Под занавес уходящего года в Москве состоялся так называемый CIO-Forum, организованный небезызвестным Консорциумом разработчиков информационных технологий "Форт-Росс" (http://www.fort-ross.ru), в состав которого входят весьма авторитетные компании, занимающихся заказной разработкой ПО. Данное мероприятие, вероятно, было первой на российском рынке попыткой погрузить отечественных CIO в качественно новый контекст обсуждения проблемы корпоративной автоматизации. Думаю, многие согласятся, что до сего момента более или менее масштабные очные встречи руководителей, отвечающих за развитие ИТ на предприятиях, происходили лишь в рамках мероприятий, посвященных применению тех или иных готовых систем западных или местных поставщиков.

Анализируя тексты докладов, сделанных на конференции и опубликованных на сайте http://www.cio-summit.ru, можно без труда выделить ряд ключевых, наиболее часто употребляемых словосочетаний. Таковыми стали "реорганизация приложений", "фаза обследования предприятия", "управление проектами и рисками", "управление системой качества". Надо отметить, что на форумах, посвященных обсуждению проблемам внедрения ERP-систем, подобные термины и сочетания вряд ли заняли бы доминирующее место во всей совокупности докладов. Скорее всего, там звучали бы близкие по смыслу, но все же другие сочетания - "реорганизация бизнес-процессов", "фаза консалтинга", "методология внедрения", "внешний аудит проектов". И за этой разницей, по всей видимости, кроется нечто большее, чем просто привычка отдельных категорий поставщиков ПО к определенной терминологии. Скорее, здесь отразилось различие в подходах к внедрению. В сегодняшней ситуации нам представляется особенно важным, что заказчики постепенно осваивают культуру ведения проектов программного аутсорсинга (создание ПО на заказ).

Сами же поставщики заказного ПО (по крайней мере, входящие в "Форт-Росс") утверждают, что за несколько минувших лет у них накопился существенный - прежде всего организационно-методологический - опыт работы на западном рынке и что сегодня они готовы серьезно включаться в развитие отечественных проектов корпоративной автоматизации. По словам самих разработчиков, эта деятельность сейчас представляет для них значительно больший интерес с точки зрения профессионального развития.

Условно проведя параллели между терминами "управление проектами" и "методологии внедрения", а также "фаза обследования предприятия" и "фаза консалтинга", отметим содержательную сторону данного вопроса. По мнению исполнительного директора компании "Аплана" Михаила Македонского, пристальное внимание разработчиков делового ПО к таким вопросам, как промышленные технологии управления проектами и сертификация систем качества, обусловлено нынешним ростом опасений клиентов - как в России, так и на Западе. Внедряя готовую систему, клиент бывает в определенной мере уверен в том, что некий апробированный функционал ИТ-поддержки и методология его развертывания все-таки реально существуют. В случае же заказной разработки все функции автоматизации определяются требованиями клиента и фактически создаются "с нуля". При этом практический опыт и высокая квалификация поставщика - по сути единственная гарантия того, что проект будет адекватен потребностям заказчика, а его выполнение осуществится качественно и в срок. Это, в свою очередь, обуславливает разницу в понятиях "обследование" и "консалтинг", поскольку заказное ПО, опять-таки по утверждению профессионалов данного сегмента рынка, как правило, выборочно покрывает специфические бизнес-процессы в их текущем состоянии. Основное же внимание здесь уделяется интеграции с существующим ПО, и в частности по этой причине термин "реинжиниринг ПО" доминирует по отношению к понятию "реинжиниринг бизнес-процессов".

Но при этом не менее важно, что необходимость уделять самое серьезное внимание технологиям управления проектами (project management) так или иначе обеспечивает высокую дисциплину проектных работ. Иными словами, здесь по определению подразумеваются такие аспекты, как детальная классификация проектных рисков и управление ими, возможность оптимизировать соотношение между качеством, сроками и бюджетом проекта, а также постоянное отслеживание реализации данных параметров по мере выполнения работ. В случае развертывания ERP-систем эти классические приемы управленческих технологий перестают существовать отдельно, как бы интегрируясь в единое понятие "методология внедрения системы XYZ".

Вместе с тем "чистые" методы проектного менеджмента, равно как и строгая регламентация процесса внедрения корпоративного ПО (читай: системы управления качеством) приковывают к себе внимание еще и ввиду осознания преимуществ так называемого гибкого функционала ERP-продуктов. Апологетом этих преимуществ, как известно, являлась и продолжает выступать Microsoft Business Solutions. Рассматривая недавние слияния ERP-поставщиков на среднем рынке, мы как раз говорили об усилении роли базовой платформы, на которой построены соответствующие решения, и о том, как все это может отразиться на автоматизации бизнеса в целом. Но если роль внутренних средств разработки в построении корпоративной автоматизации так сильно возрастает (по крайней мере в секторе SMB), а интеграция решений для вертикальных рынков или даже конкретных предприятий становится обычным делом, все это порождает необходимость новых подходов в области ведения проектов. Да, у участников российского рынка уже накоплен значительный практический опыт по использованию известных методологий внедрения западных ERP-систем и их адаптации к местной специфике. Но достаточно ли этого опыта с учетом нынешних требований к технологической гибкости? Наверное, нет, если вспомнить многочисленные и существенные методические инновации российских фирм, внедрявших ERP-продукты в последний год, и то, что почти все они в той или иной форме тяготеют именно к проектному управлению. Если ранее выделение небольших, но очень четко обособленных этапов работ с фиксированным бюджетом и гарантированным результатом в рамках ERP-проекта практиковалось очень редко, то в последнее время это уже не так. Более пристальное внимание стало уделяться не только бюджету и срокам выполняемых работ, но и не менее важному проектному ресурсу - человеческому. Имеется в виду выделение на проект определенного числа людей определенной квалификации с определенным опытом работы.

Еще одна популярная ныне тема - аудит ERP-проектов. Основная идея здесь, как известно, состоит в том, что независимой компании (и за отдельную плату) поручается на определенных этапах проекта внедрения контролировать то, насколько "правильно" он развивается по заранее определенному сценарию. То есть речь фактически идет об аутсорсинге управления проектом. Иными словами, напрашивается мысль: как только сам процесс возможного развития проектных работ становится более вариативным (а это прямое следствие технологической гибкости ERP-продуктов) технология project management становится все более востребована сама по себе. Но все же пока она если и применяется, то, скорее всего, в какой-нибудь косвенной форме, диктуемой опять же поставщиком продукта. Да и используется она при этом достаточно фрагментарно.

Вместе с тем и рынок готовых корпоративных систем, и рынок заказных разработок корпоративного уровня объективно растет. Сочетание обоих подходов в масштабах автоматизации бизнеса конкретных предприятий будет, конечно же, встречаться все чаще. В этих условиях сама культура ведения заказных проектов в России может оказаться востребованной не меньше, если не больше, чем тот бизнес-результат, ради которого и затеваются разработка систем под конкретный заказ.