"Один, даже если очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный". Десятилетия прошли с тех пор, как Владимир Маяковский так образно агитировал за идею политического объединения. По мере развития рынка господа, граждане и коллеги все чаще в экономических целях объединяются в ассоциации, общества и некоммерческие партнерства. Объединяются компании - производители товаров и услуг, объединяются и их потребители. ИТ-руководители тоже постепенно приходят к мысли о необходимости единения усилий, и процесс этот становится все более энергичным и массовым.

Самый очевидный и просто реализуемый путь - объединение по географическому признаку. Те, кто так или иначе уже знаком друг с другом и работает в одном городе или регионе, начинают регулярно собираться за кружечкой пива, обсуждая профессиональные проблемы. Постепенно приходит мысль, что надо бы придать этому дружескому общению некие формальные рамки. Именно так около двух лет назад возник московский клуб 4cio (www.4cio.ru). Сейчас в нем несколько десятков человек. Более-менее регулярно они собираются в кафе для обсуждения заранее объявленной темы, иногда приглашают докладчиков из компаний-поставщиков. В клуб входят ИТ-руководители нескольких крупных торговых сетей, риелторской фирмы, агропромышленных холдингов. Внедрение Axapta, вопросы бюджетирования, логистики, поиски качественных кадров - общих тем много, и клуб постоянно растет. Но вопросы сотрудничества с поставщиками услуг и с прессой, финансирования, внутренней организации пока не решены, даже поддержку собственного сайта пока не удалось наладить. Один из "отцов-основателей" клуба и его руководитель Павел Пестряков неоднократно говорил о том, что одной из основных целей объединения, кроме обмена информацией и взаимопомощи, является лоббирование интересов потребителей ИТ-услуг на рынке, общение с вендорами ПО и оборудования с консолидированных и потому значительно менее уязвимых позиций. Выступая этой осенью на CIO Summit, глава клуба сообщил о неких достижениях на этом фронте, не раскрыв, к всеобщему сожалению аудитории, деталей успеха, тем более что речь шла о переговорах с Microsoft и HP.

Надо признать, и на CIO Summit это было особенно заметно, что московские ИТ-директора пока далеки от того уровня организации, на который уже вышли их коллеги из других регионов.

Уже более пяти лет существует Клуб профессионалов АСУ Урала (www.club.upnet.ru), число членов которого тоже измеряется десятками. Это менеджеры, представляющие машиностроительные заводы, банки, железную дорогу, фабрики легкой промышленности, Пенсионный фонд. В клубе участвуют также правительство Свердловской области и представитель президента в регионе. Среди участников и организаторов клуба - руководители местных ИТ-компаний, причем компаний-лидеров, и это дает возможность привлекать для финансирования мероприятий маркетинговые бюджеты вендоров. Это небесспорный вариант решения вопросов финансирования, но клубу удается сохранять независимость. Кроме того, члены клуба платят взносы, причем ИТ-директора - в десять раз меньшие, чем ИТ-компании. Здесь уже создана четко действующая структура, имеется выделенный директор, постоянно занятый оперативной работой и только ею. Есть герб и даже специально написанный гимн.

ИТ-директора Украины существенно дальше продвинулись по пути объединения. В феврале этого года в Киеве состоялся первый съезд ИТ-директоров Украины (организованный консалтинговой компанией "Супремум"), который собрал более 170 ИТ-директоров и ИТ-менеджеров 135 крупнейших украинских компаний из различных отраслей. По его результатам сейчас ведется работа по созданию украинского сообщества ИТ-директоров. Второй съезд организаторы планируют провести в рамках крупнейшей на Украине ИТ-выставки Enterex.

Попыткам объединения часто мешает несовпадение интересов ИТ-директоров. Компании разного масштаба, профиля, находящиеся на разных стадиях внедрения ИТ, и соответственно руководители их ИТ-служб имеют, очевидно, и разные цели. Одним из путей решения этой проблемы может быть объединение менеджеров не по географическому, а по отраслевому признаку. Таким путем идет создание ассоциации "Информационные технологии для российских промышленных предприятий". Ее учредительное собрание прошло в конце октября 2004 года. Одним из организаторов и активных участников является ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Созданию ассоциации предшествовали несколько профильных конференций, проведенных ЦНИИ РТК в предшествующие два года, и усилия рабочей группы, образованной прошлой весной. Костяк ассоциации образовали крупнейшие питерские заводы и КБ, занятые в основном тяжелым и военным машиностроением: Кировский, "Арсенал", "Адмиралтейские верфи", "Протей", ЛОМО и другие. Финансовый базис создадут членские взносы, юридическая форма - некоммерческое партнерство. План работы этой ассоциации сформулирован по-военному четко, с этапами, датами и ответственными, но она не страдает закрытостью, свойственной некоторым другим объединениям. Так как предприятия-участники имеют много общего в специфике работы, вопрос об общих целях им решать легче. В центре внимания - CALS-технологии, развитие инфраструктуры, а также технологии B2C, B2B, B2G, для чего созданы соответствующие комитеты.

Отраслевой принцип лежит в основе работы и других, не таких глобальных образований, в том числе инициативы "ЭпикРус" по объединению ИТ-менеджеров мясоперерабатывающей отрасли IT@MEAT, попытки компании "ОТР" сделать подобное для банков в рамках своего "Совета экспертов". Они носят явно локальный характер, но потенциально могут создать условия для совместного решения ИТ-проблем, специфичных именно для отдельной отрасли.

Правда, этому могут мешать два обстоятельства, весьма характерных и для таких объединений. Во-первых - это патронаж одной компании-поставщика. Как правило, любые попытки навязать что-либо ИТ-руководителям или же использовать их общение для прямого продвижения своих товаров неизменно встречают резкий отпор. Во-вторых, общение внутри отрасли хоть и создает почву для взаимопонимания, но вызывает опасения, поскольку за одним столом оказываются конкуренты, которые открыто общаться друг с другом не могут.

Тем не менее постепенно складываются способы решать обе эти проблемы, возникающие во всех сообществах. Всем понятно, что общение с поставщиками решений может и должно происходить в рамках работы объединений ИТ-директоров. Другой вопрос - в какой именно форме. А представители фирм-конкурентов стараются учитывать степень открытости своих выступлений в зависимости от состава аудитории.

Существует богатый зарубежный опыт совместной работы ИТ-менеджеров, который пока мало известен в нашей стране. А он показывает, что группы пользователей того или иного продукта могут весьма успешно и обмениваться информацией, и получать качественную информацию от вендоров, и активно влиять на них. При этом сами производители ПО имеют довольно ограниченные возможности участия. Они должны больше слушать, чем говорить, а уж о прямой рекламе и речи не идет. Именно так работает в Европе группа пользователей продуктов Infor. Можно предположить, что со временем и в России появится подобные объединения, созданные теми, кто внедряет и использует один и тот же продукт.

Примечательно, что совсем недавно, в октябре 2004 г., в России наконец появился один из самых именитых клубов CIO в мире: Gartner Executive Programmes (EXP). Это закрытый клуб, объединяющий руководителей ИТ крупнейших компаний мира. В настоящее время насчитывает 2100 участников - примерно по 1000 в Северной Америке и Европе. Участники программы имеют доступ к эксклюзивным ресурсам Gartner и получают множество дополнительных сервисных услуг. Безусловно, эта прекрасная возможность получать актуальную, объективную и высококачественную аналитическую информацию, советы и консультации наверняка будет оценена и российскими CIO. Жаль только, что немногими. Участие в Gartner EXP дорого и среднему российскому бизнесу вряд ли по карману, так что некоммерческих структур он, конечно, не заменит.

Способность к самоорганизации - одно из основных профессиональных качеств ИТ-менеджера. В создании возможностей общения и воздействия на рынок оно проявляется особенно ясно. Сообщество структурируется по региональному, отраслевому или продуктовому принципу, ищет оптимальные формы взаимодействия, обмена информацией, взаимопомощи. Профессионалу без общения с коллегами нельзя.