Тематический семинар, состоявшийся в рамках национальной премии "IT-Лидер" (организованной компанией "КРОК", журналом Intelligent Enterprise и рядом других компаний) интересен нашему изданию не только как протокольное мероприятие. Семинар собрал наиболее передовых российских ИТ-директоров, то есть ту категорию участников ИТ-рынка, которая всегда была наиболее интересна нашему изданию, но помимо всего этого у данного семинара была и еще одна "изюминка". Дело в том, что очные мероприятия подобного рода чаще всего носят отраслевую специфику. И даже, если речь идет о продуктах и технологиях с весьма широкой областью применения, их адаптация к конкретным бизнес-процесам вынуждает делать сильный уклон в сторону отраслевых мероприятий. В результате менеджеры информационных подразделений различных отраслей редко имеют возможность обсуждать общие проблемы. Не говоря уже об очных встречах ИТ-руководителей государственного и коммерческого секторов.

Данная конференция в этом отношении как раз представляла собой исключение. Помимо представителей компаний лауреатов премии "IT-Лидер", она собрала государственных чиновников, отвечающих за развитие ИТ тех регионов, которые в 2004 году стали победителями конкурса "Лучший регион в сфере ИКТ". Поэтому естественно, что обсуждение быстро перешло на проблемы формирования информационного сообщества в России в целом. И здесь сразу встают практические вопросы. Что государство ждет от бизнеса в вопросах ИТ, что, в свою очередь бизнес ждет от государства, и какие требования ИТ-руководители обоих "полюсов" готовы предъявить сами к себе.

Требования к участникам конкурса "Лучший регион в сфере ИКТ" формировал "Институт развития информационного общества" в соответствии с международными методиками. И, как сообщил председатель совета директоров этой организации Юрий Хохлов, даже регионы-победители в России заметно не дотягивают даже до среднего уровня западных стандартов. Соответственно одной из наиболее острых проблем, в принципе ставящих проблему взаимодействия государственного и коммерческого секторов экономики, является реализация крупных региональных программ. Многие из них, как в частности утверждал Федор Бармин, отвечающий за развитие ИКТ в правительстве Ставропольского края, требуют вложений и в миллион долларов и более при сроке выполнения не более одного-двух лет. Средств краевого бюджета в данной ситуации может не хватать, что приводит к необходимости привлекать коммерческие организации. Однако, проблема в форме такого взаимодействия. Ведь даже если и убедить бизнес в финансовой привлекательности намеченных работ, реализация некоего совместного государственно-коммерческого проекта с участием нескольких компаний и смешанным бюджетом по ряду известных причин представляется весьма рискованным мероприятием.

Поэтому наиболее разумным решением по совокупности высказанных на конференции предположений, было бы четкое выделение социально значимых задач, решаемых за счет государственных средств (и при безусловном руководстве со стороны государственных органов), а также косвенно связанных с ними коммерческих проектов, рассчитанных на самоокупаемость. Такого мнения, в частности, придерживается председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов. Именно на такие составляющие целесообразно разбивать национально-значимые задачи информатизации, ставящиеся, к примеру, в рамках программы "Электронная Россия".

В такой ситуации ключевыми требованиями государства к бизнесу, следовало бы признать глубокие навыки ИТ-руководителей бизнеса к проектному управлению, стратегическое видение задач, а также наличие отлаженных механизмов диалога между государством с бизнесом по перспективным вопросам автоматизации. Первым двум вопросам IE всегда уделял и продолжает уделять много внимания. А вот о пресловутой оптимизации диалог "государство-бизнес" этого сказать нельзя.

Представители органов госуправления не удовлетворены с их точки зрения сильной разобщенностью ИТ-отрасли, и хотели бы видеть некоторый единый вектор устремлений в масштабах всего ИКТ (то есть как по информационным, так и по коммуникационным технологиям). По словам Юрия Хохлова только при этом условии государство способно услышать голос ИТ-сообщества. И надо сказать, что эти требования представляются вполне разумными: поставщики различных ИТ-продуктов и услуг на российском рынке действительно пока деконсолидированы, не говоря уже об совместных усилиях. Про разобщенность ИТ-отрасли мы сляшим не первый раз, но здесь отметим то, что голоса в пользу консолидации информационной индустрии в значительной степени идут не от нее самой, а от государственных чиновников, работающих в области ИТ .

Понятно, что важным инструментом той самой консолидации могут и должны служить некоммерческие ассоциации внутри ИТ-индустрии. И опять таки следует признать, что по интенсивности их работы мы пока существенно отстаем от западного рынка, и нам, наверное, предстоит преодолеть этот разрыв в самое ближайшее время. Другой вопрос, по какому пути пойдет их дальнейшее развитие: будет ли основным вектором усилий по объединению действительно разговор с государством по национально значимым проектам или же акцент их деятельности больше сместится в сторону межотраслевых спецификаций (например, разработки межотраслевых стандартов обмена информацией). Формирование ИТ-сообщества - это тоже сложный процесс, который можно и нужно контроллировать, и, наверное, со стороны государства тоже.

Что же касается бизнеса, то, как показал семинар, он как раз вовсе не спешит предъявлять счета государству. По сути, единственным требованием к государству пока является формирование единого правового поля. Именно эта мысль звучала в ходе конференции не один раз.