В одной из статей спецвыпуска Intelligent Enterprise конца 2003 года, подводя итоги развития российского рынка корпоративной автоматизации за год, мы отметили то, что ряд тенденций, отчетливо наметившихся на нем за это время, делает очень своевременным появление на российском рынке такой компании, как BEA Systems. Осенью прошлого года как раз появилась информация о ее намерениях открыть представительство в России.

И вот в июне 2004 года это стало реальностью. Даже без приведения пресловутых "магических квадратов", а также количественных данных о числе внедрений, годовом обороте и т. д. российскому пользователю уже известно, что BEA Systems входит в первый дивизион компаний, занимающихся одним из самых быстроразвивающихся направлений - интеграцией приложений (Application Integration). Известно потому, что ранее она присутствовала на отечественном рынке через локальных и глобальных партеров (ЛАНИТ, Jet Infosystems, Accenture), и уже имеет клиентов из числа крупных корпоративных структур в России.

Теперь есть повод еще раз вспомнить недавние вехи развития российского рынка интеграции корпоративного ПО, а также поговорить о месте решений BEA в уже в той или иной мере сформированной структуре предложений в России.

Так сложилось, что несмотря на обилие технологических предложений в сфере Application Integration и заметный спрос на это ПО в мире, компаний, сосредоточивших свои усилия исключительно на программных решениях в данной области, как раз не так много. Даже если иметь в виду весь мировой рынок. И BEA, придя в Россию только сейчас, остается, тем не менее, едва ли не единственной из них. В этой связи полезно обратить внимание на графическую интерпретацию идеи построения платформы BEA WebLogic Enterprise. По сути, под этим BEA Systems подразумевает необходимый и достаточный набор функционального ПО, в тех или иных сочетаниях требующегося для всего многообразия практических ситуаций объединения корпоративных ИС в единую информационную среду. Другими словами, политика BEA в наиболее явной степени демонстрирует тот факт, что для построения, интеграции и управления комплексом приложений и бизнес-процессов необходим некий тесно взаимосвязанный комплекс компонентов, имеющий на западном рынке даже специальное название - Application Platform Suite.

Вместе с тем на российском рынке компоненты этой среды в решениях давно присутствующих на нем компаний традиционно были несколько деконсолидированы. По крайней мере, идейно. Помимо предложений в области интеграции ПО, у этих поставщиков, как правило, существуют и другие продукты, с маркетинговой точки зрения зачастую продвигаемые даже более интенсивно. Хотя, безусловно, системы класса Application Integration в России тоже не в новинку. Так, Oracle Portal совместно с Oracle Application Server входят в одну группу продуктов, в то время как средства разработки у Oracle позиционируются отдельно. Borland известна консолидированным решением средств разработки и сервера приложений, но не имеет, к примеру, корпоративного портала. Считается, что при всем разнообразии и мощи решений SAP данная компания не присутствует должным образом на рынке инструментальных средств проектирования и разработки ПО. И, наконец, средства программной поддержки моделирования бизнес-процессов (которые также есть в составе BEA WebLogic Integration) на российском рынке традиционно вообще стоят особняком, не входя в "альянсы" с какими-либо иными пакетами, из которых могли бы формироваться комплексные решения, направленные на создание и интеграцию информационных систем.

Сама же BEA System считает своим основным конкурентом IBM, уже хорошо известную своими решениями в России. Независимые западные источники склонны противопоставлять несколько более богатый спектр функциональных компонентов у IBM более высокой степени их интеграции у BEA.

Что касается актуальности задач интеграции на российском рынке, об этом мы говорили достаточно много. Теперь, однако, есть повод еще раз резюмировать ряд мыслей уже в контексте появления на нем решений BEA Systesms. Одним из наиболее значимых вех в эпохе эволюции корпоративных систем в наше стране (говоря в большей степени о крупных предприятиях) стал момент, когда к "границам" автоматизации бизнеса очерченным в свое врем я ERP-системами, начали вплотную подходить так называемые инфраструктурные решения. И не те, что в значительной мере оторваны от четкого регламента основных бизнес-процесов (например, процедуры OLAP-анализа, системы АСУ ТП, выполняющей чисто технологические функции и т. д.). Речь идет о системах информационной поддержки специфических бизнес-процессов, которые, как правило, достаточно сложно реализовать в основной управленческой системе, но которые тем не менее связаны с регламентом деятельности предприятия не меньше, чем ERP. Например, на основе регулярной эксплуатации системы аналитической CRM на производственном предприятии выявляются наиболее выгодные группы заказов, которые должны мгновенно преобразовываться в параметры производственного планирования и контроля.

С момента возникновения подобных задач помимо обмена данными резко усиливается потребность в интеграции логики систем, что в российской практике уже более чем реально. Вместе с тем характерно, что даже успешное решение подобных задач порождает новую проблему интеграции - формирование системы непрерывного мониторинга бизнеса посредством ключевых показателей результативности (KPI). В терминах информационных технологий все это реализуется через интеграцию данных, поступающих из различных источников на верхнем уровне, а также формирование в форме программного функционала логики расчета и анализа единой для всего предприятия системы KPI. Все это представляет собой, по сути, самостоятельный класс интеграционных задач.

И, наконец, задача доведения до сотрудников нужной информации в нужное время и в нужном формате - также задача интеграции приложений, выделенная в отдельный класс и решаемая отдельными программными средствами. Например, за cчет развертывания портала. Такие задачи уже ставятся на российском рынке, а по мере их появления более отчетливо звучит и адекватный им термин - бизнес-интеграция.

На все это накладываются известные проблемы, связанные с постоянным обеспечением синхронизации требований бизнеса и реализацией возможностей ИТ. Ее значимость особо подчеркивается специалистами BEA, и, в свою очередь, образуя еще одну категорию задач интеграции, решается вполне обособленным и апробированным для этой цели набором технологических приемов. В частности использованием Web-сервисов.

Надо сказать, что представленная выше типизация проблем корпоративной интеграции не нова. Примечательно же то, что данная классификация задач бизнес-интеграции очень четко обозначена и в структуре решений единой платформы BEA WebLogic Enterprise, предлагаемой одним поставщиком. Иными словами, даже беглое знакомство с ними в рамках первичных информационных материалов позволяет поставить в соответствие каждой из вышеперечисленных бизнес-проблем определенное решение BEA, - WebLogic Portal, WebLogic Liquid Data, WebLogic Integration или WebLogic Web Server. И, думается, такая явная проекция бизнес-задач на интеграционное ПО может придать новый импульс развитию полного спектра идей Application Integration в России.