Заметные форумы, посвященные корпоративному применению операционной системы Linux, пока в России проходят далеко не часто, несмотря на то, что поддержку этой ОС в той или иной степени оказывают многие (если не сказать почти все) заметные поставщики информационных систем. Форум "Linux в корпоративном секторе", совместно проведенный компаниями Novell и IBM, как нам кажется, только второй по счету в данном ряду (первое аналогичное мероприятие было проведено в Москве компанией Sybase осенью прошлого года). Впрочем, менее масштабные конференции (московский форум собрал больше 200 человек), посвященные корпоративным Linux-решениям, Novell и IBM провели также в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

Как показывает опыт, пока все обсуждения возможностей применения данной ОС на рынке деловых приложений сводятся к двум основным темам, которые носят явный коммерческий оттенок. Первое направление представляет собой попытку выдвинуть ряд аргументов, доказывающих преимущество той или иной операционной системы перед другими (пример - известные сравнения TCO Windows и Linux). Подобные сравнения, как и практически любой конкурентный бенчмаркинг, можно считать в известной степени условными. Сейчас уже понятна необратимость движения Linux в корпоративный мир, и многие опасения в отношении этой ОС звучат сегодня риторически. Так, стало объективной реальностью существование бизнес-ПО любого класса под Linux. Увеличивающиеся год от года конкретные цифры, характеризующие количество приложений для этой ОС, уже достаточно впечатляющи. Традиционно предъявляемые Linux-решениям обвинения в незрелости продукта, "сырости" пользовательского интерфейса и дороговизне специалистов остаются в прошлом. Не нуждаются в подтверждении и сильные стороны Linux: цена, возможность модификации кода, выгоды применения в государственных структурах.

Принимая во внимание все это, количественные тенденции развития рынка инфраструктурного ПО можно считать более-менее очевидными: Linux-решения будут занимать на нем все большую долю. Надо отметить, что явное присутствие на мероприятиях, посвященных перспективам ОС Linux, такой компании, как IBM, трудно переоценить. Именно она является своего рода олицетворением необратимости Linux-преобразования всего корпоративного мира, демонстрируя все новые и новые достижения в области перевода на данную ОС практически всех собственных программных и аппаратных решений. А ведь по функциональной гамме это и есть почти полный спектр платформ, используемых сегодня крупным и средним бизнесом.

Но все-таки куда более интересной, с нашей точки зрения, является вторая из основных тем, обсуждаемых корпоративным сообществом. И связана она с подачей ОС Linux в контексте более узких направлений автоматизации. Соответствующие акценты становятся хорошо заметны, когда не менее известные, чем IBM, ИТ-компании, в частности Novell, пытаются точно сфокусировать направление удара на очень широком поле под названием корпоративный Linux. С их помощью как раз и можно попытаться ответить на качественный вопрос, куда более важный, чем выяснение преимуществ и недостатков Linux, а именно: по какому конкретно сценарию будет происходить проникновение этой ОС в бизнес.

Два года назад мы уже довольно подробно писали о перспективах Linux и офисных пакетов для этой ОС в России, отталкиваясь от конкретных цифр, полученных экспертно-аналитическим центром "СК Пресс". Цифры могли с тех пор устареть, но качественные выводы, сделанные тогда, можно было бы продолжить.

Итак, в тот раз речь шла о перспективах офисного пакета StarOffice компании Sun, которым на тот момент, как показывали результаты исследования, очень живо интересовались заказчики. В то время мы связали это с определенным изменением содержательного понятия "электронный офис". Sun явно пыталась завоевать сердца корпоративных пользователей достаточно простым и верным способом: предложив им клиентское ПО самого популярного класса, т. е. офисный пакет. А поскольку порог вхождения в эту нишу (по любым конкурентным параметрам) достаточно высок, ставка была сделана не столько на сам пакет, сколько на идеологию его использования в среде Linux, которая, как известно, хорошо ориентирована на программную адаптацию приложений. Иными словами, ставка делалась на возможность развития на основе StarOffice средств коллективной работы пользователей. Назовем тот период "первой волной" интереса к Linux, который, скажем прямо, был обставлен более оптимистическими прогнозами, чем получилось впоследствии. Возвращаясь к прошедшему мероприятию Novell и IBM, посмотрим, что мы имеем сегодня.

Так же, как в 1999 году Sun приобрела компанию StarDivision, Novell в 2003 - 2004 годах покупает две ориентированные на Linux-ПО компании - Ximian и SUSE. И так же стремится оптимальным образом вписать их в собственную гамму предложений корпоративного ПО. Если считать все это своего рода знаковым событием "второй волны" продвижения Linux на корпоративный рынок, то здесь можно усмотреть как аналогии, так и отличия.

Аналогия прежде всего в том, что прикладное наполнение Linux с точки зрения бизнес-приложений по-прежнему видится в системах, близких к ПО коллективной работы. На сей раз, правда, имеется более мощный, разнообразный и специализированный арсенал функционала класса collaboration, чем ранее. Кроме того, теперь речь идет о готовых специализированных средствах коллективной работы, а не о том, что в принципе можно создать подобные решения на базе универсального ПО. Имеются в виду сразу несколько продуктов, изначально работавших под Linux или портированных на эту платформу, - это Evolution, SUSE Linux Openexchange Server и GroupWise. При этом, как известно, за прошедшие 2-3 года достойные офисные решения для Linux продолжали развиваться, и к тому же появились новые.

Характерно, что даже это специализированное ПО - лишь часть инфраструктуры Novell, направленной на коллективное взаимодействие. На более высоком уровне оно уже предстает в виде целого ряда Linux-ориентированных сервисов платформы Nterprise. Среди них средство обмена сообщениями NetMail, доступа к информации (iFolder, e-Directory), управления пользователями (LUM) и ресурсами (iManager, Novell Resource Management), а также ряд сервисов в области администрирования и безопасности. Получается, что ставка на перспективность определенного типа бизнес-приложений для платформы Linux за последнее время не изменилась, а скорее, наоборот, усилилась. Причем усилилась как функционально, так и за счет того, что особый акцент на ней начали делать компании, чей основной и единственный бизнес - это производство корпоративного ПО. Этого на начальном этапе развития "корпоративной карьеры" Linux как раз и не наблюдалось. Стоит также отметить, что современный акцент на средства collаboration потребовал дифференцированного отношения к клиентской и серверной версии Linux, чего ранее также не ощущалось. По крайней мере, если говорить о какой-либо единой идее использования данной ОС в бизнесе. В решениях Novell сегодня такие акценты как раз присутствуют.

С другой стороны, за время, прошедшее после "первой волны" Linux, важность систем корпоративного взаимодействия в общей классической "корзине" корпоративных приложений вообще увеличилась. Тому существует целый ряд причин, о которых IE прямо или косвенно писал уже не раз. Возросшее значение систем коллективной работы для заказчиков - коренное отличие сегодняшней ситуации от более ранней, с которой мы пытаемся провести параллели.

В России до сих пор центральные продукты той самой "корзины" корпоративных ИТ - ERP и транзакционные системы управления - присутствуют на Linux-платформе скорее номинально. Однако, если учесть, что и их информационные ресурсы на практике все больше становятся доступны именно за счет средств класса collaboration, перспективы у Linux становятся достаточно широкими.