Классический вопрос логистики, как известно, ассоциируется с проблемой доставки товара из точки А в точку В. Однако в рамках данного тематического выпуска мы намеренно не стали замыкаться только на этой проблеме, постаравшись охватить и те вопросы, которые по мнению специалистов в последние годы стали рассматриваться в контексте логистического цикла.

Материалы опубликованного в этом номере «круглого стола» свидетельствуют, что среди всех проблем информационной поддержки логистических процессов основное внимание пока уделяется традиционным — автоматизации складов и транспорта. Весьма остро стоит также проблема информационного обмена между участниками цепочки поставок. Что же касается вопросов оптимизации цепи поставок как единого целого, то они все­таки остаются на втором плане, хотя факт расширения понятия «логистический цикл» нашими собеседниками признавался.

В этой связи стоит отметить, что интервью со специалистами компаний Nestle и Arcelor показывают, насколько акценты в области логистики и цепочек поставок смещаются в сторону оптимизации производственной деятельности. Надо сказать, что от представителей зарубежных компаний, работающих в России, а тем более от иностранных специалистов о подобном смещении приходилось слышать уже не раз.

Информационный обмен, который ставился участниками «круглого стола» на первый план, в сочетании с универсальной методикой взаимодействия как минимум способен сделать цепочку поставок более прозрачной. В этих условиях крайние звенья цепи, в качестве которых в большинстве случаев выступают производитель и розничный продавец, должны лучше «видеть» работу друг друга. Даже не взаимодействуя напрямую и решая казалось бы внутренние проблемы, они куда более явно интегрируются в логистический процесс. А теперь вспомним расхожий тезис, согласно которому мы чуть отстаем от западного рынка, хотя и движемся в том же направлении. Если это действительно так, то, может быть, поэтому зарубежные специалисты по SCM, говоря о предмете своей деятельности, особые акценты делают на тех вещах, которые на первый взгляд не имеют непосредственного отношения к логистике. Если в вопросах упорядочения обмена информацией наметится прогресс и в России, то по идее тут же должна активизироваться работа в области пресловутой оптимизации.

Дело в том, что использование сложных и весьма недешевых алгоритмов подобного класса, к перспективам применения которых в нашей стране эксперты пока относятся с большой осторожностью, во многом должно быть инициировано именно крайними звеньями. По крайней мере такие мощные направления, тесно связанные с оптимизационной задачей, как предсказание спроса, планирование маркетинговых кампаний и гибкое планирование производства под заказ, относятся к этой категории. Если спрос на обозримое будущее детализируется, а производство, в свою очередь, способно гибко под него подстроиться, то и задача логистики усложняется. Наряду с доставкой товара из точки А в точку В появляется необходимость доставить строго определенный вид продукции нужному потребителю по нужной цене. И это уже не просто становится расхожим лозунгом, а связывается все с той же непростой оптимизационной задачей — на сей раз ориентированной на «чистую» логистику.
Определенным стимулом для консолидации цепочек поставок и, как след­ствие, для более широкого использования оптимизационных алгоритмов, равно как и инструментов моделирования цепочек поставок (о них, в частности, тоже шла речь за круглым столом), является развитие специализированной дистрибуции, часто нацеленной на довольно узкий сегмент рынка. В материалах данного номера (см. рубрику «Капитанский мостик») отмечено, что на Западе специализация в логистике встречается гораздо чаще, чем у нас. А в подобной логистической цепи производитель и продавец по определению лучше знают работу друг друга, и принцип «нужный товар точно вовремя и по правильной цене» здесь очерчен более рельефно, чем в логистике универсальной.

Материал о компании «ГСК Фитинг­виль» посвящен как раз специализированной логистике, развиваемой на российском рынке. И здесь мы видим, что заказчик наряду со стремлением наладить работу с оперативной и исторической информацией делает все больший акцент на тех направлениях информационной поддержки, которые непосредственно связаны все с той же оптимизацией.