Частое употребление специальных терминов, связанных с теми или иными концепциями корпоративной автоматизации, далеко не всегда способствует донесению основной идеи до аудитории, которая занимается проблемами развития бизнеса. Пресса постоянно жонглирует расхожими понятиями — ERP, CRM, SCM, OLAP, BSC и т. д., неизменно повторяя, что решительно все они должны быть интегрированы между собой. Все это вызывает неподдельное раздражение у людей, занимающихся реальным бизнесом. И хотя упомянутые выше концепции, несомненно, выкристаллизовались в результате обобщения огромной массы опыта, накопленного при решении именно бизнес-задач, употребление соответствующих терминов без какой-либо конкретизации действительно размывает содержательную составляющую публикаций, дискуссий и конференций и т. д.

Но развитие рынка информационных технологий, к счастью, не сводится только к проникновению на него новых ИТ-концепций. В среде российских пользователей постепенно ассимилируются современные идеологии управления, и практика ведения корпоративных проектов также день ото дня становится богаче. Все это позволяет подойти к тем же идеям уже с точки зрения теории и практики бизнеса. Иными словами, только если вопросы корпоративной информатизации рассматривать комплексно, стараясь не отрывать друг от друга динамику “чистого” совершенствования технологий управления, их информационной поддержки и отечественный проектный опыт, многие понятия приобретают для руководства компаний более конкретные очертания.

Приведем один пример. Только за последний год на российский рынок вышли сразу несколько систем информационной поддержки процессов бюджетирования; соответственно мы рассматривали в публикациях конкретные проекты, связанные с внедрением программных продуктов данного класса. Характерно, что при внедрении элементов автоматизации бюджетирования в составе комплексных систем управления внимание, как правило, сосредотачивается на том, чтобы по возможности спроецировать оперативные проблемы производственной и/или логистической деятельности в финансовую плоскость. Если же сфокусировать проект исключительно на автоматизации функций планирования, анализа и контроля исполнения бюджета, это позволит резче обозначить стратегические цели работы компании.

Рассматривая эту тенденцию в пространстве информационных технологий, можно также обнаружить некоторые ее отличительные черты. Системы аналитической обработки информации и ПО класса Workflow, которые традиционно были далеки от группы технологий, составляющих ядро интегрированных систем управления оперативной деятельностью компаний, в данном случае оказываются более востребованными. А такие категории, как OLAP-обработка или “коллективное электронное взаимодействие”, наполняются для бизнес-менеджеров вполне конкретным содержанием.

Направление, связанное с внедрением систем финансового планирования, в свою очередь, служит как нельзя более удачным плацдармом для того, чтобы отечественный корпоративный бизнес смог принять достаточно новую для него управленческую идеологию Balanced Scorecard (BSC), о которой сейчас много говорят. Пока все, что мы узнаем по данному вопросу, наоборот, связано с теоретической стороной проблемы или же с осмыслением западного опыта. Не вдаваясь в суть самой концепции, отметим лишь основное. BSC также призвана дать руководству компании четкое видение стратегических целей, концентрируя внимание, помимо финансовых показателей, на количественном анализе эффективности использования нематериальных активов. Но главное — она позволяет динамически связывать оперативные и стратегические цели компании путем согласования задач, стоящих на разных уровнях иерархии управления.

Все это, подчеркивая соответствие идей, заложенных в Balanced Scorecard, современному состоянию рынка корпоративной автоматизации, одновременно свидетельствует о том, что и функции анализа информации, и средства коллективной работы могут оказаться еще более востребованы на практике. Balanced Scorecard призвана концентрировать внимание руководства на четырех составляющих — финансах, маркетинге, внутренних бизнес-процессах и перспективах обучения и развития персонала. А в плоскости ИТ это фактически напрямую означает, что по мере практического освоения BSC значимость таких классов корпоративного ПО, как системы CRM или ПО информационной поддержки бизнес-моделирования и управления персоналом, будет возрастать. Отметим также, что все эти направления тоже традиционно стоят несколько в стороне от основных функциональных модулей интегрированных систем корпоративного управления.

Но тесная связь стратегии и тактики бизнеса, осуществляемая посредством BSC, как раз и дает возможность оценить практическую применимость тех концепций, о которых шла речь в начале статьи, и взглянуть на проблемы их интеграции между собой. Только теперь уже удается подойти к ним со стороны бизнес-проблематики, а следовательно, значительно более конкретно. Так что на поставленные вопросы смогут ответить уже сами заказчики, исходя из нынешней ситуации в проектном бизнесе и степени востребованности новейших технологий корпоративного управления.

Сергей Костяков