным оборудованием, повышения возврата инвестиций теперь постоянно звучат и на форумах, подобных состоявшемуся.

Если рассматривать происходящее с точки зрения общих тенденций на корпоративном рынке, можно заметить определенные закономерности. На современном этапе ERP-системы, как и ранее, призваны с единых позиций управлять людскими, финансовыми и производственными ресурсами предприятий, опираясь на апробированные алгоритмы и традиционные СУБД. Бурное развитие электронной коммерции в последние два года чуть было не пошатнуло твердыню концепции ERP, продемонстрировав затем, что и само это развитие не так уж стабильно. В итоге концепции ERP и электронного бизнеса пришли к некоей единой стратегии, иногда называемой ERP II и схематически часто обозначаемой как цепочка “клиент — производитель — поставщик”. Распространение систем автоматизации за границы отдельно взятого предприятия, в свою очередь, резко повысило динамизм потребления информации — предсказать ее объем, форму и время подачи со стороны партнеров предприятия стало гораздо сложнее. Соответственно оказались востребованными данные реального времени, причем именно со стороны высшего менеджмента корпораций. Кроме того, возросла потребность в организации совместной работы и обмене неструктурированной информацией.

Это обстоятельство активно используется поставщиками ПО управления производственными процессами в выработке политики продвижения собственных решений. Они прежде всего предлагают решения, которые способны ликвидировать узкие места в указанной цепочке, причем предлагают их с позиций постановки бизнес-задач. Так, главная задача системы управления основными средствами Avantis, подробно рассмотренной в ходе конференции, — это оптимизация капиталовложений. В то же время она теснейшим образом связана с информацией реального времени цехового уровня.

Следование общим концепциям корпоративного ПО и приоритетам бизнес-целей чувствуется и еще в ряде тенденций. В частности, было заявлено о наличии у Wonderware ряда вертикальных решений, о ходе разработки еще нескольких. Давнишняя ориентация этой компании на технологии Microsoft как на открытую платформу в июне текущего года получила продолжение в новой инициативе — было объявлено о начале развертывания инфраструктуры разработки приложений автоматизации ArchestrA, работающей в среде Microsoft Windows.

Отметим, что стратегическая линия Wonderware — создание системы программных продуктов, позволяющих автоматизировать различные уровни производственного процесса сверху донизу. В связи с этим, помимо традиционного для Wonderware набора компонентов FactorySuite, отвечающего за контроль и управление производственными процессами, развиваются и более новые для данной компании продукты, нацеленные на более высокий уровень менеджмента компании-клиента. Помимо уже упоминавшегося приложения Avantis, это информационный портал SuiteVoyager (рассматриваемый в том числе и как средство совместной работы), который позволяет форматировать и доставлять данные реального времени с учетом потребностей любого корпоративного пользователя посредством Web-технологий.