Елена Новикова,
генеральный директор компании Polymedia.

Разработка технического задания на создание ситуационного центра — довольно сложная задача. Безусловно, это двусторонний процесс, требующий тесного сотрудничества разработчика технического решения и его заказчика. Проработав в течение нескольких лет над созданием интегрированных комплексов для ситуационных и информационно-аналитических центров, мы составили довольно четкое представление о том, какие ошибки обычно допускают заказчики в самом начале — еще на стадии постановки задачи. Вот, казалось бы, всё на месте: хорошо описаны функции и назначение центра, подробнейшим образом изложены требования к оборудованию. Но при этом ни слова не сказано о том, какие информационные потоки, когда, где, в каком объеме и кем должны восприниматься. А без этого систему работы ситуационного центра невозможно построить.

Проектируя новую систему, нам необходимо знать:

  • какая информация должна отображаться на экране в каждый момент или в какой-то период во время обсуждения ситуации или мониторинга того или иного процесса;
  • состав информации;
  • ее вид и источники;
  • уровень детализации;
  • какие связи между объектами должны быть установлены.

При этом мы понимаем, что работа будет проходить не в каких-то абстрактных, а совершенно в конкретных помещениях, которые рассчитаны на определенное количество людей. И именно параметры этого помещения часто диктуют то, как будет построена система отображения.

Если известно, что обсуждением отображаемой информации будет заниматься не более трех человек, то в этом случае хватит обычного монитора. Если совместная работа предстоит пятерым — для этого уже нужен экран других (существенно бoльших) размеров. Но в любом случае необходимо достаточное разрешение.

Для обеспечения безошибочной и комфортной работы большего количества людей или при мониторинге информации для решения сложных задач нужен экран с поддержкой многопоточности, способный принимать много каналов. Поэтому эргономика помещения и инженерная психология диктуют свои требования к системе отображения ситуационного центра.

Для того чтобы построить систему отображения, нужно продумать, какова должна быть информационная емкость экрана. Какой размер изображения потребуется для работы необходимого количества участников? Сможет ли персонал, который работает в ситуационном центре, принимать информацию по разным критериям? Ведь изображения, «подаваемые» на экран, могут быть разнородны — таблицы, диаграммы, тексты, фотографии, видеоматериалы, картографическая информация из различных ГИС. Часто бывает необходимо принимать телевизионные и радиоканалы, Интернет, включать демонстрацию видеоматериалов. С учетом всего этого следует не только расписать систему отображения, но и создать сценарий работы информационного центра.

Немаловажную часть представляет собой компоновка центра мониторинга или управления кризисными ситуациями. Очень часто даже на конференциях приходится сталкиваться с такой проблемой: выходит докладчик, а у него на экране ничего не видно. Не видно ничего и на видеостене. А всё потому, что угловое разрешение нашего глаза составляет две секунды. Исходя из этого на расстоянии четырех метров рекомендованная величина символов равняется 21 миллиметру. Если мы сделаем символы меньше, то аудитория ничего не увидит.

Следует учитывать определенные критерии эргономики при размещении зрителей относительно большого экрана коллективного пользования. Предпочтительным углом зрения в таких случаях является 35 градусов, максимально допустимым — 45 градусов. Не забудьте о том, что нужно тщательно рассчитывать места расположения участников обсуждения.

Кроме этого есть проблема высоты, или уровня расположения монитора относительно глаз зрителя. Его нельзя поставить ни слишком высоко, ни слишком низко. Тут также есть свои нормы.

Одним из важнейших показателей является освещенность. В ситуационных центрах и других помещениях, где работают с экранами, она должна быть зонированной. То есть нужно разное освещение для экрана, для рабочих мест операторов и для работы с бумажными документами.