«Друзья мои, прекрасен наш союз!» — как хотелось бы, чтобы слова Пушкина относились и к создаваемому ныне союзу ИТ-директоров России. Романтика по натуре, меня гипнотизирует уже сама идея такого союза. И думаю, не одного меня. Но под покровом этого гипноза, боюсь, очень легко благородные цели создания союза подменить гораздо более низкими...

«ИТ-директора — это сила, общее число руководителей ИТ-служб, которые участвуют в клубном движении, перевалило за семь сотен, и этой силе пора оформиться в организацию» — такого рода высказывания часто приходится слышать в качестве аргумента, доказывающего необходимость такого союза. Но он был бы верен, если бы союз можно было считать естественным развитием и преемником клубов. А это далеко не так.

Вместо того чтобы считать количество, может, лучше вспомним, чтo главное, а что — втростепенное. Главное — то, ради чего эти семьсот ИТ-директоров вступали в клуб: знания и общение. Именно их дает клуб, и как раз в этой части союз практически ничего не может добавить. Союз намного дальше от конкретных потребностей членов клуба.

Какие цели преследует создание союза? «Основные задачи союза — обеспечение взаимодействия ИТ-профессионалов на межрегиональном уровне; повышение статуса ИТ-директоров в обществе; выработка отраслевых стандартов; сотрудничество с органами госуправления в выработке политики области развития ИТ» (согласно материалам сайта московского клуба 4CIO).
Безусловно, обеспечение взаимодействия (то есть общение) ИТ-директоров — задача очень важная, но выход на межрегиональный уровень, обеспечивая широту, сильно теряет в качестве такого общения (вот потому-то, наверное, в задачах это слово заменено на расплывчатое «взаимодействие»). Сама по себе широта контактов отнюдь не утоляет человеческую жажду дружеского общения, а скорее ей препятствует.

Увы, и другие цели союза очень трудно отнести к главным и даже просто важным для ИТ-директора. Проблемы взаимодействия с государством и ИТ-вендорами, о которых говорилось в нашем анонимном интервью, — это проблемы глобального уровня, имеющие очень мало отношения к нуждам конкретного ИТ-директора. Подозреваю, что ИТ-директоров (даже из числа членов клуба) такие вопросы вообще не волнуют. Желание взаимодействия с государством появилось отнюдь не из двух главных потребностей (знания и общения), а из другого поля — амбиций. Сотрудничество с органами госуправления и выработка правил работы с вендорами — это те самые статусные вопросы, на которых можно заработать хороший политический капитал.

Вообще как ни посмотри, для членов клуба выгоды существенно меньше, чем для его актива. Скажите, насколько повысится статус члена регионального клуба ИТ-директоров, который будет состоять в союзе? Предположим, на X%. А насколько повысится статус активов клубов, которые войдут в актив союза? На 10Х%. Так о повышении чьего статуса на самом деле идет речь?

Амбиции активов клубов, на мой взгляд, — одна из самых значительных скрытых сил, движущих союзное движение вперед. Само по себе это не так страшно, если не забывать при этом, что главное, а что второстепенное. Но это не просто, по самой своей природе амбиции постоянно стремятся выйти на первое место. И при создании региональных клубов ИТ-директоров амбиций достаточно, и, как показали последние два года, если они перевешивают, клуб быстро перестает быть местом дружеского общения. Причём происходит это, даже несмотря на близость клубов к своим членам. А что будет в союзе? Достаточно ли у клубных активов мудрости, чтобы удержать союз от «гонки амбиций»?

Мне всегда казалось, что главное в клубе — это человеческие отношения, дружба. «Главное, что мне дал клуб, — это дружба...» — слова, сказанные одним из основателей клуба SPb CIO Club, сильно греют душу. Именно на этом и держится клуб. Об этом и думал Пушкин, когда писал: «Прекрасен наш союз». Это — про лицейцскую, такую в общем-то клубную, дружбу. Но именно этого и лишен создаваемый союз ИТ-директоров. Он по самой своей сути лишен возможности поддерживать теплые человеческие отношения, и только по этой причине должен остаться второстепенной задачей.